Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..»

Геннадий КАРПЕНКО *

Гений Пушкина удивляет и волнует до слез. Его любили, боготворили и... боялись. А как не бояться Пушкина, если он, невзирая на социальное положение и звание человека, мог написать про него за его явные или тайные грехи убийственную эпиграмму, какую, например, поэт написал о важном сановнике князе А. М. Дондукове-Корсакове: «В Академии наук // заседает князь Дундук...» и далее по тексту, в котором присутствуют многоточие и отсылка к биографическому контексту знатного вельможи.

[Spoiler (click to open)]Или в самом смелом и сильном сатирическом произведении русской литературы – в оде «На выздоровление Лукулла» – Пушкин заклеймил «вечным позором» С. С. Уварова. Когда памфлет был опубликован (конец 1835 года), российское общество сразу узнало и адресата произведения – одного из самых богатых людей России графа Д. Н. Шереметева, и объект осмеяния: догадалось, что в образе наследника, жаждущего скорейшей кончины богача-родственника, был выведен высокопоставленный чиновник, министр народного просвещения, президент Императорской академии наук граф С. С. Уваров.
Дело в том, что того охватила «лихорадка нетерпения», когда заболел Шереметев: Уваров велел опечатать дом Шереметева на Фонтанке, чтобы на наследство не претендовали другие дальние родственники. Пушкин не простил Уварову и «Дундукову, урожденному Корсакову» (так, через «у», писал Пушкин в письмах к А. Х. Бенкендорфу, не боясь уличить Дондукова-Корсакова ни в глупости, ни в «женском» предназначении), цензурных ограничений и указал в язвительной эпиграмме на причастность министра к государственным хищениям и косвенно – на странные мужские ориентации.
Граф Уваров был взбешен: «Вы читали, что этот негодяй и мерзавец написал на меня?.. к сочинениям этого негодяя назначить не одного, а двух, трех, четырех цензоров». Русский философ В. С. Соловьев справедливо заметил, что Пушкина погубили эпиграммы, связь со «слишком земным», а гений Пушкина, связь со «слишком небесным», даровал ему бессмертие: «Нет, весь я не умру».
В. А. Жуковский как поэт знал масштаб дарования Пушкина: ни с чем не соизмеримый – только с Творцом. Это же убеждение разделял и развивал в своих статьях и письмах В. Г. Белинский. Пережить «слезы трепетного восторга», запечатлеть момент явленности «великого» Пушкина – «царства бесконечного» – Белинский смог в 1839 году, когда он признался, что ему благодатно открылся Пушкин, и поделился не просто религиозным опытом, а потрясением, опытом внутреннего преображения, тем «святым откровением», ради которого человек рождается в мир и, обретая его, с ним умирает: «Мы увидели даль без границ, глубь без дна, – с трепетом отступили назад… Что так поразило нас? – Мы не знаем этого, но только предчувствуем это, – и от этого предчувствия дыхание занимается в груди нашей, и на глазах дрожат слезы трепетного восторга… Пушкин, Пушкин!.. И тебя видели мы… Неужели тебя?.. Великий, неужели безвременная смерть твоя непременно нужна была для того, чтобы мы разгадали, кто был ты?..»
Критик говорит о Пушкине буквально цитатой из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его».
В творчестве Пушкина литература перестает быть просто одним из видов искусства. Она, попадая в космогонический контекст, превращает историческое развитие в процесс цветения мирового духа, воплощаемого как раз наиболее полно в самой всеобъемлющей форме познания-экзистенции – в русской литературе, в русском слове. И именно в этом вселенском процессе участвует Пушкин, провозвестник «цветущего времени», когда «художество» перельется в жизнь, жизнь станет красотой, а человек – «человеком-художником».
Пушкинское живое слово буквально творит жизнь. Дух пушкинского творчества очищает человека, который, сбрасывая с себя ученость, знание «пиитик», знакомство с «современною Европою», начинает верить «своему чувству», пробуждаться в родном, жить «поэтическим очарованием» самой жизни.
В истории русской литературы и, более того, в истории России благодаря слову Пушкина свершалось величественное таинство – впервые в художественном творчестве в поэзии Пушкина дух народа идентифицировал себя. Пушкинское слово, если воспользоваться мыслью Даниила Заточника, «сердце смышленого укрепляет в теле его красотою и мудростью».
Платон называл таких людей, способных преображать мир и человека, «лучшими натурами»: они умеют «видеть благо и совершать к нему восхождение».
Произведения Пушкина по силе воздействия на человека, на зрителя (того, кто может узреть, созерцать в буквенных знаках сокровенные смыслы жизни, буквально – по этимологическому значению – увидеть в словах «сияние», «блистание» мира) – в ряду тех книг, которые приобщают человека к тайнам бытия, к «иероглифам» вечности.
Для культуры России Пушкин – дар и чудо. Он призван в мир из того вневременного источника, откуда родом Премудрость, художница творения, и Христос как творящее Слово, – призван быть живым откровением национальной жизни и чувств человека. Такая соотнесенность Пушкина с «живым откровением» выводит его творчество в ряд «благих вестей», «священных книг», где запечатаны/запечатлены и приоткрываются тайны мира.
Основным признаком пушкинского творчества является «светлый взгляд» на мир и на человека: для него все предметы были равно исполнены поэзии. Пушкин обладал умением не просто возвращать предметы к жизни, а возводить их в некое изначальное состояние, в «перл создания», то есть выводить их в то «безвременное пространство», где каждая вещь, по словам Спинозы, «наслаждается своим существованием» и, по словам Канта, «наслаждает».
Такой пушкинский «светлый взгляд» создает особый мир, где небо, не отделенное от земли, является, как выразился Дж. Вико, «Небом Поэта». «Светлый взгляд» Пушкина, прозревающий небесные светила и «малых сих», охватывающий всю окружность бытия, открывал внутреннее строение мира, его гармонию, обнажал «поэзию таинственного мерцания» в явлениях природы и «внутреннюю красоту человека и лелеющую душу гуманность». В этом поднебесном мире Поэта мы продолжаем жить.
Пушкин обладал особым даром. В его произведениях Творение находит свое художественное оправдание и выражение. Оно в момент своего появления, уже «тогда», как бы включило в себя готовность воплотиться в произведениях Пушкина и ожидало найти в нем адекватные, соравные себе язык и художественную форму.
Творчество Пушкина соотносимо с жизнью русского языка, с его бессмертием: поэтому влияние пушкинского гения окончится только со смертию русского языка. В языке Пушкина мы обретаем «радостные дни нового тысячелетнего царства Божия на земле». С этой точки зрения мы благодаря Пушкину ходим по небу, только не замечаем этого. Бесценный дар!
Творчество Пушкина обладает «возвратно-вспоминательными» и проективно-порождающими свойствами, возвращает нас «назад» и дает нам жизнь «вперед», связывает нас с дольним и возвышает до горнего, приучает нас с одинаковым тщанием примечать небесные светила и «малых сих». Оно, как «первая любовь», вызывающая дрожание/трепетание, уводит в пренатальное (дорожденное) состояние и само пробуждает жизнь, проясняет-преображает человека, уже находящего в пушкинском слове свое «обетование».
Творчество Пушкина задает русской культуре удивительный масштаб историзма, соравный вечности. Умерщвление в народе «поэтического» пушкинского элемента ведет его к духовному одряхлению, к старению даже в исторически юном возрасте.
В. В. Розанов как-то сказал, когда все в России радовались тому, что нашли древнерусский памятник «Слово о полку Игореве»: если нашли, значит, забыли. Что вы скажете, если через 300–500 лет мы забудем Пушкина? Мы перестанем тогда быть самими собой, утратим свою национальную и культурную идентичность.

* Литературовед, доктор филологических наук, профессор Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 4 июня 2020 года, № 11 (184)
Tags: Литература, Пушкинский день России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments