Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Бельгийские рабочие на самарской почте

Армен АРУТЮНОВ *

10 июня отмечался Всемирный день модерна (World Art Nouveau Day). Это еще один повод поговорить об особенностях архитектуры начала ХХ века в Самаре. В предыдущих номерах «Свежей» я рассказывал о влиянии московских и петербургских зодчих на работы своих коллег в провинции. Сегодня мы поговорим о европейском влиянии и прямом цитировании западных произведений, которые встречаются в самарском модерне.

Реконструкция в стиле модерн

Главный офис самарской почты и телеграфа располагается на углу нынешних улиц Куйбышева и Ленинградской с 1890 года. До революции это здание находилось в частной собственности. На рубеже XIXXX веков им владели купцы Новокрещеновы, а с 1904-го по 1916-й – купец Андрей Андреевич Субботин. Почтовая контора все это время арендовала большую часть дома.

Здание Почтовой конторы в Самаре. Современный вид

[Spoiler (click to open)]
Трехэтажное кирпичное здание на углу Дворянской и Панской улиц построили в 1880-х по образцовому проекту. Свой нынешний облик в стиле модерн дом приобрел во время перестройки в начале 1910-х. В результате реконструкции входные группы выделили отделанными керамической плиткой ризалитами и остекленными эркерами. А над главным входом появились цветные витражи, барельеф и металлический земной шар.
Как ни странно, автор одного из самых интересных общественных зданий Самары начала ХХ века до сих пор не определен. Кто мог выполнить проект в стиле модерн, можно лишь догадываться по каким-то косвенным признакам. Например, это мог быть художник и архитектор Михаил Квятковский. В 1900–1910-х он активно работал с Андреем Андреевичем Субботиным и его супругой Елизаветой Ивановной. В 1908–1909 годах архитектор перестроил принадлежавшее им здание гостиницы «Гранд отель» (сейчас гостиница «Бристоль Жигули»), в 1911-м спроектировал каменный магазин с квартирами в саду Субботиных на углу нынешних Никитинской площади и улицы Коммунистической (не сохранился), в начале 1910-х реконструировал в стиле модернизированной неоготики дом на улице Казанской (улица Алексея Толстого, 30). Кроме того, существует версия участия Квятковского в реконструкции Самарского реального училища, которая производилась на средства четы Субботиных.
Кроме того, в реконструированном здании почтовой конторы использованы приемы, встречающиеся в работах Квятковского: цветные витражи и вставки из перламутровой майолики (дом Субботина на Алексея Толстого и Реальное училище), мелкая расстекловка окон (дом Субботина, особняк Новокрещеновой на улице Фрунзе, 144), а также барельеф (лепной декор характерен для большинства произведений архитектора). Впрочем, всё это лишь догадки, не позволяющие утверждать, что автором проекта реконструкции выступил именно Квятковский.

Барельеф на здании самарской почтовой конторы

Брюссельский след

В целом архитектура здания почтовой конторы в Самаре тяготеет к бельгийскому направлению модерна. Особенно отчетливо это видно в оформлении входной группы, напоминающей узкие фасады особняков, плотно стоящих на исторических брюссельских улицах (например, собственный дом архитектора Поля Каши на Rue des Francs, построенный в 1905 году).
Но главное, что связывает Самару и Брюссель, – это барельеф, расположенный на уровне карниза, адаптированная копия работы «Индустрия» бельгийского скульптора Константина Менье.
Константин Менье (1831–1905) – выдающийся бельгийский художник и скульптор-реалист XIX века. Родился в бедной семье выходцев из угледобывающего региона. Первые уроки получил у старшего брата – гравера Жана-Батиста Менье. Позже посещал класс скульптора Шарля Огюста Фрекена в брюссельской Академии изящных искусств, учился живописи у Франсуа-Жозефа Навеза.
Много лет Менье занимался исключительно живописью, но с середины 1860-х полностью погрузился в скульптуру. Художник продолжал создавать живописные полотна, но, в основном, чтобы перенести их в объемные рельефы.
В конце 1870-х скульптор посетил несколько заводов. С образом рабочего он был хорошо знаком с детства, но увиденное на производстве окончательно определило последующее развитие его творчества. Остаток жизни Менье посвятил теме труда рабочих, шахтеров, заводчан.
Одной из главных его работ стал памятник труду – монументальная композиция, состоящая из статуй, скульптурных групп и рельефов («Индустрия», «Жатва», «Порт», «Шахта»). Над ней художник работал до самой смерти в 1905 году. Установку памятника в Брюсселе он, увы, не дождался (композицию в несколько измененном виде открыли лишь в 1930-м).
В 1878 году Менье посетил стекольный завод в Валь-Сен-Ламбер. Через несколько лет под впечатлением от увиденного он создал картину «Плавка». Бронзовый рельеф на эту тему под названием «Индустрия» появился уже в середине 1890-х.

Константин Менье. Плавка. 1880

«Сюжетом моего большого рельефа «Индустрия», – цитируют отрывок письма Константина Менье в книге «100 великих скульпторов», – является происшествие на стекольном заводе. Стекло в расплавленном виде в больших горшках из обожженной глины подвергают действию сильного огня доменной печи. Случается, что горшок даёт трещину и жидкое стекло льется на очаг… Сейчас же идет группа людей, специально для этого приставленная, с железной тележкой и ставит на неё раскаленный глиняный горшок. Это очень трудная работа… Там царят суматоха и адская спешка в течение нескольких минут, которые я пытался передать».
Рельеф Менье полон экспрессии. Образы рабочих, как и в других работах художника, героизированы. Самарская копия по пластике и выразительности уступает брюссельскому оригиналу. Здесь меньше экспрессии, хотя общая композиция произведения сохранена. Кроме того, автор местного барельефа сделал адаптированную копию, придав бельгийским персонажам более характерные для волжского города лица. У одного из героев появились борода и усы, а сидящий на рычаге рабочий получил фартук и картуз.

Бронзовый рельеф «Индустрия». 1901

Общеевропейский образ

Памятник труду установили в Брюсселе лишь в 1930-м, но сюжеты рельефов Константина Менье стали активно использовать по всей Европе еще в начале ХХ века. Самара была не первым и не единственным городом, где появилась реплика его произведения.
Уже в 1890-х скульптуры бельгийского мастера участвовали в крупных выставках, а один из его рельефов («Порт») размещался на главном входе Всемирной выставки в Париже 1900 года. Показывали скульптуры автора и после его смерти. В 1909 году его работы демонстрировали в Лувене, в том числе макет памятника труду. Большая часть произведений хранится в Музее Менье в Брюсселе (на здании, кстати, располагается один из эскизов «Индустрии»).
В начале ХХ века две копии рельефа с памятника труду (в том числе «Порт») появились на фасаде промышленного комплекса в Таллинне, а в 1911 году архитекторы Иосиф Зекцер и Дмитрий Торов использовали сюжет «Индустрии» для украшения аттика доходного дома Ильи Закса в Киеве (улица Крещатик, 6). Авторы переработали сюжет с учетом размера декорируемой поверхности.
Еще через три года вариации на тему рельефов «Порт» и «Индустрия» появились в Вене. Архитектор Франц Красны использовал их для оформления здания банка на улице Херренграссе, 12.
В советское время творчество Менье было не менее востребовано. Выпускались каталоги его работ, открытки с рельефами. Да и скульпторы вдохновлялись его произведениями. Например, под явным влиянием творчества бельгийца была создана скульптурная композиция Сергея Меркулова «Смерть вождя» (1925–1949).
Востребованность темы труда в советской России обеспечила сохранность барельефа на местном Главпочтамте. Многие дореволюционные произведения были утрачены или замазаны (например, рельефы Михаила Квятковского на бывшем ресторане «Аквариум»). К счастью, о самарской «Индустрии» и ее месте в общеевропейском контексте мы можем говорить в настоящем времени.
* Журналист, архитектурный обозреватель, градозащитник.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 18 июня 2020 года, № 12 (185)
Tags: Архитектура Самары, Изобразительные искусства, История Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments