Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Рудольф Шейнин: «Мир живет по законам Музыки»

Сорок дней назад ушел из жизни Рудольф Михайлович ШЕЙНИН. Его памяти – настоящая публикация

17 мая на 83-м году ушел из жизни Рудольф Михайлович ШЕЙНИН. Это невосполнимая утрата для самарской культуры. Уникальная личность, соединившая таланты педагога-музыканта, философа-исследователя, создателя первой в Самаре школы здоровья «Ноев ковчег». Выпускник музыкального училища и музыкального факультета пединститута, Рудольф Михайлович работал директором и завучем музыкальных школ, хоровых студий. За более чем 50 лет он воспитал тысячи успешных учеников, в их памяти живы воспоминания и благодарность Учителю.

[Spoiler (click to open)]

Надежда ГОРЮШКИНА, заслуженный работник культуры России, преподаватель ДМХШ № 1, руководитель хора «Октябрь»:
– Мне посчастливилось встретиться с Рудольфом Михайловичем в самом начале моего музыкального пути. С его приходом в общеобразовательную школу № 88 в 1970 году наша жизнь резко изменилась. Шейнин, по примеру Г. А. Струве, открыл первую в Куйбышеве хоровую студию, которая впоследствии была реорганизована в музыкально-хоровую школу. Он заложил традицию хоровых лагерей, которая явилась для нас, учащихся хора «Октябрь», радостным праздником, запомнившимся на всю жизнь.
Рудольф Михайлович дал название хору, разработал его устав, ввел систему самоуправления, поднял хор на высокий профессиональный уровень (конкурсы, концертные выступления на различных площадках города), пригласил к сотрудничеству Д. Б. Кабалевского, Струве, Д. Е. Огороднова.
Рудольф Михайлович дал мне путевку в жизнь, дал профессию, которая мне до сих пор приносит много радости. Благодаря его подготовке я легко поступила и успешно училась в музыкальном училище, а затем – в Уфимском государственном институте искусств.

Татьяна ЛУКИНА, врач-психотерапевт, выпускница хора «Октябрь» (Москва):
– Когда на выпускном вечере каждому из нас выдали пожелания, в моем было написано: «А песню, Таня, не забудь, она твоим больным поможет». И действительно, помогая людям, я пользуюсь не только психотерапией, но и гуманистическим направлением, которое задал нам Рудольф Михайлович. Благодарна ему за ярчайшие эпизоды моей жизни. Моя жизнь в хоре «Октябрь» продолжалась много лет. Я пела там, будучи школьницей, потом продолжала заниматься, уже будучи студенткой, выезжая в хоровые лагеря в качестве воспитателя и врача.
У Рудольфа Михайловича всегда была масса идей – неожиданных, важных, которые потом можно было использовать. Песня и Музыка сопровождают меня по всей жизни, так же, как и воспоминания о Рудольфе Михайловиче как об одном из самых важных людей в моей жизни, Учителе.

Сергей РАЗВЕЙКИН, кандидат медицинских наук, участник ансамбля «Ятры» и вокального ансамбля «Надежда»:
– Ансамбль «Ятры» (в переводе с греческого – «Врачи») я впервые услышал, будучи студентом II курса Куйбышевского медицинского института в 1971 году, на «Студвесне». Руководил ансамблем Р. М. Шейнин. Коллектив очень понравился, и я с удовольствием стал его участником. Мы победили в конкурсе вокальных коллективов вузов Куйбышева, приняли участие в праздничных программах «Товарищ песня» на Центральном телевидении.
Что меня привлекало в нашем руководителе? Его высокий профессионализм, тонкость и глубина подхода к творческому процессу, музыкальность, несомненный талант руководителя и организатора.

Ирина ИЛЬЧЕНКО, участница женского вокального ансамбля «Маргарита» (на санскрите – «Путь к Свету»), созданного в Доме учителя; в настоящее время – руководитель вокального ансамбля «Надежда»:
– Я пришла в ансамбль в 1979 году студенткой дирижерско-хорового отделения института культуры. Петь на тот момент я не могла, вполне могла стать профнепригодной, и надо было восстанавливать голосовые связки. Методика, которую в пении применял Рудольф Михайлович, буквально вернула мне голос.
Конечно, не только за это я благодарна моему Учителю. Он показал нам, как надо относиться к делу, бесконечно им любимому, всегда находил что-то новое, нестандартное, учил работать с детьми. Мы были вожатыми в хоровом лагере у «Дроздов» – замечательного детского ансамбля солистов Дворца пионеров.
Это очень помогло мне в сегодняшней моей работе руководителем ансамбля «Надежда», которому в этом году исполняется 35 лет. Его тоже создал Рудольф Михайлович в 1985 году, объединив два коллектива («Ятры» и «Маргарита») в один. Тогда мы под его руководством стали петь в Клубе Дзержинского, потом в 1991 году он передал руководство «Надеждой» мне, а сам стал заниматься другими проектами.
Рудольф Михайлович учил нас, что человек должен гореть, жить, дышать полной грудью, невзирая на возраст. Так и мы стараемся следовать его принципам на репетициях и концертах, которые дают нам такой заряд, такую подпитку, что за счет этого можно выжить в этом непростом мире.

Максим МАКУХИН, инженер авиации:
– В ансамбль солистов «Дрозды» я попал в мае 1979 года. К нам в школу на урок музыки пришли две ученицы Рудольфа Михайловича, после урока нас попросили остаться и рассказали о хоровом пении, хоровом лагере. Потом моим родителям прислали открытку, в которой сообщалась дата первого родительского собрания во Дворце пионеров.
В течение учебного года практически каждый день мы были, или, скорее, жили, во Дворце пионеров. Он был нашим домом, где мы чувствовали себя свободно и спокойно. Здесь я был нужным и значимым. Здесь со мной считались и относились как к равному. Не нужно было, как в школе, лицемерить и опасаться… Рудольф Михайлович нам часто цитировал Корчака, и, думаю, мы тоже росли по его принципам.
Сегодня – певческая репетиция и гитара, завтра – драмкружок, послезавтра – концерт, в воскресенье – спортзал, карате или йога! Нам было интересно, мы росли, мы развивались и не уставали!
Мы учились слушать Музыку. У нас была белоснежная концертная форма с красным пионерским галстуком. Выступали «Дрозды» в отчетных концертах во Дворце пионеров, в школах, в парках, на пионерских съездах, в домах престарелых, на Куйбышевском телевидении, на радио и даже на арене цирка!
Были у нас и старшие товарищи – мужской коллектив «Ятры» из военно-медицинской академии и женский «Маргарита» из девушек института культуры и музучилища. Ими тоже руководил Рудольф Михайлович. Как они пели и играли! Мы тоже мечтали спеть и сыграть на гитаре так же мастерски!
Невозможно представить, что могло бы быть со мной, не попади я тогда в коллектив, созданный нашим Учителем. Кем бы я стал? Что мной двигало бы в жизни? Мы, как мне кажется, живем по-другому. Мы дружелюбны.
Я всё собирался к нему сходить. У меня было много вопросов. Хотелось ему показаться, чтобы он знал обо мне. Такие вот детские атавизмы. Выспрашивал его телефон у друзей. Не сложилось...
Я помню всё, что он говорил, я помню его голос, смех, его жесты, помню стихи, которые он нам декламировал, помню его любимые цитаты. К нам относился строго, но с неизменной иронией.
Поздно, примерно в 20-летнем возрасте, я понял вдруг, что это мой Учитель. Он подарил нам способность быть ответственным, жить в гармонии с миром и природой, слышать и понимать музыку и отдельный голос. Огромный дар его в том, что у нас есть мы, «Дрозды», что мы – семья, мы понимаем друг друга, у нас свой язык, своя История. Мы привиты от пошлости и хамства («бармалейства», как он это называл).
Благодарность – слабое слово для того человека, который подарил тебе Другую Жизнь.

Александр ХОВАНСКИЙ, инженер-программист (Лондон):
– «Дрозды» – это то, что стало частью нас самих еще в детстве и на всю жизнь. Это то, что нас сформировало, вылепило. Рудольф Михайлович дал нам очень много: незабываемые моменты счастья; настоящих друзей на всю жизнь (а в моем случае еще и жену); понимание того, что нужно выкладываться полностью, как делал он сам; осознание важности не материальных вещей, а чего-то большего, что трудно выразить словами.
Бывало, что человек уходил от него, потом «переваривал» услышанное и сам приходил к тому, что изначально было дано Рудольфом Михайловичем. И начинал этим пользоваться в своей жизни. То же самое можно сказать про коллективы: иногда коллектив вырастал, и тогда Рудольф Михайлович уходил оттуда сам, а коллектив продолжал расти своей жизнью и развиваться самостоятельно.
Рудольф Михайлович многим дал умение выкладываться по полной и понимание того, что важные серьезные вещи возможны, только если отдаешь себя делу полностью, без остатка. В первую очередь он требовал этого в музыке, но мы использовали это в других случаях. Даже тот факт, что я сейчас бегаю марафоны, 42 километра, – это отголосок его подхода. Он был бескомпромиссным к себе, никогда не учил тому, через что не прошел сам. И, требуя от людей выкладываться в работе, в первую очередь выкладывался сам. Это тоже прорастало в людях.

Юлия ХОВАНСКАЯ, художник-миниатюрист (Лондон):
– Из всех своих учеников Рудольф Михайлович одарил нашу семью наиболее щедро. Мы с Сашей встретились в «Дроздах», и наша общность, родство сердец и дружба, переросшая позже в любовь, – это всё оттуда, из певческого братства «Дроздов».
Благодарю Рудольфа Михайловича за столько умений: и петь, и на гитаре играть, и вылечить простуду, и поголодать, если надо, почиститься, не бояться выступать, сочинять песни, стихи и капустники, ставить мини-спектакли, стоять на голове, промывать нос, купаться в проруби, даже преподавать английский – Рудольф Михайлович, это всё Вам спасибо.
Наша первая встреча произошла в 1979 году, в «Дроздах», мне тогда было всего 8 лет, а последняя – в 2011 году, когда мы вместе работали над созданием сайта «Интернет-школа здоровья «Рафаил». Помимо непрекращающегося внутреннего диалога с Учителем (не прервался он и сейчас), были совершенно бесценные годы занятий в разнообразных коллективах: в «Дроздах», в «Надежде», в «Ноевом ковчеге», в AVE (там даже посчастливилось поработать руководителем английской группы «Кантри»), в АртКлубе, в группах «Будхи йоги» и «Ювентология». Даже моим детям посчастливилось в юном возрасте заниматься в центре AVE.
Но это лишь сухие факты. Разве могут они передать мою благодарность Небу за то, что оно послало мне этого человека?

Эрна СЭТ, кандидат педагогических наук, доцент:
– Мне посчастливилось заниматься в группе здоровья Рудольфа Михайловича в Студеном овраге. Это была уникальная, прекрасная комплексная школа физического, нравственного, психического и духовного здоровья, программа которой включала в себя медитацию, технику релаксации, дыхательные практики, йогу, мантры и т. д. По этой программе занимались и учителя Шейнина по институту, и ведущие профессора медицины, и специалисты других сфер.
Но вышла статья Эдуарда Кондратова «Биополя Студеного оврага» в «Известиях», в которой он заклеймил школу Шейнина, назвав ее «мистическими джунглями». Движению Шейнина приклеили ярлык «идеологической диверсии». Его уволили, «Дрозды» закрыли. Я пошла на прием к Кондратову, взяв с собой огромный альбом, содержащий отзывы родителей «Дроздов», их благодарственные письма и фотографии детей. Я поведала ему свою историю болезни: у меня была жуткая астма, от которой меня спасли только занятия с Рудольфом Михайловичем. Кондратов меня внимательно выслушал, удивился и написал статью в защиту Шейнина «Почему смолкли «Дрозды»?».
Клевета и гонения неблагоприятно отразились на самочувствии Рудольфа Михайловича. Суд он выиграл, был восстановлен в «Дроздах», но вернуться не смог, ибо прежний высокий статус коллектива был уже утерян.

Римма ТИВЕРЁВА, врач-педиатр, преподаватель в центре «Айенгара»:
– В 1989 году, имея за плечами 20 лет здорового образа жизни и 10 лет целительских практик, Рудольф Михайлович открыл первую в Самаре школу здоровья «Ноев ковчег». Я поступила в школу в 1996 году. Первое, что я там услышала: «Йога – это жизнь. Жизнь – это школа, в которой учатся».
Все началось с очищения организма – на физическом, нравственном, психическом и духовном уровне. Далее – выполнение двигательной активности (асаны). Каждая новая асана – это новый дом на новом жизненном фундаменте, который надо одухотворить через дыхание, пранаяму, осветить факелом тепла, любви и добра. Это жизненный процесс становления себя, принцип ученичества на всю жизнь. Ведь получая, мы отдаем, а отдавая, мы получаем.

Марина ЛАТЫПОВА, педагог центра альтернативного воспитания AVE:
– Он вошел в мою жизнь лет с двенадцати, когда я занималась в музыкальном ансамбле «Гармония» у его ученицы Оксаны Юрьевны Винокурной. Уже тогда я понимала, что всё, что связано с Рудольфом Михайловичем, – увлекательно, ново, жизненно. Поэтому, когда я услышала, что он создал школу здоровья «Ноев Ковчег», я, конечно же, пришла туда заниматься.
А в конце 90-х в работе Рудольфа Михайловича возникло новое направление – организация альтернативного воспитания, центр развития ребенка AVE. Он всегда говорил, что работа с детьми – очень благодарная работа. Но ребенок из центра возвращается домой, а что его ждет дома? И Рудольф Михайлович переключился на работу с семьями, с родителями, и в первую очередь – с мамами. По его мнению, мама для ребенка должна быть всем – целителем, учителем, духовным наставником.
Мамы вместе с детьми занимались на наших уроках физическим и интеллектуальным развитием, английским языком и освоением компьютера, огромное внимание уделялось эстетическому воспитанию, творческому развитию детей.
Закон нашей школы гласил: «Светящиеся глаза ребенка – главный и единственный показатель эффективности педагогического процесса». Рудольф Михайлович всегда говорил педагогам, что ученик на уроке должен не учиться, а жить. А это реализуется лишь в том случае, если педагог на уроке не работает, а живет.
Рудольф Михайлович всегда обращал внимание на то, что каждый ребенок, который пришел в этот мир, уникален и индивидуален. Возможно, он – будущий музыкант, или поэт, или механик, и никто, кроме самого ребенка, не знает это предназначение. А задача центра, задача мамы была – помочь раскрыть это предназначение различными средствами: средствами физического развития, интеллектуального, художественного, творческого.
На вопрос, чему же учил Рудольф Михайлович своих учеников и чему научил он лично меня, отвечу так: каждый выбирает то, что ему ближе. Я из его учения вынесла одно: всегда радуйся! И состояние. «Не важно, что ты делаешь, а важно – в каком состоянии», – это слова Рудольфа Михайловича. А состояние должно быть одно: радость! И еще – быть живой. Это тоже от него.
Рудольф Михайлович прожил интересную жизнь, настоящую, свою, и те люди, что были рядом с ним на разных этапах, получили от него бесценные знания. Эти знания помогают нам выстроить свой Путь, путь к своему истинному Я, к своему настоящему предназначению.
***
В этой статье – лишь малая толика воспоминаний и благодарных слов его учеников. Непрекращающимся потоком продолжают поступать всё новые и новые материалы и по сей день...
Поражает масштаб его личности. Сохраним же в наших сердцах и умах вечную память о Рудольфе Михайловиче как о Большом, Светлом Человеке.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 18 июня 2020 года, № 12 (185)
Subscribe

  • Из новейшего бестиария

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * ЕГЭбля – животное из разряда хищных и ползучих. Родилось на свет в головах и коридорах чиновников от образования,…

  • Завтра была война

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * * Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, старший научный сотрудник Самарского литературного музея…

  • Самара просвещенная

    Был сегодня в альма матери. У входа в главный корпус некогда Самарского государственного университета – табличка: «Самарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment