Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Спасибо, маэстро!

61 год назад, 21 июня 1959 года родился замечательный музыкант Сергей Николаевич Загадкин. Шесть лет назад «Свежая газета» опубликовала этот текст. К 55-летию Сережи – последнему юбилею, который мы встречали вместе с ним. Светлая ему память.

Ольга КРИШТАЛЮК *
Фото Сергея КУРАНОВА

Как постичь природу таланта? Подлинный талант – всегда тайна, всегда загадка. Вокруг самарской музыкальной династии Загадкиных, уже много десятилетий украшающей своим творчеством жизнь нашего города, вероятно, всегда будет легкий ореол загадочности.

Прошу прощения за вольный слог, однако высказать письменно и устно искреннее восхищение в адрес ярчайшего представителя династии – пианиста Сергея Загадкина – неудержимо хочется не только по причине юбилея. Восхищение, которое живет в душах его слушателей и коллег. И раз загадку невозможно постичь априори, то остается лишь свободная игра ассоциаций, возникающих, когда говоришь об этом уникальном музыканте.

[Spoiler (click to open)]
Прежде чем познакомиться с ним лично, я много слышала о пианисте Загадкине еще в нашей общей alma mater – Гнесинском институте. У студентов всегда было принято выяснять свою ученическую родословную. Сергей Загадкин учился в Гнесинском институте у Аркадия Севидова, которому в начале 80-х годов было чуть за тридцать, и, вероятно, общение педагога и ученика можно было трактовать скорее как творческую дружбу старшего товарища по искусству с младшим. Севидов в свое время был учеником гениального Льва Оборина, а значит, в каком-то смысле Сергей Загадкин – внук Оборина и правнук великого Константина Игумнова, одного из родоначальников московской пианистической школы.
Эта блестящая родословная приоткрывает тайны пианистического мастерства Сергея Николаевича так же, как и семейная родословная Загадкиных с пианистами и скрипачами в нескольких поколениях.
Говорят, первое впечатление не обманчиво. При первой встрече в облике Сергея Загадкина мне почудился и Йозеф Кнехт, герой романа «Игра в бисер», и волшебник Земноморья Гед. Сочетание нервного энергетического заряда огромной силы и мощное волевое начало, на мой взгляд, характеризуют индивидуальный артистический темперамент пианиста Загадкина. На сцене он предельно собран и в то же время открыт тем импульсам вдохновения, которые владеют им, ведя по бушующим волнам музыкальной стихии (в особенности, если речь идет о музыке Рахманинова, Скрябина, Шопена).
На эстраде он лидер и рассказчик. И это свойство особенно интересно и ценно в музыканте, поскольку Сергей Загадкин может «рассказать» знакомую музыку по-новому, не вдаваясь в излишний модернизм, а скорее снимая слои привычных штампов и открывая истинное звучание, о необходимости которого говорил еще Г. Нейгауз, называя это «служением композитору».
Будучи умным и глубоким музыкальным собеседником, Загадкин говорит языком рояля с публикой Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Вены и других городов мира о Бетховене и Шопене, Шумане и Чайковском, Листе и Моцарте. Огромный репертуар музыканта и его виртуозная универсальность позволяют одинаково хорошо и свободно интерпретировать такие редкие сочинения, как увертюра «Тангейзер» Вагнера-Листа или Пятая соната Скрябина, владеть разными «языками» – стилями игры: от лучезарной прозрачности, моцартовской ясности и гайдновской фактуры до оркестровой мощи бетховенских и листовских звуковых полотен.
Мое личное сердечное спасибо мастеру за интерпретацию музыки Рахманинова. В репертуаре Загадкина – три рахманиновских концерта, этюды op. 33 и 39, прелюдии. Не так давно в зале Самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова звучал Третий фортепианный концерт. И вот вам еще одна загадка: главная тема первой части, столь знакомая публике, одна из самых знаменитых рахманиновских мелодий, в исполнении Загадкина звучала как-то свежо, подобно новому, только что родившемуся на глазах зрителей высказыванию. Это тонкое, почти неуловимое, но такое принципиальное rubato, это парадоксальное соединение сумрачности и нежности в звучании темы, это мудрое понимание композиторской фразировки и цельности высказывания.
Сегодня Сергей Загадкин – признанный мэтр фортепианного искусства, заслуженный артист РФ, профессор, ведущий самарский исполнитель-виртуоз, активно и успешно концертирующий в России и за рубежом, член различных международных ассоциаций по развитию пианистического искусства. Но для многих и лично для меня важно, что этот человек по-прежнему живет, работает, преподает в нашем городе, и когда я вечером прохожу по коридору четвертого этажа академии, то безошибочно узнаю манеру игры пианиста. И тогда я останавливаюсь, внимая такому знакомому, дорогому и в то же время новому рахманиновскому слову в исполнении Сергея Николаевича Загадкина.
Спасибо, маэстро!

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГАКИ.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 19 июня 2014 года, № 11 (58)
Tags: Культура Самары, Музыка
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments