Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Синкопы войны

Игорь ВОЩИНИН *

Юбилей Победы в Отечественной войне и уничтожение фашизма наводят на размышления об освобождении культуры от удушающих пут. Ведь в Германии с приходом к власти Гитлера искусство использовалось исключительно в целях пропаганды национал-социализма. В этих условиях целый ряд направлений и жанров оказались под официальным запретом. И джаз в том числе.

Почему так случилось – понятно: джазовая музыка – это самая свободная музыка, не терпящая единообразия. На первом месте здесь – личность, музыкант-импровизатор, а тоталитаризм зиждется на строжайшей дисциплине во всем, и любое проявление свободы пресекается на корню.
При Гитлере большинство джаз-клубов были закрыты. Началось преследование композиторов, музыкантов, да и просто любителей этого жанра. Кто-то сразу угодил в тюрьму, кто-то успел покинуть страну.
И джазовые музыканты стран – противников фашизма использовали все свои возможности для борьбы с национал-социализмом.
Первым среди музыкантов мирового джаза, противостоящих немецкому фашизму, следует назвать, наверное, имя американского тромбониста, композитора и руководителя оркестра Гленна Миллера. После фантастически успешного вхождения в американский джаз в конце 30-х и неоднократного обращения к властям Гленн Миллер в 1942 г. был призван в армию. В звании майора он руководил джазовым оркестром американских ВВС, длительное время находился в Англии и дал со своим оркестром более 800 концертов в действующих воинских частях. Он освоил немецкий язык и принимал активное участие в пропагандистских английских радиопередачах из Лондона. В этих программах звучали обращения к немецким солдатам в Европе, которые сопровождались ненавистной гитлеровскому командованию музыкой джаза.

[Spoiler (click to open)]
Миллер считал свою работу очень важной: «Мы принесли с собой нашим парням необходимое ощущение дома. Они выполняли тут огромную работу, и они хотели настоящей, живой американской музыки».
Нахождение музыкантов в Англии было просто опасным, и оркестру часто приходилось менять свое место нахождения. После одного из таких переездов из Лондона в Бэдфорд немецкая бомба попала в накануне оставленную бывшую штаб-квартиру оркестра и превратила ее в руины.
***
Одновременно с оркестром Гленна Миллера в армии США работал и отличный биг-бэнд выдающегося кларнетиста Арти Шоу. Артур Якоб Аршавски родился в 1910 г. в семье эмигрантов с российскими корнями. В конце 30-х годов биг-бэнд Арти Шоу был одним из лучших среди лидеров популярного стиля свинг, а записанная им мелодия Коула Портера Begin the Beguin моментально стала хитом и принесла бэнду мировую славу.
Шоу в возрасте 32 лет пришел добровольцем в армию, став рядовым матросом на морском минном тральщике. Но затем вспомнили о его блистательной довоенной музыкальной карьере и в звании сержанта поручили руководить военным оркестром. Вскоре Шоу попросил отправить его поближе к местам сражений и собрал для этого новый биг-бэнд. В его состав вошли многие ставшие позже известными музыканты, включая саксофониста Сэма Донахью, барабанщика Дэйва Тафа, пианиста Клода Торнхилла, тромбониста Рэя Конниффа. Официально состав стал оркестром американских ВМС, выступал на палубах военных кораблей, на прибрежных аэродромах под маскировочными сетками для укрытия от воздушных атак. Слушатели приходили в неописуемый восторг, когда на каком-то острове в Тихом океане встречались с любимой музыкой.
Условия жизни и работы музыкантов были очень жесткими, оркестр часто попадал под бомбежки. Состояние здоровья самого Арти Шоу вынудило его в 1944-м демобилизоваться, хотя биг-бэнд продолжал выступать под управлением Сэма Донахью, был переведен в Европу, где стал успешно конкурировать с оркестром Гленна Миллера.
Можно вспомнить Дэйва Брубека. В 43-м он добровольцем пошел в действующую армию, а в 44-м был отправлен в Европу для участия в боевых действиях. Как-то в его воинскую часть приехал с концертом ансамбль, и в перерыве уже имевший за плечами музыкальный колледж Дэйв сел за пианино. Услышав его игру, полковник объявил, что Дэйву нечего делать в окопах, и предложил ему собрать музыкальный коллектив. Группа военных музыкантов просуществовала до мая 45-го, а в 2004-м всемирно известный композитор Брубек записал двойной звуковой альбом музыкальных воспоминаний о жизни рядового Дэйва Брубека – ветерана Второй мировой войны.
Самый известный джазовый журнал Down Beat писал, что джазмены – не только музыканты, но и солдаты музыки. Для поддержания боевого духа воюющих было организовано много военных оркестров и ансамблей. 39 американских руководителей популярных биг-бэндов ушли добровольцами в армию и 17 – в военный флот.
Джазовые мэтры, которые по возрасту уже не могли оказаться близко к фронту, тоже вносили свой вклад. Так, Бенни Гудмен со своим знаменитым оркестром выпустил цикл грампластинок «Во имя Победы».
В январе 1943 года в Нью-Йорке, в Карнеги-Холле, состоялась премьера сюиты Black, Brown and Beige, которую Дюк Эллингтон посвятил борьбе с фашизмом, и все средства от этого концерта были направлены в поддержку воюющей Красной Армии.
Луи Армстронг участвовал в специальных радиопрограммах и концертах, сборы от которых шли на лечение раненых военных. Он также приезжал с выступлениями в госпитали, и там его встречали с восторгом.
Джаз противопоставил себя нацистской идеологии и стал символом демократии в мире, который оказался перед угрозой фашизма.
***
Многие советские музыканты в июне 1941 года были призваны в армию, участвовали в боевых операциях, а отдельные сохранившиеся оркестры были целиком прикомандированы к разным воинским подразделениям, в том числе в авиации и на флоте.
В конце тридцатых появились новые музыкальные коллективы, среди которых были Государственный джаз-оркестр СССР с главным дирижером Виктором Кнушевицким и Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Варламова. В 40-е годы был создан Образцово-показательный джаз-оркестр наркомата обороны, а также Джаз-оркестр Краснознаменного Балтийского флота под управлением Николая Минха. Появились джаз-оркестры в отдельных армиях и флотах. Вадим Людвиковский стал руководителем джаз-оркестра на Белорусском фронте, Борис Крупышев организовал биг-бэнд на Западном, а Шико Аранов – на Втором Украинском, оркестр Клавдии Шульженко – Владимира Коралли работал на Ленинградском фронте.
Музыканты вместе с передовыми армейскими частями входили в освобожденные города, афиши их концертов для жителей появлялись одновременно с приказами военных комендантов. Причем выезжали на фронтовые позиции целым оркестром.
В октябре 1941 года высшие органы власти, а также многие художественные коллективы и артисты страны были эвакуированы из Москвы в Куйбышев. Среди них и джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета уже под управлением Александра Цфасмана. Из студии на улице Красноармейской его выступления транслировались по всей стране, а также и за рубеж. В середине 1942 года оркестр начал концертные выезды в действующие подразделения Красной Армии.
Многие еще до войны существовавшие оркестры также постоянно выступали в воинских частях, где находились практически на передовой линии фронта и подвергали свою жизнь опасности. Попал под бомбежку джаз-оркестр наркомата обороны. Все музыканты погибли. Под Ельней в окружении оказался коллектив Государственного джаз-оркестра СССР. Музыканты героически сражались, заменив в своих руках саксофоны и скрипки автоматами, но лишь немногие из них остались в живых. В воинские части активно выезжали коллективы, возглавляемые Дмитрием Покрассом, Эдди Рознером, Борисом Ренским. Сразу после концертов в Сибири и на Дальнем Востоке с программой «Бей врага!» биг-бэнд Леонида Утесова отправился на Калининский и Волховский фронты.

Многие из отечественных исполнителей были награждены воинскими орденами и медалями, а на праздновании Дня Победы 9 мая 1945 года оркестр Леонида Утесова выступал на заполненной десятками тысяч москвичей площади Свердлова. Годы войны еще раз подтвердили, что джазовая музыка во всех ее разновидностях – неотъемлемая часть мировой культуры.
Текст – «Синкопы войны» (8,004) и фото. Подписи:
1 – Концерт оркестра Гленна Миллера в действующих войсках
2 – Леонид Утесов на концерте в День Победы. 1945 год

* Член Гильдии джазовых критиков России, член Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: 75 лет Победы, Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments