Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Самарский Шурале

Руфия САЛИХОВА *

Шурале в мифологии казанских татар – антропоморфное мифическое существо, дух леса. Обычно Шурале описывается как низкорослое, горбатое, волосатое существо c длинными руками, тонкими пальцами (нередко только тремя), длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Образ Шурале стал неотъемлемой частью родной земли, природы, символом национальных обычаев, мифов и легенд, где черты героики сочетаются с лирикой и фантастикой. С этим образом себя ассоциировал самарский художник Нурхатим БИКУЛОВ (1917–2018).

Нурхатим Бикулов. Автопортрет в образе шурале. 1989

[Spoiler (click to open)]
Нурхатим Зарифович родился в татарском селе Ново-Мансуркино Похвистневского района Куйбышевской области. Родители считали занятие живописью едва ли не грехом (нарушение традиционного для ислама запрета на изображение живых существ) и уж во всяком случае не профессией, но мальчика тянуло рисовать. Он самостоятельно освоил технику рисования «по клеткам»: это когда оригинал делишь на равные клеточки и стараешься по ним все детали перенести на лист, получая схожее изображение.
У Бикулова стали получаться портреты односельчан. Соседи приносили ему свои фотографии и фотографии родственников, платя по 5 рублей за лист, исполненный цветными карандашами. Писал он портреты для красных уголков и досок почета, копируя изображения из газет.
Школу окончил только в 19 лет. Помешала страшная болезнь – остеомиелит. Сказался тяжелый труд в военные годы. Местные доктора ничем помочь не могли. «И тут сосед Салиджан, что года на два постарше меня, посоветовал: «А ты нарисуй портрет Сталина и пошли в Москву, чтобы тебя вылечили», – вспоминает художник. Вскоре пришел ответ от К. Е. Ворошилова и приглашение приехать в Областную туберкулезную больницу. «В больнице, прежде всего, увидал огромный портрет Сталина в блестящих сапогах. Как сумел, доковылял поближе и замер: блеск исчез, остался мазок белым широкой кистью. Это было мое первое живописное открытие».
Потом у Бикулова открылся туберкулез в грудном отделе позвоночника. В то время единственной возможностью вылечиться была необходимость лежать неподвижно. Нурхатиму удалось победить страшный диагноз, на это ушло почти два года. Чтобы время шло быстрее, в больнице Нурхатим Зарифович продолжал рисовать, писать красками портреты девочек из соседней палаты и пейзажи, что открывались из окон больницы.
После возращения в деревню и окончания школы решил продолжить художественное образование. Окончил Сталинабадское (Душанбинское) художественное училище.
Вернувшись в родное село, стал преподавать рисование в местной школе, а в 1963 году поступил в Харьковский государственный художественный институт. В тот год учебное заведение переживало реорганизацию. Набор студентов на станковые специальности был приостановлен, и Бикулову пришлось поступать на факультет монументальной живописи. Учителями были Борис Косарев ** и Василий Ермилов ***.
***
В 1969 году после окончания института Нурхатим приезжает в Куйбышев. В 1975-м вступает в Союз художников, становится экспонентом практически всех областных и зональных выставок, в том числе «Большой Волги», выставок в Москве, Ленинграде, Болгарии.
Бикулов был активным участником ГМК-62. Первый городской молодежный клуб, ставший в Самаре почти синонимом «шестидесятников», давал возможность молодым художникам делать свои выставки. Так в 1974 году состоялась персональная выставка Н. З. Бикулова в куйбышевском Доме архитектора.
Все эти годы Нурхаим Зарифович активно работает, ищет свой стиль и свои темы, изучает классическое наследие. Работает как художник-монументалист. Сохранились его росписи в салоне для новобрачных (1984, освежена автором в 2016), Дворце бракосочетаний (1983). Расписывает церкви в Чапаевске и селах Оренбургской области.
И в живописных полотнах ощущается тяга Бикулова к монументальному обобщению формы, декоративности. Природа одарила художника острым чувством цвета и линии, графическое начало всегда присутствует в его живописи, которую отличает четко выстроенная композиция при необычайно контрастном красочном наполнении. Годы обучения в Душанбе привнесли в его работы среднеазиатский колорит, для которого характерна насыщенность красок – сиреневых, фиолетовых, синих, голубых, бордово-красных – в отличие от спокойной цветовой гаммы Средней Волги.
В работах Бикулова нет драматических коллизий, в них, наоборот, присутствует восторженное отношение к жизни, природе, людям, высокая эмоциональность, музыкальность, чувство цвета и ритма. Он искал гармонию и красоту, вечные непреходящие ценности. Писал в основном жанровые композиции на фоне пейзажа. Чаще всего сельского, в котором узнается родное село.
В творчестве художника отмечается некоторая серийность. Ряд мотивов он повторял неоднократно в разных манерах или цветовых гаммах, сохраняя при этом четко выстроенную композицию. Художник возвращался к одним и тем же темам снова и снова, решая новые проблемы формы и содержания.

Нурхатим Бикулов. За чаем. 1974

***

Круг тем, интересовавших художника, оставался практически неизменным.
К крестьянской жизни Бикулов возвращался в разные годы. Он родился в деревне и на всю жизнь сохранил любовь к ней, прекрасно чувствовал ее, знал людей. Художник часто ездил в родное Ново-Мансуркино, писал этюды, портреты односельчан. Его работы – это рассказ о мире крестьян, об их повседневной жизни. В отношении к героям, занятым повседневными делами, ощутимо искреннее восхищение художника их силой и красотой.
Своих соседей и знакомых Бикулов изобразил в работе «Мои односельчане» (1975). Вариантом этой же темы стало «Возвращение стада» (1975). Вдоль отодвинутых вглубь полотна домов стоят жители села, поджидающие своих коров. Все пространство первого плана занимает стадо. Земля в сумерках погружается в тень, на фигурах людей, на спинах коров, на домах, на земле – яркие отблески заката. Яркие краски неба и вечернего солнца: красные, оранжевые, золотистые, изумрудные, бирюзовые. Теплым колоритом передается поэзия деревенского вечера, в котором есть и величавый покой, и голоса деревни, мычание коров, перебранка хозяек, разговор мужичков на завалинке.
Часто пишет Бикулов свою семью. Родители появляются на картине «В поле» (1979). На фоне характерного пейзажа – холмистой местности, перерезанной множеством маленьких оврагов, – в тени дерева люди присели отдохнуть. Бабай в зеленой тюбетейке, абийка в светлом платке и пестром расшитом фартуке, представители старшего поколения, хранящие традиции предков. Рядом более современная молодежь, стремящаяся жить по-новому, привносящая в традиционный уклад элементы городского быта, в том числе и одежду.
Тема семьи связана у художника с радостью жизни, счастьем и домашним уютом. Это тихая гавань, в которой всегда царят покой и гармония. В картине «За чаем» (1974) изображена семья на фоне теплого домашнего интерьера. Люди словно застыли, погружены в себя, но при этом незримыми нитями связаны друг с другом. Мужчина и женщина обращены друг к другу, их фигуры образуют круг, в котором для них замкнут целый мир, живущий по собственным законам. Запечатлев мимолетное мгновение, художник дает возможность зрителю спокойно всмотреться в него, почувствовать внутреннюю гармонию и умиротворенность.
Бикулова называли лириком с добрым и светлым отношением к жизни. Особое трепетное отношение у него к теме детства и юности. Этой удивительной поре, когда маленький человечек открывает для себя большой мир, когда формируются характер человека, его взгляды на жизнь. «Портрет дочери» (1996), «Подруги» (2000), «Портрет Рената» (1980),
«Сестры» (1973) – светлые воспоминания детства и отчего дома. Во всех этих работах чувствуется любовь художника к детям, но без умиления и сюсюканья. Скорее ощущается вдумчивое отношение художника к своим моделям, словно он пытается разгадать тайну взросления человека.

Неизменно юность сменяется зрелостью, а затем приходит старость. На картине «О женщинах» (1976) изображены пять женщин. Слева юные девушки, справа женщина в расцвете своей красоты, а посередине сидит старуха. Три возраста, три состояния человека, как постоянное течение жизни – заря, расцвет и закат, – тесно связаны с величавой природой.
Восхищение природой, ее творениями свойственно художнику. Венцом и самым прекрасным созданием Бикулов считал женщину и создал огромное количество женских портретов. По-восточному изысканно преклонялся перед женщиной, видел в ней красоту и передавал ее на полотне. Он выработал свой стиль в изображении женщин, свой художественный тип: стилизуя изображение, убирая всё суетливое, при этом сохраняя исключительный образ каждой модели, помещая ее в неподвижную, безвоздушную среду. Фигуры словно не живут в пейзаже, а размещены на его фоне. Художник как будто подсматривал за беседой у калитки («Вечером», 2004) или за девушками, идущими по берегу реки («Сирень», 1967).

Нурхатим Бикулов. Шурале и нимфы. 1990–2009

Нурхатим Зарифович любил изображать обнаженное женское тело. Это и натурщицы, и сцены купания на Волге. Лишенные эротизма и утонченности, работы воспевают жизнеутверждающие силы земли, вечную красоту. Женская красота, красота обнаженного тела является частью окружающего мира, гармонично с ним связанной. Единение человека с природой хорошо видно в таких картинах, как «Вечер на Волге» (2003), «Зов природы» (1991).
Мифологическая тема развернулась в последние годы жизни художника. В картинах появляются нимфы, русалки, ведьмы. В образе Шурале Н. З. Бикулов часто изображал себя, ассоциировал себя с ним. В картинах «Шурале и нимфы» (1990) и «Весна пришла» (1993) изобразил себя в образе Шурале – творца мира, живущего в гармонии с природой; существа хотя и опасного, но в целом не злого, близкого к человеку.
В гармонии с природой жил и сам Нурхатим Зарифович Бикулов. Он писал картины так, как чувствовал жизнь, творил на картинах свой собственный мир. Видел в людях красоту и отображал ее на полотне. Именно такое наследие красоты оставил нам художник.

* Заведующая отделом хранения Самарского художественного музея.
** Борис Васильевич Косарев (18971994) – украинский художник-кубофутурист, график, один из крупнейших сценографов 20–40-х годов.
*** Василий Дмитриевич Ермилов (18941968) – украинский художник-авангардист и дизайнер, видный участник различных художественных течений 10–20-х годов.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 4 июня 2020 года, № 11 (184)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments