Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Остановите станки!»

Рубрика: Вспоминалки

Галина ТОРУНОВА *

Известно, что далеко не все зрители, сидящие в театральном зале, пошли в кассу и купили билеты. Даже сейчас, когда можно заказать билет по Интернету, немногие, смею думать, воспользовались этой легкой возможностью. Большая часть аудитории зрительного зала купила билеты на своем производстве, что называется, «не отходя от станка». Им принесли эти билеты специальные люди, работающие в БОРЗе (Бюро организации работы со зрителем). Их называли «борзые», а еще раньше мы звали их «уполномоченными», или просто распространителями.

Это была достаточно сложная профессия, смею вас уверить, потому что в своей богатой перипетиями жизни я попробовала себя и в этом деле, очень непростом. Для меня эта деятельность оказалась неуспешной, неприбыльной и нелюбимой. Мне всегда было неловко отрывать людей от их, наверное, очень важных дел. Мне неловко было уговаривать их купить билет и прийти в театр на спектакль, хотя я была уверена, что идти на этот спектакль нужно непременно, потому что он ну очень хороший и играют в нем очень хорошие артисты, а режиссер придумал этот спектакль просто замечательно. Эта неловкость, видимо, хорошо прочитывалась представителями профсоюзных организаций (они в то время в основном занимались организацией культурного досуга работников предприятия). Они брали у меня билеты под расписку, а потом возвращали остатки, довольно большие. А уж продать спектакль целиком, то есть сделать «целевой» спектакль, мне не удавалось почти никогда.
Я помню, как работала уполномоченная по распространению билетов Куйбышевского областного драматического театра в шестьдесят каком-то году, когда Тольятти еще назывался Ставрополем. Группа артистов театра была отправлена туда на гастроли на целую неделю. То есть неделю в городе, не имевшем театра, а стало быть, не приученном к ритмичному посещению театра, мы играли один и тот же спектакль, пусть и комедию. И каждый вечер мы хотели видеть в зале зрителей. И мы их видели. Каждый вечер зал был полон: если не аншлаг, то уж точно больше половины.
Работала с нами средних лет женщина, имени которой я, к сожалению, не помню, но хорошо помню ее громкий голос, серый двубортный пиджак с лацканами мужского фасона и ее туфли на низких квадратных каблуках. На ее голове венчиком топорщились волосики, сожженные перманентом.
Иногда нас, студентов, она звала с собой, чтобы мы развлекли работников каким-нибудь «стишком». И вот заходим мы с ней в цех: она не вела переговоры с представителями профкома, она предпочитала обращаться непосредственно к будущему «потребителю культурного продукта» (как это сейчас говорится), а уж потом «брать за рога» руководителей. Итак, мы заходим, люди работают, и тут раздается оглушительный приказ, перекрывающий гул работающих машин: «Остановите станки!» Люди в обалдении, а может быть, в испуге действительно останавливают станки: вдруг что-то случилось, может, не дай Бог, война началась. А «уполномоченный», не делая паузы, рассказывает, что к ним приехал лучший в мире (не менее!) театр с лучшими во все времена артистами и так далее.
Вечером зал был полон.

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 18 июня 2020 года, № 12 (185)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments