Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Культурное эхо золотого юбилея

Леонид ПАХУТА *

А из города Тольятти, как по скатерти,
С долгожданным ветерком вперегонки
Выплывают «Жигуленки», словно капельки,
Словно капельки Волги-реки…
Из репертуара ВИА «Пламя»

А все-таки жаль…

Верно говорят: человек предполагает, а Господь располагает. Вот и финальные аккорды федеральной программы празднования 50-летия ВАЗа досадно смазала мрачная пандемия. Первоначально юбилейное действо российского масштаба щедро размахивалось на 5 лет, с подготовки к 20 июля 2016 года (50 лет назад ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве автозавода в городе Тольятти). Салюты предусматривались и 19 апреля 2020-го, в честь 50-летия сборки первых автомобилей на главном конвейере. Понятно, что состоялось не всё из прописанного юбилейными оргкомитетами и рабочими группами. Но уже хорошо, что достроятся и выставочный зал со сквером у парка Победы Автозаводского района, и долгожданный мост через Волгу возле Климовки. Своим чередом завершатся перенесенные тематические творческие фестивали. Стихнут праздничные фанфары. Затеряются в канцеляриях инициативные предложения самих виновников торжества, не включенные в праздничные мероприятия. Без обид.

[Spoiler (click to open)]
А всё же грустно, что юбилейный пыл, фантазии и ресурсы оргкомитетчиков не помогли завершить издательские проекты, готовившиеся еще к 40-летию завода: подарочный альбом «Улыбки Лады» (составитель В. Бормотов, дизайнер М. Брилевская) и книга «ВАЗ. Культура. Город» (редактор В. Захаров). Первая из этих работ, уже принятая полиграфистами, продолжала настроение сборника «Улыбки главного конвейера», выпущенного в 2006 году с шутливыми зарисовками Владимира Зудина. Авторы-то какие были у жизнеутверждающего первенца: Борис Колесниченко, Владимир Гелибтерман, Игорь Быстрицкий, Николай Казаков, Евгений Москвичев, Юрий Целиков! Оригинальные «Улыбки Лады» задуманы шире и обстоятельнее, с новыми фамилиями и строфами, эпиграммами и частушками, репликами на полях руководящих тетрадей (оперативных совещаний хватало).
Идею поясняет фрагмент из предисловия: «Вероятно, к первому золотому пятидесятилетию новое динамичное поколение автозаводцев разродится на обстоятельное размышление о созидательной роли смеха в поразительной устойчивости знаменитой и всенародно любимой «вазовской трубы». Радость и улыбка – вот один из секретов безусловного успеха легендарной стройки великой страны. Незлобивая шутка, острое словцо, здоровая критика, обезоруживающий анекдот… и дружный громкоголосый хохот соратников в завершение ежедневной полуночной сверки жесткого графика строительных и пусконаладочных работ. Юмор поддерживал, объединял и ободрял».
С рукописью «ВАЗ. Культура. Город» дело вышло сложнее. Ее разработка забуксовала на стадии редактирования воспоминаний и стыковки позиций участников культурного строительства в Автограде, сверки фактов, дат и персоналий. Были жаркие дискуссии, круглые столы и координационное совещание в департаменте культуры мэрии. Тем временем новый, с москвичами у руля, «АвтоВАЗ» поспешил «забыть» творческую страницу корпоративной истории, а городская власть и под Волжский автозавод созданный университет предпочли не заметить тему для добротного социального исследования.
Легко догадаться, что без настойчивого заказчика в многостраничных юбилейных формулярах не нашлось места для культурных страниц вазовской эпопеи. А какой светлый и необычный подарок могли получить тысячи автостроителей, представители культурной сферы города! Не случилось. Очевидно, эти неформальные презенты так и останутся макетами, достойными музея отложенных творческих идей. Скажете, что за печаль? В нашем-то мире неизбежных потерь? Что ж, попробую объясниться размышлением об одной особенности становления автозавода-юбиляра.

Что ВАЗ – Культуре? Что Культура – ВАЗу?

Объективная оценка места ВАЗа в отечественной истории невозможна, на мой взгляд, без осмысления не только ключевой роли тольяттинского автогиганта в создании долгожданного массового автомобиля, но и непривычной, с позиций рыночных мерок, ставки создателей флагмана отечественного автомобилестроения на культуру. Этот особый вектор был изначально определен первым руководителем автозавода Виктором Николаевичем Поляковым, когда он упрямо выстраивал инспекционный маршрут для очередной правительственной комиссии с поворота налево – в сторону рождающихся этажей Автограда и только затем – направо, к бесконечным котлованам и фундаментам будущего автозавода. А там, в необозримой степи, шаг за шагом, вместе с производственными корпусами, уникальными импортными станками, километрами конвейерных линий формировались контуры коллектива единомышленников и закладывались основы того, что спустя полвека ориентированный на конкурентный успех менеджмент будет определять понятиями «корпоративная культура» и «социально ответственный бизнес».

Культура труда, культура производственных отношений, культура быта и досуга, культура здоровья… И всё это – с нуля. Попробуйте-ка весной 2020 года представить себе стотысячный муравейник продуваемого волжскими ветрами Автограда, переполненного бессонными строительными кранами и армией молодых мамаш с детскими колясками. Где в декабре 1972 года катастрофически не хватает проектных кинотеатров, клубов, библиотек и танцплощадок, зато бурлит упреками и фантазиями конференция «Новый город и твое свободное время», проводимая газетой «Советская культура», горкомом КПСС и завкомом профсоюза ВАЗа.
Да, было: строили автозавод и себя. Уставали, спорили, мечтали, создавали… Логично и естественно Культура становилась прочным связующим звеном между Местом стройки века и Автозаводом, на нем возведенным. Как в песне: «Нам не жить друг без друга…».
Сам феномен этой триады «ВАЗ – Культура – Город» достоин обстоятельного изучения специалистами по проблемам развития современного общества. Как знать, может, однажды и услышим обстоятельные дискуссии, увидим солидные монографии на эту тему. Сегодня лишь обозначу ряд ключевых здесь линий.

Общие цели

Популярный слоган «Тольятти – ВАЗ: общие цели» отражает не игру имиджмейкеров, а основу системных взаимоотношений территории и градообразующего предприятия. Эту обязывающую связку очень образно определил В. В. Каданников при осмотре экспозиции картин из Третьяковки в музейно-выставочном комплексе «Экспо-Лада», располагавшемся тогда (в 1996–1998 годы) на площадях торгового центра «Русь»: «Атмосфера быта вазовцев определяет их настроение на главном конвейере и качество автомобилей. Не дай Б-г, если в Автограде громыхнет».
По титулу Волжского автомобильного завода в Новом городе (так именовали район, названный вскоре Автозаводским) была возведена социальная инфраструктура, включившая жилой фонд, школы и детские комбинаты, кинотеатр «Сатурн», Дворец спорта «Волгарь» и стадион «Торпедо», больничный городок и санаторий-профилакторий «Прилесье», детский парк аттракционов и набережную у рукотворного моря. Квартиры в новых кварталах активно отдавались под филиалы знаменитой библиотеки профкома ВАЗа, организованной еще в 1967 году и ставшей подлинным Храмом книги. Поднялся, пусть и с запозданием, Дворец культуры и техники ВАЗа (за него пришлось много драться в Москве, а его ускоренным возведением мы обязаны тогдашнему заместителю генерального директора по производству А. В. Николаеву, возглавившему штаб на стройке ДКиТ).
Создатели города-эталона стремились не допустить превращения красавца Автограда в типичный «спальный район», жертву остаточного принципа финансирования отрасли «Культура». Без гремящего на всю страну Волжского автозавода вряд ли бы увидело свет емкое и конкретное постановление министерства культуры и Госкино РСФСР «О дополнительных мерах по улучшению культурного обслуживания трудящихся г. Тольятти» (1982). А примером следования поляковскому «культурному курсу» может служить решительная поддержка генеральным директором В. И. Исаковым обширной программы долевого участия ВАЗа в подготовке празднования 250-летия Ставрополя-Тольятти.
Тогда же были приняты «Основные направления социального развития коллектива завода в 1986–1990 годах», содержавшие и созвучный нашей теме раздел 4, с обязательствами по формированию нормативной сферы досуга работников завода и членов их семей. Среди таковых – ввод в эксплуатацию кинотеатра «Ставрополь», открытие хореографического комплекса, молодежных клубов и кафе в общежитиях, развитие бригадного абонемента для читателей заводских филиалов библиотечно-информационного комплекса АО «АВТОВАЗ»…
Позже, в труднейшие постсоветские годы, когда на этапе сложного вхождения страны в рынок промышленным предприятиям пришлось освобождаться от непрофильных активов («сбросить социалку»), руководство ВАЗа всячески откладывало очередное болезненное решение, предпринимая упредительные шаги к сохранению материальной базы, кадрового и творческого потенциала передаваемых в муниципальную собственность структур. И потому так ли удивителен настрой составителей Социального кодекса ОАО «АВТОВАЗ» (2007), воспринимавших автозавод корпоративным гражданином Тольятти и поставивших эпиграфом к официальному тексту такой посыл: «Тратя деньги на социальные и благотворительные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение – это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости»? Увы, данный программный документ не был принят.

Культурные проекты и традиции

Вернемся в те созидательные пятилетки. Волжский автомобильный завод и город у Жигулей с его новым итальянским именем быстро стали предметом гордости советского автопрома и понятной зависти большинства регионов СССР. Тогда не существовало рекламной службы автозавода и популярности «народного автомобиля» в немалой степени способствовали яркие культурные проекты. Заводская команда КВН дерзко штурмует популярное телевизионное окружение Александра Маслякова и Светланы Жильцовой.
Набирает творческую силу объединяющая молодых автостроителей цеховая художественная самодеятельность – и вот ВАЗ объявлен лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Первый духовой оркестр в городе, вокально-инструментальный ансамбль «Волгари», сводный многоголосый вазовский хор на праздничных площадях. Бум самодеятельных театров и студий, творческие объединения и первые литературные сборники, где в кратких биографиях завтрашних членов Союза писателей местом работы указан ВАЗ.
Любимые заводчанами выставки декоративно-прикладного творчества во Дворце спорта. Песенные фестивали, среди которых заметно выделяются Тольяттинский фестиваль политической песни памяти Виктора Хары и фестиваль вокально-инструментальных ансамблей «Автоград» (последний жив и сегодня). Дружеская рука автогиганта помогает состояться череде просветительских концертов по линии Тольяттинского университета музыкальной культуры, действовавшего в 1985–1987 годах на основе Договора о содружестве между городом Тольятти и Союзом композиторов СССР. Особую симпатию и дружеское вазовское плечо ощущает знаменитый Грушинский фестиваль авторской песни с его поющим государством в районе Федоровских лугов, рядом с вазовскими турбазами. Масловская «Чайхана» на Тольяттинской поляне очередного Грушинского – у кого из нас не забьется сердце при одном упоминании о неистощимом фонтане общего смеха…

Главные действующие лица

Культура Волжского автомобильного завода и поднявшегося рядом с ним Автограда полна неординарных личностей, искренне и беззаветно (не нахожу синонима точнее) служивших запросам коллективной души автозавода-романтика. Блестящая россыпь имен, известных за пределами Тольятти и Самарского края. Творческие коллективы – с высоким званием «народный» и многолетней историей устойчивого успеха. Десятки популярных любительских объединений и клубов (слышали о нашумевшем дискоклубе «Фонограф»?). И во всем – удивительная энергетика, преданность искусству, творческая многогранность.
Вот плеяда выпускников Высшей профсоюзной школы культуры (Ленинград), шагнувших из культурно-массовых комиссий производств ВАЗа в авторитетные организаторы городской культуры: Владимир Ширяев, Валерий Воропаев, Николай Скоробогатов, Владимир Марченко, Владимир Попов, Юрий Лившиц (нынешний директор гуманитарного института ТГУ), Галина Тараканова, Владимир Колосов, Тамара Киршина. А рядом – гармонично звучащий оркестр единомышленников, созванных под флаг профсоюзного Дома культуры ВАЗа и создавших творческие коллективы, отмеченные республиканским званием «народный»: Алевтина Бовкис, Вера и Олег Бабины, Любовь Бессонова, Наталья Огородова, Юрий и Наталья Гладковы, Наталья Ходова, Владимир Василевский, Николай Пташкограй, Александр Черентаев, Людмила Косточка…
Успокаиваю разволновавшуюся память. Торможу перо, охотно подсказывающее соратников, ставших символами служения Прекрасному и прочно вписанных в культурную летопись Тольятти: Ирина Алексеевна Краснова, в течение 30 лет руководившая прославленным библиотечным комплексом и удостоенная именного сборника в книжной серии «Творцы АВТОВАЗА»; поэтесса Валентина Рашевская, организатор литературного объединения «ЛАДА» и создатель городской гуманитарной газеты «Преображение»; саксофонист Юрий Каграманов, организатор джазового оркестра механосборочного производства ВАЗа, автор очень искреннего сборника размышлений о становлении музыкальной культуры на автозаводе и в городе; Сергей Катков, профсоюзный лидер и директор Дворца спорта «Волгарь», познакомивший тольяттинцев с выдающимися исполнителями и главными звездами советской эстрады, музыкальными группами «Машина времени» и «ДДТ», приблизивший к нам Евгения Евтушенко, Булата Окуджаву и Юрия Визбора; Сергей Колесников, молодежный активист и уважаемый за высокую компетентность заместитель председателя Автозаводского райисполкома по социальному блоку, внедривший спасительную в те годы идею культурно-спортивных комплексов…

Прорабы духа с промплощадки

 Леонид Пахута

Достояние и гордость автозавода. Неповторимая поляковская команда пионеров автогиганта с особым вазовским стилем коллективной работы, подхода к самому сложному заданию, ответственности за порученное дело. Инженеры-интеллектуалы, откомандированные под проект «ВАЗ-ФИАТ» лучшими предприятиями советской индустрии. Яркие молодые умы, крепнувшие в атмосфере новаторства, сотворчества и доверия. Из них и вырастали те самые «окаянные», на которых в будущем обопрется Сергей Жилкин, выдвиженец с Волжского автозавода и первый мэр Тольятти.
И разве не к таким первопроходцам обращался драматург Михаил Шатров, говоривший в период постановки спектакля «Погода на завтра», посвященного людям Волжского автозавода: «Такие заводы, как ваш, КамАЗ, Абакан, и задуманы как возмутители спокойствия всего хозяйства. Вы заставляете всех, кто рядом, работать по-новому. А в идеале должны заставить не только тех, кто рядом, но вообще всех. Но ведь это – борьба: не только вы давите, но и на вас давят, вас хотят подмять под привычное, под старое. А как же иначе, чему тут удивляться?»
Сказано в 1972 году. Уже тогда был замечен и признан тот самый вазовский характер, который востребовался в разных сферах государственного управления.
И молодой автозавод щедро делился с городским сообществом своими перспективными кадрами, своеобразными культурными полпредами ВАЗа. В упомянутой захаровской рукописи «ВАЗ. Культура. Город» есть сотни знакомых тольяттинцам имен. Позволю себе назвать лишь несколько подвижников культуры, в трудовых книжках которых есть строчка: «Волжский автомобильный завод».
Вячеслав Николаевич Сафонов. Из металлургического производства ВАЗа он, музыкант и фанат эстетического воспитания, переводится руководителем профсоюзной художественной студии. Заражает коллег невероятным проектом учебного комплекса, аналогом вильнюсской школы искусств имени Чюрлениса. При поддержке горисполкома и парткома Волжского автозавода создает – от проекта до реального строительства уникального учебного здания – школу с эстетическим уклоном. Теперь это образовательное учреждение носит имя своего основателя.
Иван Илларионович Подсосонный и Валентин Иванович Гончаров. Руководители Дома культуры Волжского автозавода, временно размещенного в приспособленных помещениях районного торгового центра. Профессионалы высшего полета. Рискованные новаторы культурного строительства. Магниты, притягивающие на службу ВАЗу увлеченных творчеством специалистов. Организаторы крупных культурных мероприятий, песенных фестивалей и стадионных праздников, тепло принимаемых автоградцами, среди которых много посланцев крупных областных центров, понятно тоскующих по культуре и высокому искусству в далеком еще от комфорта городе-мечте.
Владимир Афанасьевич Попов. Начинает с задачи культурного отдыха работников механосборочного производства ВАЗа. Очередной директор вазовского Дома культуры. По рекомендации ВЦСПС оказывается в Симферополе, где возглавляет Дворец культуры строителей и успешно переводит его на востребованную самоокупаемость. Придумывает популярные молодежные дискотеки и яркие новогодние представления во Дворце спорта «Волгарь», многочисленные творческие проекты. Автор сценариев потрясающих праздников в честь хоккейной дружины «Лада-АВТОВАЗ».
Владимир Аркадьевич Колосов. Электрик СКП. Вдохновитель вокально-инструментальных ансамблей. После культурно-массовой комиссии ВАЗа возглавляет городскую культуру. Вместе с Глебом Дроздовым создает экспериментальный театр «Колесо». За ним – Дворец молодежи «Мир». Годы самостоятельного полета. Новое приглашение от властей города, теперь на руководство департаментом культуры мэрии. Остается в гуще культурной жизни Тольятти, возглавляет общественную комиссию при тольяттинской думе и городской клуб ветеранов культуры.
Тамара Владимировна Киршина. Соратница Сергея Жилкина по управлению главного энергетика ВАЗа. Приглашена на работу в Автозаводский райисполком – отвечает за культуру. Входит в знаменитый десант жилкинской команды на Международную конференцию ЮНЕСКО «Культура молодых городов» (Набережные Челны, 1993). Директор городского департамента культуры. С именем Тамары Киршиной связаны Фонд развития культуры Автозаводского района, проектная деятельность, «Программа развития культуры г. Тольятти на 2000–2004 гг.». Тамара – это и неповторимые Дни Тольятти в Москве, выступления юных тольяттинцев на международных фестивалях классической музыки во французском Кольмаре, детские ассамблеи искусств и летние творческие школы.

ВАЗ-благотворитель

В нынешние юбилейные дни составители праздничных церемоний могли не раз повторить привычное прежде: «Автомобильная держава с названьем гордым ВАЗ». Не стану иронизировать над новым «АвтоВАЗом», уменьшившимся в силу обстоятельств «непреложного действия» в количественном и качественном отношениях. Хотя в душе огорчаюсь, не находя родного, для меня по-прежнему своего автозавода среди спонсоров значимых культурных инициатив (теперь пример – ПАО «ТоАЗ»!). Потому что, кому бы ни принадлежал золотой юбиляр, у него, пусть теперь и французского (?), есть корпоративная история. Наша общая поучительная биография. В которую, наряду с россыпью автомобильных моделей, вписано и спонсирование многих творческих начинаний. Охотно напомню читателям некоторые из них:

  • растянувшийся на годы «театрально-производственный роман» (слова Галины Волчек) автозавода и театра «Современник»;

  • организация при содействии АвтоВАЗбанка концертов камерного ансамбля «Виртуозы Москвы» и поддержка Национальной премии «Триумф»;

  • создание профессионального драмтеатра «Колесо», многолетнее сотрудничество с ним, включившее и участие в назревшей реконструкции здания театра;

  • проведение вместе с КамАЗом Международной конференции ЮНЕСКО «Культура молодых городов» и художественной выставки «Два Автограда»;

  • софинансирование областной газеты «Культура» и журнала «Российская провинция»;

  • определяющее содействие строительству Спасо-Преображенского собора, украшающего центр Автограда;

  • проекты в рамках программы «АВТОВАЗ – новому поколению» (позаимствовали идею у концерна FIAT): издание симпатичной «АВТОазбуки», адресованной детворе Тольятти; литературные конкурсы «Юные музы – ВАЗу», с выпуском сборников стихов и прозы начинающих тольяттинских сочинителей; заказ спектакля-сказки «LADA – то, что надо!» Тольяттинскому театру кукол (про Бабушку Копейку);

  • помощь организаторам Всероссийского фестиваля «Кино – детям» (вспомним добрым словом К. Г. Сахарова, вице-президента «АВТОВАЗА»).

Согласитесь, даже такой выборочный список вполне красноречив. И вполне достоин отдельной «социально-культурной» главы в очередном научном исследовании о советском автозаводе, обеспечившем массовую автомобилизацию страны и удивившем автомобильный мир.

Привет, дружище ВАЗ!

Всё остается людям. Старшее поколение волжских автостроителей выросло на этом постулате из давнего советского фильма. Выросло с пониманием того, что не исчезает память о добрых делах. Запоминается, что бы там ни говорили скептики, хороший образец спешащим сменить нас. Пример смелой идеи, решительного поступка, позитивного действия. Ориентир на уважительное отношение к истории семьи, предприятия, города и страны.
Поздравляя нашего юбиляра, я не стану агитировать его «за Культуру». Просто пожелаю завтрашним автостроителям чаще слышать в свой адрес незатейливое, теплое и благодарное обращение россиян: «Привет, дружище ВАЗ!» И когда такое прозвучит, будьте уверены, друзья, что действует к общей пользе верный пароль: ВАЗ – Культура – Город.


Санкт-Петербург, апрель 2020 года


  • Ветеран ВАЗа (1968–2009).


Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: ВАЗ, Культура Тольятти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments