Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Черные лебеди, или О некоторых свойствах российского социального габитуса

Вадим РЯБИКОВ 1

«Милостивые государи! Заранее прошу меня простить, что в гнетущее время, которое мы все переживаем, я сейчас буду говорить о довольно печальных вещах. Но мне думается, или, вернее сказать, я чувствую, что наша интеллигенция, т. е. мозг родины, в погребальный час великой России не имеет права на радость и веселье. У нас должна быть одна потребность, одна обязанность – охранять единственно нам оставшееся достоинство: смотреть на самих себя и окружающее без самообмана».

Эти слова, произнесенные великим русским ученым И. П. Павловым в 1918 году, как нельзя более уместны сегодня, когда пандемия вируса COVID-19, нефтяное недержание 2, пренебрежение законодательством и случившиеся в относительно недавнем прошлом нашествия печенегов и половцев предопределяют неизбежность очередного трагического надлома в истории России. Поднявшиеся невесть откуда, стаи черных лебедей кружат над бугристым от разумов офисных аналитиков полем российской ментальности и ставят под сомнение привычные шаблоны, опираясь на которые, мы прогнозировали будущее в последние 15–20 лет.

[Spoiler (click to open)]
В возникшем «шурум-бурум» кто-то предсказывает, что впереди что-то вроде ядерной зимы и мы в скором будущем все станем «палками-копалками». Кто-то с оптимизмом смотрит в будущее и говорит, что нефть неизбежно «оттолкнется» и подпрыгнет до $120 и все опять будет как раньше. Некоторые в связи с успехами в области цифровизации опасаются, что если «жижа» и «подпрыгнет», то это только ускорит переход к электронному рабству. Наиболее разумные предпочитают воздерживаться от прогнозов, по крайней мере, до осени.
Неопределенность нарастает. Рутина «сматывает удочки», а вслед за ней отказываются срабатывать и селективные способы принятия решений, предполагающие выбор из уже существующих стратегий наиболее оптимальной. Постепенно обнаруживается, что в старом репертуаре ничего особенно пригодного-то для текущего момента и нет. Стратегий, адекватных новой ситуации, все меньше и меньше. И к решению новых проблем необходимо искать новые подходы. Формула «Граждане, изолируйтесь по своей собственной воле, то есть самоизолируйтесь, если очень куда надо, то идите, но если отойдете от дому на 100 м, мы вас накажем, и не забудьте уплатить по счетам ЖКХ и налоги» на первый взгляд выглядит инновационно, но при более внимательном изучении оказывается, что это старинная русская хитрость. А возникающие вызовы требуют новых и при этом адекватных решений. Помимо пандемии, вызовы такие: грядущий сокрушительный удар по российской экономике, мировой циклический кризис, переходящий в структурный, кризис права в России, политический кризис, последствия изменения климата и т. д.
Можем ли мы претендовать на адекватность в оценке складывающейся ситуации, если мы неадекватны в восприятии самих себя? Как-то так все устроено, что если мы теряем трезвость, то теряем ее вообще. Нельзя быть опьяненным частично. Если «выпившему» по причине его состояния нельзя садиться за руль, то и финансовое планирование ему доверять не стоит, по крайней мере, пока он не проспится. И в отношениях с людьми он накосячит, а если возьмется музицировать, то все выйдет у него «мимо клавиш». Вот так же, если человек нетрезв в восприятии себя, то он нетрезв вообще. И в восприятии ситуации в целом.
Хотите адекватно мыслить – избавьтесь для начала от приятных иллюзий на свой счет. Этого, конечно, недостаточно, но это сделать необходимо. Поэтому призыв классика смотреть на себя и на окружающих без самообмана особенно актуален сегодня, когда мы нуждаемся в понимании того, что происходит. Причем не просто в понимании, а в адекватном понимании. Потому что, к примеру, простые люди, как правило, всегда всё понимают. Только чаще всего все понимают неправильно. Им бы не спешить с пониманием, но сложно признаться, что то, что происходит в их жизни, им непонятно. Во-первых, сама неопределенность для них непереносима, а во-вторых, непонимание является для них признаком неполноценности. Поэтому в непонимании они, как правило, пребывают очень недолго. И вот пролетает мимо их разума какой-нибудь простенький, ясненький образ, «раз!» – и им всё понятно. Потому что они ж смекалистые. Они ж не тупые. Но только ясное понимание, что избавляет их от непривычного напряжения интеллекта, ответствует реальности.
Это профессиональные вирусологи могут говорить: «Пока непонятно, обретают ли переболевшие COVID-19 иммунитет, как мутирует вирус, будет ли вторая волна эпидемии и какой она будет, и т. д.». Это грамотные врачи говорят: «Пока непонятно, какова клиническая картина заболевания, как вообще его лечить, каковы осложнения». Зато простым людям все понятно и про вирус (обычная ОРВИ!!!), и как его лечить (спиртное, имбирь, лимонный сок в нос). И вообще понятно, откуда эта зараза взялась, кто ее придумал и зачем.
В 1918 году великий русский ученый Павлов в своем выступлении делился своими наблюдениями за проявлениями русского ума. Он пытался исследовать именно те его особенности, которые становятся источником систематически возникающих болезненных, а подчас трагических обстоятельств в российском обществе. Поэтому он решил не учитывать научный русский ум, участвующий в развитии науки, но мало влияющий на общественную жизнь и историю этой страны.
Прежде всего он обратил внимание на массовый, как он выражался, общежизненный ум, который определяет судьбу русского народа. И этот массовый ум ему пришлось подразделить на ум низших масс и ум интеллигентский. Ум низших масс он решил оставить в стороне. И дал ему самую простую оценку: «Возьмем в России этот массовый, т. е. крестьянский ум по преимуществу. Здесь осталось то же невежество, какое было и сотни лет назад. Недавно я прочитал в газетах, что, когда солдаты возвращались с турецкого фронта, из-за опасности разноса чумы хотели устроить карантин. Но солдаты на это не согласились и прямо говорили: «Плевать нам на этот карантин, все это буржуазные выдумки».
Или другой случай. Как-то, несколько недель тому назад, в самый разгар большевистской власти мою прислугу посетил ее брат, матрос, конечно, социалист до мозга костей. Все зло, как и полагается, он видел в буржуях, причем под буржуями разумелись все, кроме матросов, солдат. Когда ему заметили, что едва ли вы сможете обойтись без буржуев, например, появится холера, что вы станете делать без докторов? – он торжественно ответил, что все это пустяки. «Ведь это уже давно известно, что холеру напускают сами доктора». Стоит ли говорить о таком уме и можно ли на него возлагать какую-нибудь ответственность?»
А кстати, есть ли у кого-нибудь среди предков кто-то, кто болел холерой или чумой и погиб от этого? Я знакомых порасспрашивал – никто не знает. Может, чума и холера – это действительно фейк, придуманный буржуями и докторами, чтобы мыловарни и производители хлорки получили сверхприбыли? Вот представьте, какие барыши делают на всяких антисептиках и дезинфекциях! Шутка.
Как будто бы пути формирования расхожих мнений берут свое начало в далеком прошлом. Идея о том, что врачи и буржуи специально выдумали COVID-19 или вся эта пандемия – результат умелого манипулирования сознанием, подкупает своей простотой и объяснимостью простого человека и сегодня. Справедливости ради следует отметить, что различные варианты нелепого отношения к распространяющейся инфекции продемонстрировали простые люди не только в России, но и во всем мире.
Болезнь, вызываемая COVID-19, пока не изучена. Однако информации о ней вполне достаточно, чтобы понять, что распространение этой инфекции как минимум угрожает катастрофической перегрузкой всей системы здравоохранения – со всеми вытекающими из этого трагическими последствиями. Введение ограничительных мер выглядит обоснованно и разумно. Конечно же, возникает вопрос о характере и степени этих ограничений. А вот принудительное ограничение свобод граждан при уклонении правительства от введения режима ЧС и компенсации населению всех связанных с ним расходов выглядит крайне неразумно. Это же ставит людей в отчаянное положение и обескровливает потребительский сектор, основной драйвер экономики. Если авторам инновационной самоизоляции эта несправедливость сойдет с рук, то тогда все окажется очень даже разумно. Типа, в очередной раз удачно развели граждан своей страны.
Но это такой особый тип разумности, свойственный жуликам и лохотронщикам. Люди этой профессии всегда рискуют. Им надо разумно оценивать риски, иначе они могут серьезно пострадать. Они должны хорошо разбираться в психологии «лоха» и прогнозировать его поведение. В ситуации с коронавирусом самое сложное – это то, что если принятые ограничения смягчат динамику эпидемии и на улицах не будет гробов, то простым людям покажется, что их намеренно обманули. А если гробы будут, то им же покажется, что их не уберегли. То есть социальной напряженности в любом случае не избежать, а это очень опасно.
Еще в XVII веке путешествующий по Московии с дипломатической миссией географ, историк, математик и физик Адам Олеарий писал: «Русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом, из любви к властителю своему, могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то и про них можно сказать: когда часто испытывают терпение, то, в конце концов, получается бешенство». То есть шутки плохи.
Однако тот же Олеарий отмечал, что «опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей, особенно если жители испытывают сильные притеснения со стороны своих сограждан и не находят у властей защиты». Поэтому, если ясно солнышко будет наказывать провинившихся представителей низших властей, на которых он предусмотрительно перевел стрелки, то совершенная несправедливость должна сойти ему с рук. Разумно? То-то!
Адам Олеарий еще в XVII веке заметил: «Их смышленость и хитрость, наряду с другими поступками, особенно выделяются в куплях и продажах, так как они выдумывают всякие хитрости и лукавства, чтобы обмануть своего ближнего. А если кто их желает обмануть, то у такого человека должны быть хорошие мозги. Так как они избегают правды и любят прибегать ко лжи и к тому же крайне подозрительны, то они сами очень редко верят кому-либо; того, кто их сможет обмануть, они хвалят и считают мастером».
Если Адам Олеарий в своих наблюдениях прав, то характер смышлености у авторов самоизоляции такой же, какой всегда был у хитроватых и смекалистых простых русских людей, начиная с глубокой старины и до наших дней. По большому счету, кроме определенного уровня образованности, их отличает, разве что, «фартовость» и особая изощренность, что позволяет им добиваться на политических поприщах в России невероятных успехов.
***
А что же ум интеллигентский? И здесь Павлов в том же «погребальном для нашей Родины» 1918 году с сожалением отмечал некоторые его черты, которые делают интеллигенцию плохо приспособленной для исполнения своей миссии – быть «мозгом Родины». Эти черты: нелюбовь к сосредоточенности, то есть дефицит внимания: «…очевидно, у нас рекомендующими чертами являются не сосредоточенность, а натиск, быстрота, налет» (вспомните телешоу). Отказ от непосредственного общения с действительностью: «…не любит смотреть на подлинную действительность. Занимается коллекционированием слов, а не изучением жизни», отсутствие свободы и смелости, боязнь неординарного мышления, новых идей; «нет стремления понять предмет вполне, взять его в свои руки», «стремление к туманному и темному», «как будто туманность и есть гениальность».
«Русский интеллигентский ум совершенно не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. Русская мысль совершенно не применяет критики метода, т. е. нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни».
И обвинять интеллигенцию в этих наклонностях нет смысла. Такое состояние ума чаще всего есть не результат произвольного выбора, а проявление некого глубинного повреждения, которое вызвано комплексной мультифакторной гуманитарной травмой, полученной в далеком историческом прошлом и приведшей к возникновению определенного социального габитуса 3.
Предположим, далекие предки русских интеллигентов систематически видели, как те же половцы с печенегами, а позже татаро-монголы и вслед за ними опричники бесконечно убивают, или уводят в плен их детей, насилуют их женщин. Враг сильнее. В конфликт вступают потребность защитить семью, потребность остаться в живых, потребность в самоуважении. Что в результате? Кто-то совершает действия, которые ведут к самоуничтожению. А кто-то старается прервать контакт с реальностью, собственными чувствами и уйти в отвлеченные умопостроения.
И сколько ни обвиняй потомков этих несчастных в слабой концентрации, избегании действительности, туманных и бесплодных рассуждениях, они же не могут взять и измениться. Во-первых, потому что это не находится в их произволении, во-вторых, потому что они войдут в диссонанс со своим социальным окружением и, в-третьих, потому что вынуждены будут встретиться с дремлющим в глубинах исторической памяти непереносимым чувством, от которого этот габитус защищает. Комплекс, состоящий из непереносимого чувства и защиты от него, возник в результате травматического опыта, полученного далекими предками и переданного по наследству в виде системы предрасположенностей. И чтобы эту систему изменить, иногда бывает необходимо встретиться с непереносимым.
На дуновение ветра перемен российский социальный габитус мобилизует интеллигенцию на поиск национальной идеи, государственной идеологии. Опять возникает страстное желание воспитывать нового человека, развивать новую систему образования, улучшать мир. Габитус помещает российского интеллигента на передний фронт в войне образов, которые ведут отчаянную борьбу за сохранение базовых для российского общества смыслов. Он открывает интеллигенции тайные смыслы истории, в которой все не просто так. Не отточенный в философских штудиях, а потому не обремененный дисциплиной интеллигентский ум оказывается в безраздельной власти фантазий.
Фантазирование является не только способом прерывания контакта с реальностью, но и стимулированием мезолимбической системы, ответственной за выработку дофамина, что сопровождается переживанием удовольствия. От голода, холода, боли, неприятных телесных ощущений и ассоциированных с этим мыслей дофамин в нейронных путях резко падает. И поэтому образы, которые стимулируют его выработку, вроде бы спасают от предвкушения муки.
Мозг привыкает к высокому уровню дофамина, не хочет переключаться на что-то менее интересное и после подавления одной интересной навязчивой мысли ищет способ поднять дофамин – начинает прокручивать другую навязчивую мысль, не менее интересную, а нужные дела остаются несделанными. Зацикленность на фикс-идеях бесполезно расходует время, рассеивает внимание, ухудшает память, мешает сосредоточиться на чем-то нужном, но менее интересном. И как будто бы ментальное парение, вызванное подъемной силой ветра перемен, носит оттенок очарования, которое обычно возникает вокруг овеянных тысячелетней славой, столь приятных русскому интеллигенту фигур великих учителей человечества (Сократа, Платона, Аристотеля и т. п.).
Но чтобы действительно развернуть свою ментальную активность в созвучие с этими фигурами, необходимо научиться рассуждать последовательно, методично и спокойно так, бесстрастно. Было бы неплохо освоить какие-то методы философского познания. Ту же диалектику, к примеру, которая, по Сократу, как метод предполагала иронию и майевтику. Майевтика – прием, способствующий рождению мысли, понятия (искусство правильно задавать вопросы, подводить оппонента к истине, но не навязывать ему свою точку зрения).
Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но постепенно через перебор мнений рождаются новые мысли.
К счастью, за последние 30 лет в России количество здравомыслящих людей неуклонно растет. Площадь поражения исторически обусловленным посттравматическим дисконнектом с реальностью вроде бы сокращается. Все меньше и меньше людей, зарабатывающих на жизнь мозгами, пытается ставить между собой и пугающей действительностью национальную идею, или проект прекрасного нового человека. Мощность потока очень качественного контента, который генерируется армией профессиональных российских блогеров и продвинутых политических и экономических аналитиков, неуклонно растет. Приятно, что количество подписчиков и просмотров у них на порядки выше, чем у интеллигентствующих фантазеров, грезящих теориями заговоров и великодержавными идеями. И русскоязычный раздел «Википедии» – один из самых крутых в мире.
Здравомыслящих и глубоких аналитиков можно встретить на ресурсах типа «Смартлаб». Это крупнейшее в России сообщество трейдеров и инвесторов. Кажется, что все там должны только о том и думать, что о своих шкурных интересах, но это не так. Уровень риска, личной ответственности при операциях на фондовом рынке, а значит, и личной зрелости, высок. За нетрезвость, любые когнитивные искажения приходится платить очень ощутимую цену.
Гуманитарии тоже рискуют, когда пытаются разгадать загадку человеческой природы и двигаются по «протокам к Богу в человеческой субъективности». И еще больше рискуют. Их ошибки стоят потери связи с бытийностью, с сутью своей собственной природы, а значит, и потери жизни вообще. То есть жизнь-то, конечно, ими прожита будет, да только с большой вероятностью, что бессмысленно. И сдается мне, что бессознательно унаследованный габитус русского интеллигента нуждается в тщательном и критическом переосмыслении. Особенно в контексте стремительно надвигающегося «прекрасного далека».

1 Психолог, путешественник, музыкант. Директор Института Развития Личности «Синхронисити 8».
2 Статья пишется в середине апреля, когда Россия увеличила добычу нефти на 1 %, хранить нефть негде, а она все хлещет и хлещет, «перекрыть кран» очень затратно, стоимость фьючерса на нефть марки WTI впервые в мировой истории опустилась ниже нуля.
3 Габитус (по Бурдье) – система прочных приобретенных предрасположенностей. Это целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий индивида, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: Философия культуры
Subscribe

  • Из новейшего бестиария

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * ЕГЭбля – животное из разряда хищных и ползучих. Родилось на свет в головах и коридорах чиновников от образования,…

  • Завтра была война

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * * Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, старший научный сотрудник Самарского литературного музея…

  • Самара просвещенная

    Был сегодня в альма матери. У входа в главный корпус некогда Самарского государственного университета – табличка: «Самарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments