Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«5 тюбиков краски достаточно, чтобы творить чудеса!»

Валерий МОКШТАДТ

1 января 1936 года в газете «Волжская коммуна» вышла заметка Тихона УСПЕНСКОГО: Самара стала Куйбышевом, и в связи с этим художник берет на себя обязательство написать картину «Куйбышев провозглашает в Самаре Советскую власть».

Тихон Успенский. Автопортрет
[Spoiler (click to open)]

«Имя замечательного пролетарского революционера передано нашему городу как знамя. В работе, в радостях каждого из нас увековечивается имя Валерьяна Куйбышева. Я живу в новой квартире в Доме Специалистов. Всю стену моей комнаты занимает большое полотно, на котором родится моя будущая картина... Первый набросок уже готов. По диагонали эскиз перерезан линией рампы сцены оперного театра. За столом президиума я изобразил боевых друзей Валерьяна Владимировича – тов. Масленникова, тов. Венцека и других. Битком наполнен театр. Папахи, шинели, тулупы. А на трибуне, вынесенной поближе к рампе, стоит удивительный человек в рабочей блузе – слова его жадно ловит притихший зал».
Эта картина никогда не будет дописана. Уже через несколько дней болезнь сердца, которая преследовала Успенского всю жизнь, обострилась, и в том же году 29 мая Тихона Васильевича не стало.
Успенский считался талантливым самарским художником. Действительный член Императорской академии художеств Дмитрий Кардовский считал, что если бы Успенский «пошел по пейзажу, то был бы второй Левитан».
Искусствовед Татьяна Ржепецкая была уверена, что «он шел со ступени на ступень к верху, и смерть его застала в тот период, когда его творчество достигло высшего расцвета. В последние годы он вступил в большую углубленность. Пейзажист Успенский рождался как художник большой исторической эпохи».
12 июня 1935 года «Волжская коммуна» называла его «лучшим куйбышевским мастером живописи». О значимости Успенского можно судить и по количеству упоминаний о художнике: за 1935 год – 15 публикаций. Впервые за всю историю газеты появилось даже небольшое интервью с художником.
Его любили, он покорял своим талантом, темпераментом, обаянием...
***
Тихон Васильевич Успенский родился в семье священника Успенского храма в 1900 году.
Краснов, его первый учитель живописи, хорошо помнил далекий 1912 год, когда к нему пришел ученик 2 класса Духовного училища. Мальчуган был очень способный, имел огромное желание учиться, но отец был категорически против: по его мнению, сын должен стать священником. Что делать? В семье конфликт между матерью и отцом. П. А. Краснов сказал: «Ходи. Может быть, пропускать будешь, но ходи!»
Сам Тихон Успенский вспоминал, что после знакомства с Красновым учеба в училище стала невыносимой, некоторые преподаватели ненавидели его за пристрастие к рисованию. Когда в первый раз он увидел тюбики с масляной краской, это был шок, его поразила «красота разнообразных цветов». С большими ухищрениями Тихон приобрел свои первые пять тюбиков. Он восторженно вспоминал: «Помню даже их цвета: белый, синий, красный, желтый и черный. Мне было достаточно этого, и я начал творить чудеса».
Успенский был непокорным и дерзким, любил только географию да природоведение, зато в студии он чувствовал себя необыкновенно хорошо. «Петр Антонович [Краснов] заразил меня любовью к живописи, которая не угасла и теперь. Я всегда ждал часа занятия с нетерпением, а порой просто убегал с уроков и, прячась от надзирателей, пробирался в студию. П. А., бывало, качал головой, но все же не запрещал».
Все закончилось трагически.
Чтобы уйти из училища, нужна была причина. Тихон преднамеренно решил простудиться – купание на Волге зимой решило задачу. Воспаление среднего уха, суставный ревматизм и слабое здоровье на всю жизнь. Цель достигнута: из училища отчислили! Но и отец выгнал из дома, хотя в тот момент для Тихона это не имело значения – лишь бы заниматься любимым делом.
Это потом, в 1935 году, он напишет: «Отец был прав, считая, что человек должен быть, прежде всего, образованным, права и мать, помогая мне отдавать свое сердце любимому делу. Во всяком случае, я не жалею, что поступил так. Пусть жизнь моя сократилась вдвое, пусть мне осталось немного жить. Дальше начиналась новая жизнь».
Краснов приютил его, был с ним «связан, как с родным сыном».
Началась усиленная подготовка к поступлению в Пензенское художественное училище. Всё лето Тихон с приятелем занимались рисунком. Необходимо было поступить! И вот пришла пора держать экзамен. Мать дала 10 рублей на дорогу, немного помог Краснов, а отец хранил молчание.
Приехали в Пензу, спали в парке, чтобы не тратить деньги на квартиру, но экзамены были сданы. На последние 2 рубля Тихон купил наплечники, которые студенты Художественного училища носили на шинелях. И вот он перед отцом в шинели с эполетами и с блестящими пуговицами, в фуражке с кокардой – как генерал! – этим он сразил отцовскую гордость, и тот сдался.
1916 год, полтора года учебы, а днем с гитарой по дворам ходил, иногда разгружал товарные вагоны.
А дальше – революция, скитания, Гражданская война, штаб 8-й Туркестанской бригады и физическая работа, чтобы прокормить себя и чтобы писать. Но были ситуации, когда не было денег на хлеб, дрова и керосин. В комнате холоднее, чем на улице. Друзья вспоминали, что он не халтурил, не малярничал, а писал картины, проделывая много черновой работы. И было главное – желание расти дальше.
И вот Москва. Профессор Дмитрий Николаевич Кардовский рассмотрел его работы и сказал: «Ну что ж, давайте поработаем!»
«Так я стал учеником Кардовского. Много восторгов и разочарований переносил я за 4 года в его мастерской. Трудно было, нужны были деньги на жизнь, на материалы. Я стал позировать, обнаженным… Я никак не думал, что труд натурщика так утомителен, но для меня это вдвойне полезно».
У Кардовского училось много самарцев. Василий Ефанов, будущий пятикратный лауреат Сталинской премии, Леонид Голованов, Иван Астапов и другие. Но Ефанов и Успенский – главные ученики и надежда. Они вместе живут 2 года в Замоскворечье в тяжелых условиях. Рассказывали, что когда ложились спать, то сквозь щели потолка проглядывали звезды и снег падал на одеяло.
Неожиданно для всех и для себя Успенский почти бросает живопись: его принимают в оперную студию Станиславского, но быть талантливым дилетантом не захотел, отчасти и болезнь сердца не позволила ему заниматься пением профессионально.
Он оставляет Москву и возвращается в Самару, на родную Волгу. Отец уже умер, необходимо было поддержать мать и сестру, больную туберкулезом. В Самаре он долго не мог найти себя, а потом началась работа в плакатной мастерской, старшим художником в заводском клубе, потом в мастерской кинотреста, организационная и выставочная деятельность в Ассоциации Художников Революции… В итоге – переутомление, больница, инвалидность.
В последние годы жизни он, казалось, чувствовал приближение своей кончины, а по воспоминаниям друзей, у него было очень много планов. Хотелось писать Волгу! Он был страшно недоволен тем, что Волга не удавалась такой, какой бы он хотел ее изобразить. Но именно его волжские пейзажи замечательны во всех смыслах, а портреты дышат жизнью. Он жил живописью, не позволяя себе, чтобы день проходил впустую: каждый день новый рисунок, этюд.
Не зря Георгий Подбельский писал: «Он стоял выше на голову всех нас». И, пожалуй, был прав! В Самаре первой половины 30-х годов Успенский был главным художником, рядом с которым нельзя было кого-то поставить.
***
Осенью 2020 года в Самарском художественном музее пройдет выставка советского художника Тихона Васильевича Успенского.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: Изобразительные искусства, История Самары, Культура Самары
Subscribe

  • Великий изобретатель Сергей Малахов

    Сегодня исполнилось 70 лет Сергею Малахову, доктору архитектуры, профессору, заведующему кафедрой «Инновационное проектирование»…

  • Трижды самарец

    Георгий КВАНТРИШВИЛИ * История литературы, как, наверное, и история вообще, – дама прихотливая и избирательная. Одному удается войти в…

  • Оптимизм самарской «Мухи» на мрачной «Инновации»

    Ксения ГАРАНИНА Фото автора В Нижнем Новгороде открылась выставка номинантов государственной премии в области современного искусства…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments