Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Сергей Соколов: «Мы давно не ставили таких спектаклей»

Антонина КАМЕНЕВА

В предыдущем номере газеты опубликовано пронзительное обращение председателя СТД России Александра Калягина, обеспокоенного проблемами, с которыми российские театры столкнулись в процессе многомесячной «самоизоляции». А как обстоят дела в самарских театрах? За ответом на этот вопрос мы в первую очередь отправились в СамАрт.

Наше небольшое интервью с директором СамАрта Сергеем СОКОЛОВЫМ прерывалось четыре раза. На телефонные звонки. Подслушивать нехорошо, но не выходить же каждый раз из кабинета. За эти сорок минут ему позвонили: зам по хозяйственной части театра – уточнить что-то про строительство 3-й очереди здания; завтруппой – отчитаться, что у всех артистов температура в порядке; директор зоопарка – поблагодарить за передачу в их пользование контейнеров из-под декораций; Адольф Яковлевич Шапиро – рассказать о проведении мастер-классов с актерами. За эти сорок минут стало понятно, что жизнь директора театра в период самоизоляции мало чем отличается от жизни до. А вот как себя чувствует сам театр на карантине и что будет после – об этом наш разговор.

[Spoiler (click to open)]
– Сергей Филиппович, сейчас в театре тишина?
Министерство культуры и управление капитального строительства проинформировали нас о начале работ над 3-й очередью театрального комплекса СамАрта. Можно считать, что 18 мая начался первый этап нашей новой жизни. В этот день на объект пришла строительная фирма, которая совсем недавно выиграла тендер.
Начинается подготовительный процесс: будет расчищена площадка, на которой сейчас стоят строительные вагончики, контейнеры с нашими декорациями. Нашу прекрасную ржавую декорацию «Гамлета» мы должны оттуда эвакуировать. Пока будет готовиться площадка, мы должны полностью выехать из помещения «Тимуровца». Наши техники должны будут разобрать всю световую и звуковую аппаратуру, мы должны разобрать кассу, кассовое фойе и перенести их в новое здание на улице Братьев Коростелевых. Нужно переносить хранилище костюмов и реквизита, разобрать сценический круг, на котором мы играли «Вино из одуванчиков», «Мамашу Кураж». Разобрать все наши знаменитые решетчатые потолки, по нынешним временам – «золотые», потому что они сделаны из настоящего толстостенного алюминия, а в 90-е потолки обошлись нам очень дешево. В малом зале надо демонтировать телескопические кресла. Все это мы перевезем в новые складские помещения. До нашего отпуска, который начнется с 15 июня, мы должны всё подготовить, забаррикадировать все двери, ведущие из старого здания в новое. Следующий этап – демонтаж кровельных покрытий и полная реконструкция театра, надстройка помещений.
Мы надеемся, что 24 июня всё-таки состоится второй этап праздничного парада, посвященного 75-летию Великой Победы, пройдет Бессмертный полк, в котором мы примем участие. 15 июля, когда, возможно, все карантинные меры будут ослаблены, СамАрт выходит из отпуска, а с 24 июля начнется репетиционный процесс – работа над спектаклем «Женитьба Бальзаминова». По плану с 1 октября играем премьерные спектакли на новой сцене.

– Почему возникло это название – «Женитьба Бальзаминова»?
«Женитьба Бальзаминова» появилась в наших планах давно. Обсуждался вопрос возвращения к замечательному автору. Ну и эта пьеса рассматривалась потому, что в СамАрте есть артисты. Материал изумительный, это замечательная комедия, мы давно не ставили таких спектаклей. Многие говорят: избитый материал. Он никогда не может быть избитым. Почему Нина Чусова [режиссер будущего спектакля. – А. К.]? Так дороги сошлись в желании поработать именно с этой драматургией. Нина с ее творческим потенциалом оставила очень хорошее впечатление: «Опять цветет акация…» – очень тяжелая работа, но имевшая определенный успех и у зрителя, и у артистов, которые смогли искупаться в таком замечательном материале.

– Что будет с репертуаром СамАрта после закрытия на реконструкцию двух зрительных залов?
Мы определили целый ряд названий, которые должны перенести на новую сцену. Начнем с «Мамаши Кураж», «Бумбараша», «Василия Теркина», «Ревизора». «Маугли» уже успели отрепетировать в новых условиях, но нужно будет ввести туда новых артистов. Продолжим работу над спектаклями, которые должны были выпустить в этом году: «Темные аллеи» Анатолия Праудина, «Карусель» в постановке Дмитрия Добрякова. Но, конечно, мы должны будем следовать требованиям врачей, которые предполагают определенное расстояние нахождения зрителей друг от друга. Очень бы хотелось встретиться с нашим зрителем и работать интересно.
8 мая была опубликована госпрограмма «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года. Третий этап». Очень приятно, что мы начинаем 3-ю очередь, и в эти же годы начинаются проектирование и реконструкция нашего драматического театра, театр оперы и балета продолжает реконструкцию, начинается строительство театра «Грань», выделяются средства Музею Алабина. Мы рады за своих коллег.
Мы очень надеемся, что с приходом нового ректора института культуры – Ольги Сергеевны Наумовой, которая так же, как и предыдущие руководители, заинтересована в развитии театрального факультета, – продолжится линия, сформированная еще в 1994 году: за счет выпускников СГИК многие драматические театры смогут продолжить формирование творческого состава. Мы надеемся на успешную работу педагогов института, их заинтересованность.

– Что показали опыт трансляций спектаклей и в целом работа театра в Интернете?
Министерство культуры области, мы со всеми театрами, концертными учреждениями, библиотеками, музеями проводим огромную работу, чтобы наши зрители, слушатели, читатели не оставались в одиночестве. СамАрт показывает спектакли из нашего доброго прошлого, недавнего прошлого, постановки, которые уже не увидеть на сцене. Откликов много. Мы опубликовали анонс спектакля «Вино из одуванчиков», зрители пишут: «Спасибо за возможность вернуться в 2004 год». У театра есть желание показать эту постановку еще. Новая сцена, возможно, позволит вернуться к варианту 2004 года – мы не успели вдохнуть полной грудью запах этих одуванчиков.
После трансляции «Василия Теркина» был такой комментарий: «Обязательно дождусь конца карантина и схожу на спектакль. Представляю, как он смотрится в зрительном зале, если на экране мурашки по коже». В этом году нашему «Теркину» 15 лет, залы были всегда полные – это о многом говорит. Режиссер Александр Кузин и актеры сотворили определенное творческое чудо. И мы очень хотим видеть зрителей на этом спектакле на новой сцене.
Много людей посмотрели трансляцию «Фальшивого купона» Толстого в инсценировке Н. Скороход. Запомнился отзыв: «Грандиозная постановка». Это, наверное, правильный отзыв о сложнейшем произведении, о спектакле необычной формы, созданном Анатолием Праудиным и Алексеем Порай-Кошицем. «Фальшивый купон» остался только на видеозаписи, потому что некоторые артисты работают уже в других театрах. Арсения Курченкова, замечательного исполнителя, нет в живых. А роли в этой постановке штучные, их могли исполнять только эти артисты.
В «Василии Теркине» проникновенно играл Василий Чернов, в «Вине из одуванчиков» интересные роли у Игоря Данюшина, Елены Грушиной. Мы смотрим трансляции и вспоминаем артистов, которые ушли из жизни, но, тем не менее, они остались с нами навсегда. В новом здании у нас будет возможность на больших экранах показывать какие-то версии спектаклей, устраивать театральные кинопоказы для зрителей, обсуждать увиденное с артистами.

– Чем еще театр заполняет Сеть?
У нас есть рубрика «СамАрт 90», где мы знакомим зрителей с редкими фотографиями из истории театра. Опубликовали снимок 2000 года, когда на нашей сцене Мастерская Петра Фоменко играла «Волки и овцы», и вызвали шквал воспоминаний, в том числе нам написали и ребята из Мастерской. Удивлялись зрители, увидев фотографии с Абдуловым и Стекловым, Школьником и Поплавским, которые играли в нашей «Поминальной молитве».
Это огромное несчастье, что вирус пришел на нашу Землю, но в то же время это испытание многое может нам дать, прибавить в человеческом плане. Приходит понимание, что надо заботиться о нашей жизни, о людях, друг о друге.
Эпидемия совпала с 75-летием Победы. Это и праздник, и трагедия, которая произошла. Через трагедию пришла Победа. Сегодня тоже идут огромные потери от эпидемии, но ситуация нас объединяет и побуждает делать совсем другие творческие шаги, позволяющие вспомнить о прошлом. История кажется короткой. Но вот прошло 20 лет, а это уже большой срок, пришли другие поколения, они смотрят на мир широко открытыми глазами и с неподдельным человеческим удивлением.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 10 (183)
Tags: Театр, Театры Самары
Subscribe

  • Угол зрения на проблему нового матриархата

    Галина ТОРУНОВА * Фото Леонида ЯНЬШИНА «Судить художника можно только по законам, им самим над собой поставленным».…

  • «По инициативе…»

    Рубрика: О, времена! О, нравы! Герман ДЬЯКОНОВ * Марк Туллий Цицерон в своих гневных выступлениях против Катилины сетовал не только…

  • Человек радио

    Окончание. Начало в № 18 «Свежей газеты. Культуры» за 2021 год.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments