Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Русский след в джазе

Игорь ВОЩИНИН *

Далеко не все согласны с утверждением Леонида Утесова, что мировой джаз родился где-то в районе Малой Арнаутской и Дерибасовской. Однако автор искренне радуется и гордится, когда на страницах истории родившейся за океаном музыки вдруг встречает российские имена и фамилии.

Наверное, наиболее известным из россиян в мировом джазе стал Якоб Гершович, вошедший в историю музыки как американский классик Джордж ГЕРШВИН. Живущий в Петербурге его отец Морис Гершович в конце XIX века был призван в царскую армию, но идти под ружье ему очень не хотелось, и от этой повинности он сбежал в Америку. При пересечении границы чиновник иммиграционной службы записал его фамилию как Gershwin, и именно с ней в Штатах и жило всё семейство. В июле 1895 года Морис женился на красавице Розе Брускин, и в 1898-м у них родился второй сын, названный Якобом, но в жизни ставший Джорджем.

[Spoiler (click to open)]
Уже в детстве мальчик проявил интерес к музыке, услышав игру на пианино школьного товарища. В 1910-м мать купила в дом модную мебель – пианино, но неожиданно Джордж просто набросился на него. Родители вынуждены были пригласить для сына педагога. Мальчик оказался способным и в 1914-м уже начал работать тапером и даже сочинять какие-то песенки. В 1915-м он становится штатным пианистом-демонстратором в музыкальном издательстве Джерома Ремика, а вечерами играет в салунах и барах, продолжая что-то сочинять.
В 1916-м имя Джорджа появилось на титульном листе нотной тетрадки. Это была песенка When You Want`em, You Can`t Get`em, а в 1918-м на Бродвее звучало уже немало мелодий Гершвина. В 1924-м появилась великолепная Rhapsody in Blue, которая прозвучала в собственном исполнении Джорджа в сопровождении sweet jazz оркестра. На концерте присутствовали Сергей Рахманинов и Леопольд Стоковский.
В 1925-м композитор написал Концерт для фортепиано с оркестром, начали ставить его музыкальные комедии, а в 35-м была создана опера «Порги и Бесс».
По количеству сочинений Гершвин оказался практически вне конкуренции. На его счету 28 мюзиклов, наиболее известными из которых стали Lady, Be Good, Oh, Kay, Strike Up the Band, Of Thee I Sing. Кроме того, были написаны сотни песен, музыка для 18 эстрадных шоу и 8 кинофильмов.
Интересно, что, живя в эпоху расцвета джаза, специально для этого жанра Джордж не написал ничего, но почти все его мелодии стали мировыми хитами в версиях, до настоящего времени исполняемых именно мастерами джаза самых разных стилей. Та же «Порги и Бесс» была вся растащена на отдельные мелодии, которые звучали в самых разных интерпретациях, и любители музыки привыкли к ним именно в этом виде. До сих пор далеко не все знают, что Summertime – это колыбельная, с которой начинается представление оперы на сцене: напевая ее, Клара укачивает в колыбельке свою дочь.
Гершвин не был композитором джаза, но без его музыки представить себе этот жанр совершенно невозможно. И невольно задумываешься: а что вообще было бы с американским, да и с мировым джазом, если бы в конце XIX века петербургский еврей Морис Гершович не был призван на службу в царскую армию России?
***
Большую роль в судьбе Гершвина сыграл другой россиянин. Он родился в Тобольске в мае 1888 года как Израиль БЕЙЛИН. В 1893-м Моисей Бейлин и Лея Липкина с пятилетним Изей эмигрируют в США. Израиль вырос на Манхэттене, был очень музыкальным и уже в юности зарабатывал в одном из нью-йоркских кафе «поющим официантом». В 14 лет начал выступать как певец и освоил игру на фортепиано, а в 1907-м решил издать сочиненную песенку, и наборщики в типографии исказили фамилию автора: Бейлин стал Берлином. В 1911-м родился живущий и в наши дни хит Alexander`s Ragtime Band, а вскоре автор стал подлинным «королем рэгтайма». Судьба молодого человека была определена, и под именем Ирвинга Берлина он сочинил огромное количество мелодий, которые до наших дней звучат в разных концах планеты. Именно к нему нередко обращался за советами и рекомендациями молодой Джордж Гершвин.
Ирвинг Берлин, как и Гершвин, работал в популярной музыке, но именно через джаз закрепилась известность огромного количества его мелодий. Достаточно назвать хотя бы Blue Skies, Сheek to Chick, Russian Lullabay, Нow Deep is the Ocean, Always, Remember. Первый мюзикл Watch Your Step Берлин написал в 1914-м, позже на Бродвее их вышло несколько десятков. Была музыка для эстрадных шоу, 26 кинофильмов и отдельные популярные песни. Общее количество сочинений Ирвинга Берлина – около полутора тысяч. Но у композитора есть две мелодии, которые безоговорочно завоевали всю планету.

В 1941-м появилась получившая затем премию «Оскар» песня White Christmas – «Светлое Рождество». Впервые она была исполнена Бингом Кросби в Рождество 1941 года на радио, а затем вошла в музыку к кинофильму Holiday Inn. В 1942-м песня возглавила хит-парады всех авторитетных журналов.
В 1945-м мелодия вновь оказалась первой в списке хитов, и Бинг Кросби сделал ее перезапись. В 1949-м песня оказалась в новом фильме, который уже сам назывался «Светлое Рождество». Так что в творчестве великолепного артиста и певца Бинга Кросби мелодия заняла почетное место, а позже вошла в репертуар всех известных певцов и ансамблей. Было сделано около 50 млн различных записей песни, она была включена в книгу рекордов Гиннесса. Правда, в 60-х композитор устроил грандиозный скандал, когда услышал по радио ее исполнение Элвисом Пресли в ритме rock and roll.
Ирвинг Берлин стал открывателем целой эпохи популярных рождественских мелодий. Все известные солисты и ансамбли эстрады, джаза да и академической музыки считали своим долгом выпустить специальные рождественские диски, на которых первым в подборках было, конечно, «Светлое Рождество».
Другой прославившей Ирвинга Берлина мелодией стала God Bless America – «Боже, благослови Америку». Эту патриотическую песню Ирвинг написал еще в 1918-м, когда служил в армии США, но она пролежала 20 лет в архивах и возродилась только в 1938-м. За эту песню Берлин получил военную медаль «За заслуги» из рук президента Трумэна. Президент Эйзенхауэр наградил автора Золотой медалью Конгресса, а президент Форд – медалью Свободы.
К столетнему юбилею Ирвинга Берлина в США вышла марка, где на фоне текста God Bless America помещен портрет автора. Песня написана в форме торжественной молитвы и стала практически вторым гимном США. Она и сегодня массово исполняется по торжественным случаям в залах, на стадионах, площадях, при первых ее звуках присутствующие встают.
Ирвинг Берлин – долгожитель, он прожил 101 год и 4 месяца. Траурную колонну на похоронах композитора возглавил президент Джордж Буш-старший, который вместе со всеми распевал знаменитую мелодию, а в прощальной речи назвал Берлина «легендарным человеком, чьи слова и музыка будут помогать понимать историю нашего народа». А знаменитый коллега Ирвинга композитор Джером Керн сказал: «Говорить о месте Ирвинга Берлина в истории американской музыки невозможно, ибо он сам эта история».
Россиянин Израиль Бейлин стал историей всей американской музыки.
***
«Король свинга» Бенни ГУДМЕН – первый американский гигант джаза, приезжавший в СССР с гастролями, в июне 1962 года. Это стало уникальным событием. Даже Никита Хрущев вынужден был побывать на концерте и за кулисами публично пожать руку американскому музыканту. Хотя и до, и после Хрущев говорил, что от джаза у него в животе возникают колики.
Выдающийся кларнетист, композитор и руководитель легендарного оркестра Бенджамин Дэвид Гудмен родился в мае 1909 года в Чикаго в семье эмигрантов из России. Его отец Давид Гудман родом из города Белая Церковь, а мать Дора Резинская – из литовского Каунаса, входившего в состав Российской империи. Сам Бенни на вопрос о мечте, которую он считает почти неосуществимой, как-то сказал: «Это поездка на родину родителей». Он много лет предпринимал попытки осуществить желаемое, но только в марте 1962-го было подписано соглашение о культурном обмене между США и СССР, частью которого стал и шестинедельный тур оркестра Гудмена по Советскому Союзу.
Бенни был восьмым из 12 детей бедного семейства. В 1919-м старший Гудмен устроил троих сыновей бесплатно обучаться музыке в синагоге, где Бенни вручили кларнет. Мальчик очень упорно и с любовью занимался и уже в 14 лет начал карьеру профессионального музыканта. В 16 Бенни оказался в составе биг-бэнда Бена Поллака, в 20 переезжает в Нью-Йорк, где начинает карьеру независимого музыканта. В 1934-м Бенни создает свой первый оркестр, одновременно выступая и записываясь и с различными малыми ансамблями. Пик восхождения биг-бэнда Гудмена по лестнице славы пришелся на 16 января 1938 года, когда оркестр стал первым из джазовых коллективов, вышедших на сцену Карнеги-холла.
В составе этого оркестра впервые в Штатах рядом с белыми появились чернокожие музыканты.
В Москве на Красной площади Гудмен был так заворожен чеканными шагами караула у мавзолея Ленина, что невольно начал в ритм подыгрывать им на кларнете. Назавтра появилась газетная информация о том, что «американский король свинга под аккомпанемент солдатских сапог исполнял джаз в сердце коммунизма». А уже в Штатах Бенни восторженно делился с журналистами своими впечатлениями о том, как побывал на своей родине, в том числе и в Белой Церкви, где руками пощупал землю своих предков.
***
Для концерта в Карнеги-холле Бенни Гудмен специально собрал биг-бэнд с великолепными музыкантами. Среди них чуть позже оказался и выдающийся теноровый саксофонист Стэн ГЕТЦ (Стенли Гаецкий). Он родился в феврале 1927 года в Филадельфии и стал представителем третьего поколения российских эмигрантов. Его дед – закройщик из Житомира Херш Гаецкий и бабушка – ткачиха из Одессы Ребекка Котлеровская в 1903 году бежали от еврейских погромов в Англию. В начале 1912-го они с сыном Александром, будущим отцом Стенли, перебрались в США. Чуть было не отправились туда на «Титанике», но решили сэкономить и поплыли на дешевой «Лузитании». В Филадельфии Алекс женился на Голде Ямпольской, и у них родился сын, ставший позже выдающимся саксофонистом Америки.

Бенни Гудмен и Стэн Гетц

В школе Стенли освоил губную гармонику, фагот и контрабас, а с 12 лет начал учиться играть на саксофоне. В 1943-м Стэн начал играть в оркестре Джека Тигардена, а в 44-м стал членом биг-бэнда Стэна Кентона. Были оркестры Бенни Гудмена, Томми Дорси и Вуди Германа, но сам Гетц стал одним из основоположников и классиков стиля cool.
Звучание тенорового саксофона Гетца отличалось элегантностью, легкостью, бархатной мягкостью и проникновенной чувственной лиричностью. В 1962-м Гетц после гастролей в Южной Америке с гитаристом Чарли Бердом ввел в мировой джаз ритмы бразильской босановы, которая живет в джазе до наших дней. Записи этих мелодий стали визитной карточкой его музыки и сделали его весьма состоятельным человеком. Стэн Гетц выпустил большое количество дисков, и его записи были отмечены одиннадцатью премиями «Грэмми». По собственному признанию Стэна, с помощью босановы он оплачивал учебу своих детей в престижных колледжах.
В конце 50-х в попытке избавиться от наркотической зависимости музыкант уехал из Штатов, выступал в странах Европы и женился на богатой шведке; они поселились в Дании. Здесь из окон их дома на берегу был виден замок Кронборг, по которому бродил шекспировский Гамлет. В Штатах Гетц бывал наездами. Умер в 1991 году.
***
США изначально была страной эмигрантов, и ее музыка несет в себе элементы культур многих народов. В 1891-м на открытии нью-йоркского Карнеги-Холла симфоническим оркестром дирижировал россиянин Чайковский, ректором Национальной американской консерватории был чех Дворжак, а оперная и симфоническая музыка популяризировалась в США семейством немцев Дамрош. Некоторые музыкальные жанры полностью создавались в Штатах с активным участием эмигрантов, в том числе из России. Автор представил только четверых, хотя всего их несколько десятков. Так что возможно продолжение разговора.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 4 июня 2020 года, № 11 (184)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments