Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Последователи Лидваля

Армен АРУТЮНОВ *
Фото предоставлены автором
В одном из прошлых номеров «Свежей» я писал о зданиях, спроектированных самарскими архитекторами под впечатлением от работ москвича Льва Кекушева. На рубеже 1900–1910-х ориентиром для коллег в провинции стали произведения еще одного зодчего – петербуржца Федора ЛИДВАЛЯ. Кроме того, на берегу Волги сохранилось здание, построенное по его собственному проекту.

Федор Иванович Лидваль
[Spoiler (click to open)]

От модерна к неоклассицизму

Противостояние старого и нового в искусстве и архитектуре – вечная тема. В начале ХХ века Россию, как и весь остальной мир, захватил стиль модерн. Одним из принципов нового стиля был отказ от следования классической традиции и копирования образцов прошлого. Однако уже во второй половине 1900-х отечественная архитектура возвращается к классике.
«В истории искусства всякого народа бывают эпохи особенно счастливые, еще задолго подготовляемые рядом событий политической и общественной жизни, – пересказывал доклад архитектора Ивана Фомина «Об ознаменовании предстоящего в 1911 году столетнего юбилея со дня смерти А. Д. Захарова, строителя здания Адмиралтейства в Петербурге» журнал «Зодчий». – Такова для русской архитектуры эпоха царствования Александра I, как период величайшего расцвета и наибольшей зрелости отечественного зодчества, когда мы не только шли наравне с западом, но и превосходили его».
Многим хотелось вернуться в золотой век русской архитектуры, но войти в ту же реку дважды невозможно. Ни дореволюционный, ни советский неоклассицизм не принесли отечественному зодчеству былого величия, хотя оба этих периода представляют большой интерес с точки зрения истории искусства.
Произведения петербургского архитектора Федора Лидваля оказали большое влияние на распространение неоклассицизма в России. В 1909 году по его проектам в Северной столице построены два крупных объекта: Азовско-Донской коммерческий банк на улице Большой Морской и здание Второго общества взаимного кредита на улице Садовой. Пресса тех лет называла эти две работы самыми заметными постройками в Санкт-Петербурге за год. Обе они выполнены в неоклассицизме, хоть и с еще заметными чертами стиля модерн. Через год еще одно здание Азовско-Донского банка, выполненное в том же стиле, появляется в Астрахани.
Влияние лидвалевских работ почти сразу же сказалось на провинциальной архитектуре, в том числе на постройках самарских зодчих.

Реальное училище и «Дом губернатора»

Самым активным последователем Федора Лидваля в Самаре стал губернский инженер Платон Шаманский. В 1907 году по его проекту возводится театр-цирк «Олимп» – одно из самых ярких местных произведений в стиле модерн, но спустя несколько лет творчество архитектора уже всецело посвящено неоклассицизму.

Самарское реальное училище реконструировано по проекту Шаманского в 1909 году. Исследователи чаще всего рассматривают все здание целиком, однако перестройка бывшего дома купца Макке и появление новых пристроев, судя по архивным фотографиям, относятся к разным этапам.
Архитектура основного учебного корпуса, выходящего на угол улиц Алексея Толстого и Комсомольской, решена в стиле эклектики с элементами модерна – вставками майоликовой керамики и «немецким» лепным декором (реплики декоративных элементов с комплекса доходных домов в Берлине, построенных в 1900 году по проекту Пауля Хоппе).
А вот пристрой, находящийся в левом крыле Реального училища, выполнен в неоклассицизме. Здесь нет буквального копирования работ Лидваля, однако общие композиционные приемы, решение фронтона с окном, полуциркулярный ризалит, форма и ограждения балкона, а также лепной декор отсылают к его работам.
В 1915 году Платон Шаманский строит на углу нынешних улиц Ленинградской и Степана Разина собственный доходный дом, в архитектуре которого использует все те же приемы и элементы. Здесь к общему «лидвалевскому» образу добавляются массивный цоколь из дикого камня, фактурная штукатурка под камень (во время ремонта несколько лет назад она была сглажена и окрашена белым цветом) и древнегреческие маски, аналогичные декоративным элементам Второго общества взаимного кредита. Полуциркулярный ризалит (часто использовавшийся Лидвалем элемент, взятый из инструментария финского национального романтизма) Шаманский разместил на дворовом фасаде.

Доходный дом Платона Шаманского

В том же 1915 году на Театральной площади (сейчас площадь Чапаева) было построено здание канцелярии самарского губернатора (сейчас главный корпус Самарского государственного института культуры). Характер объекта требовал большей торжественности. Фасады с улицы Почтовой (Шостаковича) Шаманский спроектировал с оглядкой на лидвалевские работы. На центральном же фасаде появились треугольный фронтон, массивный аттик с вазонами, пилястры ионического ордера и портик с открытым балконом на втором этаже. В начале 1930-х «Дом губернатора» реконструировали по проекту архитектора Петра Щербачева. Здание увеличилось в объеме и приобрело черты конструктивизма. От первоначального облика осталась лишь часть интерьеров, а также чудом сохранился неоклассический балкон с торца.

Больница Аржанова и дом Егорова-Андреева

В 1904 году Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов по поручению самарского купца Лаврентия Аржанова объявило конкурс на проектирование заразной больницы при Ольгинской общине сестер милосердия (угол улиц Льва Толстого и Никитинской). Первую премию на конкурсе получил проект петербургского архитектора Александра фон Гогена, однако ему не суждено было воплотиться в жизнь.

Фронтон больницы Аржанова

К строительству детской инфекционной больницы вернулись лишь в 1910-м. Документацию взялся доработать Платон Шаманский. За основу был взят проект петербургского архитектора Бориса Огородникова, получивший на конкурсе 1904 года третью премию (в плане здание решено по его чертежам). А вот фасады Шаманский создавал на свой вкус. Большое трехчастное окно на фронтоне и два по бокам вновь отсылают к лидвалевскому зданию Второго общества взаимного кредита в Санкт-Петербурге. Дополнительной «питерскости» фасаду придают рельефы ангелов с венками и перьями в руках – реплика декора с арки Главного штаба на Дворцовой площади.
Связь с архитектурой Лидваля чувствуется и в произведениях других зодчих, работавших в Самаре в 1910-е. Например, к барельефам Азовско-Донского банка отсылает декор Русского для внешней торговли банка (улица Куйбышева, 90), построенного по проекту петербургского архитектора Петра Балинского. Вновь вошедшим в моду неоклассицизмом увлекся и городской архитектор Дмитрий Вернер. На доходном доме Егорова-Андреева (улица Некрасовская, 61) он использует модернизированные классические приемы. С Азовско-Донским банком здание роднит пояс медальонов, на которые нанесен рельеф с женским изображением.

Медальон на доходном доме Егорова-Андреева

Дача купца Шихобалова

Единственное здание в Самаре, спроектированное самим Федором Лидвалем, находится на берегу Волги на 9-й просеке. «Дача П. И. Шихобалова на Барбошиной поляне, грандиозная, каменная, в стиле итальянского Ренессанса, по проекту петроградского архитектора Лидваля с каменной лестницей на берег Волги», – описывал ее в 1925 году Константин Головкин.

Здание переменной этажности с высокой башней имело несколько открытых террас. Фасады были отделаны с использованием руста, муфтированных колонн, лепнины. Принадлежала дача купцу Петру Шихобалову, чей особняк на углу нынешних улиц Алексея Толстого и Пионерской также выполнен в стиле неоренессанса.
Сегодня произведение выдающегося зодчего начала ХХ века занимает один из корпусов санатория имени Чкалова. Несмотря на то, что здание является объектом культурного наследия, его состояние оставляет желать лучшего. В советские годы оно было частично перестроено, а нынешние собственники практически полностью закрыли исторические фасады сайдингом. Знаменитая же лестница, ведущая к Волге, находится в запустении и с каждым годом все больше разрушается.

* Журналист, архитектурный обозреватель, градозащитник.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 10 (183)
Tags: Архитектура, История Самары
Subscribe

  • Маленькие помощники естествоиспытателей

    Герман ДЬЯКОНОВ * У всех нас есть любимый зверек. Ну, с собачками-кошечками всё понятно. Не вызывают удивления также любители и заводчики…

  • Дон Жуан? Любовь к Геометрии!

    Герман ДЬЯКОНОВ * Многим из вас известно, что физики в основу мироздания кладут геометрию. Современную модель строения Вселенной иногда…

  • Наука: вера, надежда, любовь

    Герман ДЬЯКОНОВ * Надеюсь, мы с вами не забыли, что наука есть часть культуры, так что данный текст кажется вполне уместным на страницах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments