Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Музей и женщина

С Международным Днем музеев!

Зоя КОБОЗЕВА *

«Сама природа наша двойственна: нельзя лишить питания тело, но нужна пища и для души. Поэтому как бы умна и образованна ни была женщина, она не должна пренебрегать своими скромными, прозаическими обязанностями, а стараться скрашивать их, помня, что внося поэзию в жизнь, она облагораживает её».
Советы молодой женщине (1915)

В моей домашней библиотеке хранится календарь «Дамский мир на 1915 год». В нем есть рубрика «Музеи, картинные галереи и памятники» в разделе «Достопримечательности Петрограда». В рубрике указаны сорок три музея, которые дамам предлагается посетить. Начиная с Императорского Эрмитажа, в который вход бесплатный, заканчивая такими музеями, как Музей Российского общества пчеловодства, Музей гигиены и санитарной техники, Музей детской гигиены, Музей Пирогова, Подвижной музей учебных пособий, Музей Прикладных знаний, Музей птицеводства и кролиководства, Музей Старого Петрограда, Древнехранилище Александро-Невской Лавры и т. д. Божественно прекрасный список!
1915 год в ментальности авторов «Дамского мира» разрывался между дамской эмансипацией и «манной крупой». Между списком музеев – и рубрикой «Смесь», в которой рассказывалось о безграмотной актрисе Лукьяновой, написавшей записку режиссеру Малого театра С. А. Черневскому о невозможности явиться на спектакль: «Лежу в постеле готовая к услугам вашим Лукьянова».
Музей – это лакмусовая бумажка женской культуры, антитеза «мятным пряникам» и «питательным свойствам бананов». Но в том же введении к «Календарю» отмечалось, что «поклонение красоте не может скрасить одинокой жизни… Вспомним Софью Ковалевскую. Как учёная она достигла всего: была профессором математики; но она не была удовлетворена этим успехом… она тосковала о том, что у нея нет семьи».
Пролистывая страницы «Дамского мира» за 1915 год, представляешь, как в музеи Петрограда скользят дамы и барышни, с веерами из кружев «Шантильи», в шведских или лайковых перчатках, в тальере или в визитном платье, в шляпах, благоухая саше, амброй или фиалковым корнем. Получается, что женская эмансипация – это еще и Музей. Музей – как знак образования, культуры и внешнего разноцветного и огромного мира.
Что ж в наши дни? Однажды вечером я ехала в самый изысканный музей города на открытие выставки. Не все дамы съезжаются в музей в каретах в наше время. Я ехала на автобусе. Вдруг я поняла, что в автобусе вместе со мной едут какие-то особенные дамы и барышни. Вначале я почувствовала фиалковый корень, потом амбру, потом саше. Потом увидела элегантные шляпы. Затем взгляд упал на модные тальеры и визитные платья. Узенькие ручки в шведских или лайковых перчатках сжимали ридикюли, из которых выглядывали веера с кружевами «Шантильи». Все эти незнакомки вышли из автобуса на остановке «Художественный музей». Музей и в начале XXI века остается знаком образования, культуры, внешнего разноцветного огромного мира и женской эмансипации. А от женщины зависит всё. Ну, или практически всё. В этом нашем мире. Да не покинет женщина Музей.

* Доктор исторических наук, профессор Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: Музейное дело
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments