Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Остановитесь в беге!

Рубрика: Всемирный день гуманизма

Светлана ЖДАНОВА *

Начну со справки. Гуманизм – этическое мировоззрение, возникшее в античности, расцветшее в эпоху Ренессанса, дошедшее до нас в трудах философов, декларации прав и свобод человека и поддерживаемое малоизвестным широкой публике Международным гуманистическим и этическим союзом, конгресс которого и учредил в 1986 году ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ГУМАНИЗМА, который отмечается ежегодно 21 июня, но официального международного статуса не имеет. Это, пожалуй, всё, что надо знать про бытование гуманизма как философского течения в современной жизни.
Но почему бы не использовать повод поговорить о добре и зле в обычной жизни, ведь сегодня в неимоверных информационных перегрузках человеку не так уж и просто определиться в отношениях с этими этическими категориями. А счастья хочется.
Как-то во времена журналистской молодости я, что называется, не для печати, спросила у известного в городе человека, знакомого мне по студенческой юности и ставшего религиозным деятелем: в чем смысл церкви, если в основе ее догматов – простые общечеловеческие истины? Не убей, не укради, люби ближнего, как самого себя, – ну, вот это вот всё. Ведь призывы эти со склона горы (ну, или чуть раньше – с вершины другой горы другим лидером) обращены были – и это мне казалось главным – к маргиналам, бродягам, людям, бежавшим от труда, семейных и иных бытовых обязанностей и обязательств и преступившим закон.

[Spoiler (click to open)]
«Ну да, – ответил мне священник, – конечно. Ты образованная и грамотная, а вот попробуй. Сама. Честно и подробно, искренне и последовательно. Каждый день и всю жизнь». И правда, если бы «золотое правило нравственности» – это общее этическое правило, лежащее в основе гуманизма, – так уж легко было соблюдать, как прекрасен был бы этот мир!
На разных этапах цивилизации и несовпадающих ступенях социального развития в разных культурах этот нравственный закон приобретал различные виды. От Сократа, Шекспира, Канта, Пушкина, Соловьёва до Махатмы Ганди (можете по своему вкусу дополнить этот список) – нам в наследство достались как несомненное признание человека высшей ценностью, так и глубочайшие исследования его амбивалентной природы, возрожденческий гимн человеку-творцу и сомнения в праве его… Ну, и от недавнего прошлого – простые и четко очерченные пути к вот-вот уже достижимому совершенству.
Гуманизм как философское течение в наши дни в связи с исчезновением философии превратился просто в спектр разнообразных представлений о гуманности: от человечной нормы в виде волонтерского движения до героизма и самопожертвования. Впрочем, с исчезновением философии я, может, и погорячилась. Наверняка есть мыслители, исследующие для науки, а не для фейсбука всё, что сегодня противоречит гуманизму: кризис доверия, мультикультурности, толерантности, отношений Востока и Запада, Севера и Юга…
Системный кризис, которому мы свидетели, в глобальном масштабе поразил все сферы: экономическую, финансовую, политическую, социальную. Но, как мне кажется, главный кризис – в подрыве самих основ гуманизма. Попытки пересматривать причины и итоги мировых войн, поставить под сомнение признание масштабных человеческих трагедий, информационные войны, ложь и провокации в международных отношениях, деградация международных организаций и дипломатии, международный терроризм, а еще извращение и опошление принципов гуманизма, паразитирование на них ряда политиков – всё это в общественном сознании вызывает тревожность, неуверенность и неопределенность, сомнения в ценностях, агрессию…
От этого внешнего раздражителя так хочется спрятаться, но это почти невозможно в запутавшемся в информационной паутине мире.
Но, в конце концов, что нам Гекуба, чтоб так о ней рыдать? Давайте о себе любимых. В конце концов, золотое этическое правило – не делать другим то, что не желаете для себя, и поступать с другими так, как хотели бы, чтоб поступали с вами, – это ведь посыл к каждому лично. Как учил великий гуманист Лев Толстой, человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чем ошибся.
Я пишу эти строки, но не могу избавиться от давящего впечатления от трагического и резонансного ДТП, точнее, всего того, что происходит вокруг него. Снять это напряжение, поговорить бы, да не рискую: страшно неожиданно для себя обнаружить в собеседнике блюстителя нравственности и носителя истины – разумеется, без греха, но с полной пазухой камней праведных.
Как свобода высказывания вскружила головы завсегдатаям соцсетей и телепрограмм! Мы ужаснулись, когда вдруг обнаружили, что стирка чужого белья из частного забавного проекта превратилась в разветвленную сеть и мощным потоком грязных желтых помоев залила всё телевизионное пространство. Где были мы, журналисты, профессиональное сообщество, почему не разглядели эту заразу, не восстали, почему только брезгливо отворачивались…
Превосходство интеллектуалов, смотрящих исключительно «Культуру» или вовсе изгнавших телевизор из своей жизни, – прекрасно, но, увы, никак не отменяет существования и процветания культуры замочной скважины. Выворачивание личной, интимной жизни вызывает стойкий интерес определенной и, видимо, значительной части общества, иначе откуда реклама и размножение программ на разных каналах. Поражает, что в этом соглашаются участвовать живые, известные и очень известные люди, а еще – жены, дети, близкие погибших или пострадавших… подчас в тот же день! И это всё прикрывается идеей спасения, помощи, поддержки, установления справедливости – в общем, «гуманизм в действии».
Мало того, что вытаскивается на свет божий и легализуется то, что всегда в норме считалось неприличным: подглядывание, подсматривание, сплетни (кумушки на скамейке у подъезда – ангелы!). Но, что, быть может, самое страшное, обыкновенным делом становится агрессия. В людях культивируется сознание собственного права судить публично, выносить приговор безапелляционно и с сознанием абсолютной и единственной правоты. Эта, с позволения сказать, культура ведения дискуссий стала проявляться и в других программах, на ней воспитаны тьмы журналистов…
Конечно, можно выключить телевизор и закрыть аккаунты. Это будет ваша личная победа над пространством, победа страуса, победа ухода во внутреннюю эмиграцию. Но это не остановит вал воинствующей пошлости, самодовольной уверенности серости в своем праве вещать, обличать, наставлять. И этот вал настигнет вас обязательно – не в Интернете, так в магазине или трамвае, на совещании или ковре у начальника.
Что делать? Вполне вписывающийся в идеи гуманизма вопрос. Отчего это нравы молодежи упали – вопрошал один из героев А. Н. Островского, и сам отвечал: оттого, что на театре трагедий не играют! Цитирую близко к тексту, когда-то вызывавшему улыбку: персонаж, мол, начетчик и ретроград. А ведь прав был старик! Сон разума известно, что порождает.
Гуманизм – это, прежде всего, знание и культура. Надо вернуть уважение к гуманитарным наукам и их роли в жизни общества, вернуть полноценное гуманитарное образование, особенно школьное, перестать выхолащивать из литературы для детей трагические конфликты. Надо как-то вернуть философию и логику, ибо основы философии формируют системность представлений о мире, логику связей причин и следствий, преемственность и гармоничность знаний о мире и человеке.
Человеком с системным мировосприятием трудно, а может быть, и невозможно манипулировать и уж точно не сбить с толку, как теперь говорят, фейками. Он толерантен (ненавижу этот термин, но «терпимость» тоже не очень подходит) не потому, что равнодушен, а потому, что у него есть понимание другого, знание. Знание культуры, психологии, чувства человека иного, не похожего.
Нам эта толерантность в свое время давалась в комплекте с умолчанием о том, что были и могут быть конфликты и дискриминация по разнообразным признакам непохожести. Сегодня нет-нет да и подумаешь: то, что ты лично в детстве не знала национальности одноклассников, к сожалению, не означает, что кто-то из них не испытывал травму «инаковости». Однако тот заряд счастливого неведения сослужил хорошую службу, это была, если угодно, прививка, которая работает до сих пор, как бы ни раскачивался этот мир.
Современная жизнь демонстрирует нам чудеса «перевертышей». Ящик Пандоры в этот раз как-то особенно заразно выплюнул в мир бациллы войны всех со всеми. Естественно, за права, естественно, за лучший мир, правильную жизнь, гармонию и счастье. И вот уже Махатма Ганди обвиняется в национализме, Колумб – в работорговле. По этой же причине запрещаются «Унесенные ветром», сбрасываются с постаментов в колониальных или иных каких бедах повинные памятники в просвещенной Европе.
И как будто нет уже свершившейся истории с ее логикой, драмой, перипетиями и обусловленностями. Как будто нет и не было у исторических личностей иных заслуг перед обществом… А то вдруг по воле перевозбужденной группы политиков в период сезонного обострения в ранг заслуг возводятся преступления. И вот то тут, то там сегодняшние живущие по иным, современным историческим законам люди вынуждены вставать на колени или скакать в знак лояльности к распоясавшимся ублюдкам. И это борьба за справедливость, равноправие, счастье?
Или вот еще тренды публичного пространства: человеческие слабости гениев становятся доминантой в общественном обсуждении, смещаются акценты, факт биографии художника, писателя, артиста, композитора или история создания произведения преподносятся обществу как открытие правды, снятие запретов, при этом сам вклад гения в очеловечение человечества нивелируется, «Ода к Радости» становится всего лишь «застольной».
Противостоять этой ползучей деградации может только сформированное образованием и культурой человеческое достоинство. Оно не даст забыть в перманентной борьбе за счастье венца творенья в целом и каждой человеческой особи в частности, что дьявол начинается с пены у рта ангела, борющегося за справедливость. И в мире. И в политике. И в частной жизни.
Ну, и необходимый постскриптум. На день летнего солнцестояния, когда с древних времен человечество загадывает судьбу, надеясь на перемены к лучшему, приходится большой, известный с языческих времен праздник. Но и современный мир решил добавить свои «пять копеек» – несколько поводов к радости и причин объединиться. Выбирайте: Всемирный день Жирафа, Всемирный день гидрографии, Международный день цветка (в России – ромашка), Международный праздник музыки (девиз – «Делайте музыку!» – обращен ко всем, не только и не столько к профессионалам), а еще – Всемирный день приветствий (еще его называют днем рукопожатий, но вот пока без них, увы) и, наконец, – та-та-та-та-татам! – Международный день Неторопливости. Остановитесь в беге, вдохните аромат цветка, послушайте музыку. Мир прекрасен!

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 18 июня 2020 года, № 12 (185)
Tags: Культура и Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments