Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Комплекс неполноценности

Татьяна РОМАНОВА *

Много лет занимаясь со студентами-рекламистами созданием коммерческих наименований, я с удивлением отмечаю одну особенность, которая неизменно воспроизводится в каждом новом поколении. Придумывая названия для своих учебных объектов продвижения, они отдают предпочтение иностранным словам (англицизмам) и латинскому алфавиту. Иногда доходит до парадоксов: товар, имя которого должно обозначать отечественное происхождение продукта, называется иностранным словом.
Напрасно я обращаю внимание студентов на то, что, например, в дореволюционной России шоколад Alpen Gold назывался «Золото Альп»; все названия конфет и шоколадок – только на русском языке, хотя среди владельцев фабрик было много иностранцев. В тексте рекламы немецкого лекарства Huste-Nicht помещался также русский вариант: «Не кашляй».

Никакие мои ссылки на то, что родное слово, обладающее богатым ассоциативным фоном, может сильнее воздействовать на воображение потребителя, лучше запоминается, причем всеми нашими соотечественниками, а не только теми, кто преуспел в английском, – ничто не может поколебать инстинктивного стремления номинаторов к английской лексике, которую они считают самой престижной. Используя варваризмы, они намекают на связь своего товара с западными технологиями.
Мои студенты – продукт своего времени (впрочем, глобальное влияние английского языка охватывает многие страны мира). В результате такой расстановки приоритетов в наш язык широким потоком вливаются американизмы, постепенно вытесняющие из употребления русские слова, сходные с ними по значению. И этот процесс активно распространяется на все слои общества. Например, такое очень некрасивое по звучанию слово, как лайфхак, к сожалению, уже замечено в речи профессора филологии.
Писатель Евгений Водолазкин смог объяснить причину этого явления: «Говоря о нашей страсти к заимствованиям, нельзя не упомянуть наш комплекс неполноценности. Если мы хотим, чтобы вещь (явление) «впечатляла», непременно именуем ее на английский манер. Получается, что в мире мы до сих пор чувствуем себя провинциалами. Наши претенциозные названия, призванные указать на сходство с нездешними образцами, на деле обозначают лишь одно: вторичность. Стремление казаться «на рубль дороже» выглядит довольно глупо. Зачем? Разве та культура, которую мы создали, не позволяет нам быть самодостаточными?»
Аналогичное объяснение живучей страсти к заимствованиям у верхних слоев российского общества находим также у Владимира Познера: «Он (комплекс неполноценности) был в высших кругах. Почему французский язык был самым главным во времена Пушкина? Почему именно по-французски следовало говорить, переписываться, а не по-русски? Французам, например, в голову не приходило переписываться, скажем, по-английски. Это ощущение того, что на нас смотрят сверху вниз, нас не очень признают, – это давняя история».
Использование английского языка для международного общения или в процессе создания компьютерной терминологии – естественно и необходимо. Но массовое проникновение американских варваризмов в сферы престижных стилистических пластов русского языка – результат подсознательного национального комплекса неполноценности. Его надо остановить, потому что сохранение нашей речи – это сохранение нас самих.

* Кандидат филологических наук, доцент Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: Русский язык
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments