Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Фотомгновенья в вере и без

Игорь ВОЩИНИН *

Фотохудожник Генрих ВАЙНГАРТЕН выпустил новый фотоальбом. Называется он «Твое созданье я, Создатель!». Автор идеи – известный самарский интеллектуал, библиофил и ученый Александр БОЛТЯНСКИЙ, а название альбома – строка из «Оды о Боге» Гавриила Державина.

В предисловии к альбому автор обозначил его посвящение верующим и неверующим, неизвестным людям, прочитать чьи мысли он решился. И эти мысли оказались и его собственными тоже. Альбом состоит из двух частей: «Верую!» и «Не верю!» – и, соответственно, начинается с утверждения, не процитировать которое нельзя: в нем смысл и суть всего проекта. «Мир делится на верующих и неверующих. У каждого из них своя правда, в которую он верит. И те, и другие часто пытаются убедить друг друга в своей правоте. Многих людей вера в Бога спасает в тяжелые моменты жизни. Для других это невозможно. Они верят в близких друзей. В этом их спасение. Но во времена больших народных бед и потрясений верующие и неверующие – один народ. Мы вместе. Так что пусть каждый живет по-своему!»

[Spoiler (click to open)]
Вот эта своя жизнь каждого и присутствует во всех представленных снимках.
Альбом открывается молитвой: склоненные головы, печальные лица. Как уверяет автор, «простые люди не молятся. Они умоляют». И далее – вновь задумчивый взгляд, грустные, но проницательные глаза: «Как велик Бог! А каков он, в сущности?» Вопрос сложный и опасный для вопрошающего. И лучший ответ на него – молчание.
В альбоме запечатлены разные моменты жизни: коллективное песнопение с пастырем и сосредоточенные лица молящихся вдруг прерываются улыбчивыми и счастливыми мордашками малышей, детей Божьих. Далее портрет прожившей большую жизнь женщины с натруженными руками и вроде бы уже никуда не спешащей. Суровое лицо пьющего из железной кружки мужчины, а дальше просветленный лик служителя божьего, убеждающего стоящую перед ним сомневающуюся: если верить, все сбудется. А затем мгновенья просто жизни с ее неприхотливой атрибутикой и привычным каждодневным окружением. И со своей красотой именно в этой простоте и обыденности.
Вышедший альбом далеко не первый в творчестве Генриха Вайнгартена. Более полувека назад он начинал познавать художественное фотоискусство, не осваивать технологию фото, а именно познавать, причем в тематике, близкой к новому альбому. Легендарный ГМК-62 организовал тогда две замечательные выставки Генриха. В 1966-м мастер побывал на древней Пермской земле, откуда привез неповторимые снимки удивительных резных деревянных икон-скульптур, созданных в ХVII веке неизвестными народными умельцами. В 68-м был представлен уникальный комплекс деревянных сооружений Кижского погоста на острове Онежского озера. А всего за годы своего творчества инженер и кандидат технических наук Генрих Вайнгартен выпустил 6 фотоальбомов самой разной тематики и показал 7 фотовыставок, причем кроме самарских были персональные фотовернисажи в Москве и в Германии.
Включенные в новый фотоальбом работы, вне сомнения, – произведения изобразительного творчества. Они несут на себе отпечаток индивидуального мастерства автора, имеющего свой почерк. При этом снимки оставляют ощущение умышленной незавершенности, но не технической, а вроде бы заведомой недосказанности, заставляющей зрителя додумывать и домысливать авторский замысел. Некая бесконечность с элементами случайности, хотя все работы – фрагменты жизни, ее мгновения, талантливо и профессионально остановленные автором.
Вторая половина альбома открывается портретами людей, находящихся в момент принятия каких-то решений, которые они считают для себя очень важными. Здесь нет зацикленности и предрешенности и даже наоборот: во взглядах устремленность и удовлетворение жизнью, будь то девочка, радующаяся общению с любимой песней и танцем, или малышка, самозабвенно лижущая высунутым языком очень сладкое мороженое. А рядом решительные глаза убежденной атеистки: да, это модно, но это – не мое! Или вот уверенность толстяка в правильности избранного пути: лишь бы было что покушать. Хотя где-то в кадре присутствуют и тягостные раздумья: не знаю, не знаю…
И еще раз возвращаюсь к уникальному таланту автора, умеющего поймать мгновение, миг или даже подсмотреть весь поток предшествующих размышлений персонажа. Подсмотреть и дождаться, поймать момент, и нажать на кнопку спуска, именно когда должна вылететь эта самая волшебная птичка.
Заканчивается альбом трагическими кадрами. Здесь боль личных воспоминаний, переживание далекого прошлого, ощущение, увы, невозвратности потерянного. Но всё это на стыке с ранее прозвучавшей убежденностью в том, что всё пройдет, а что-то можно исправить, пока горит свеча.
Дай Бог всего, всего, всего
И сразу всем –
чтоб не обидно…
Дай Бог всего, но лишь того,
За что потом
не станет стыдно!
(Евгений Евтушенко)

* Член Союза журналистов России, член Союза профессиональных литераторов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: Культура Самары, Художественная фотография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments