Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

а где тут руль спросил гагарин…

Подготовила Алёна САМСОНОВА *

Появление нового поэтического жанра – явление всегда любопытное. Особенно, если это не какая-нибудь сконструированная скука типа версетов и зномов (слышали о таких?), а нечто живое, развивающееся и мгновенно уходящее в народ. Причем распространение новой стихоформы происходит порой так стремительно, что большинство людей и не задумывается, что у нового поэтического жанра есть вполне конкретный автор.

[Spoiler (click to open)]
Так, к примеру, произошло со стихами-«пирожками». Их пишут, читают, цитируют, но мало кто задается вопросом: «А кто сочинил самый первый «пирожок»?» Мы немного приоткрыли завесу, когда рассказали в нашей газете о Вечере пирожков в Самарской публичной библиотеке. Теперь настало время для подробностей.
Напомним, что всё началось в 2003 году. Петербургский поэт Владислав Кунгуров разместил в Сети несколько четверостиший под псевдонимом al cogol. Они были написаны белым четырехстопным ямбом без прописных букв и знаков препинания. Цикл он назвал «Пирожки», поскольку многие из четверостиший затрагивали тему еды.

порой бывает человека
сложнее выбрать чем арбуз
смотреть на попку неприлично
по голове нельзя стучать

Позже Кунгуров успешно сочинял «пирожки» на самые разные темы. И их легко можно отыскать в интернет-пространстве:

ужель та самая татьяна
а я то думал не она
вот как меняет человека
работа в магазине хлеб

вошёл в пучины океана
мужчина в платье и в носках
закат видал и не такое
и закатился без проблем

а жизнь уходит как уходит
троллейбус высадив тебя
и ты стоишь на остановке
и пальцы комкают билет

Сам Владислав поначалу называл свои творения «русскими хокку». И если говорить о содержательной части «пирожка», то, по сути, так и есть. Хотя по стихотворной форме классические «пирожки» и «русские хокку» различаются довольно ощутимо. Вот пример русского хокку:

Поведай нам о своих странствиях,
Чижик-пыжик-сан –
Видел ли дальние реки?
Пил ли горячий сакэ?

«Пирожки» пишутся тем самым четырехстопным ямбом, которым писал, к примеру, Александр Сергеевич Пушкин. Вот только рифма, столь ожидаемая в конце третьей и четвертой строк, отсутствует. Собственно, главные характеристики такой малой поэтической формы, как «пирожок», давно и кратко сформулированы стихотворением, написанным в этом же жанре Алексеем Бойко:

стих пирожок всегда без рифмы
а также без заглавных букв
в нём знаков препинанья нету
а есть лишь юмор ритм и ямб

Но самое «вкусное» в «пирожке» – это, конечно же, «начинка». Его содержание не должно быть банальным, но обязано веселить и удивлять. Это всегда короткая история, обстоятельства которой задаются, как правило, в первых двух строчках, и затем ситуация неожиданным образом разрешается во второй части стиха.

перед оксаной в тёмном парке
олег распахивает плащ
под ним второй а дальше третий
оксана терпеливо ждёт

Но вернемся к «пирожковой» истории. Жанр получил развитие благодаря еще одному человеку – Вадиму Саханенко (псевдоним – Сохас). Увидев в 2003-м первые «пирожки» Кунгурова, Саханенко пригласил его на свой интернет-форум, посвященный экспериментам с микроформами поэзии, чтобы «пирожки» публиковались там. Через некоторое время другие жанры на форуме угасли, а «пирожки» продолжали увлекать всё новых и новых авторов. Сам Сохас тоже увлекся этим жанром:

сегодня целый день оксана
об одиночестве своём
с подругами детьми и мужем
не уставая говорит

мой мозг работать отказался
и забастовку объявил
и мне пришлось за мозг работать
и мысли думать самому

в словах нет никакого смысла
великий гуру говорил
и люди слушали кивали
и кто то даже записал

После того, как в 2005 году в «Живом Журнале» появилось сообщество, посвященное «пирожкам», они перестали быть достоянием узкой группы авторов и начали завоевывать популярность огромного числа читателей. Сейчас людей, пишущих в этом жанре, столько, что почти невозможно отследить авторство того или иного «пирожка».
К сожалению, самого родоначальника «пирожкового» жанра Владислава Кунгурова не стало 18 мая 2018 года. Ему было всего 46 лет. До сих пор в память о Владе поклонники сочиняют печальные «пирожки».

вот умер владислав кунгуров
но память добрая о нем
останется навеки с нами
в начинке новых пирожков

По мере появления новых стихов сложились дополнительные «пирожковые» правила. Например, если в словах есть скрытые слоги, которые «прячутся» между двумя согласными, они требуют письменной «расшифровки»: декабырь, Ихтиандыр. Да и в целом отношение к орфографии в «пирожках» соответствует правилам так называемого «олбанского языка» с нарочито неправильным написанием слов («дратути», «кросавчег», «превед медвед»).

декабырь я почти не помню
лишь в небе помню чорных птиц
и что то красное на белом
и что то мокрое из глаз

Подобрался список имен, которые регулярно упоминаются в «пирожках». На почетном первом месте – Олег. По всей вероятности, потому, что это короткое имя легко ложится в стихотворную строку. Есть также предположение, что это современная замена поднадоевшему сказочному персонажу Ивану. Тем более, что немало русских князей носило имя Олег, так что отсылка к истокам вроде как закреплена.

удачливый сперматозоид
уже лет тридцать как олег
но по привычке продолжает
всех обгонять и подрезать

олег пельмени бросил в воду
и смотрит как они плывут
куда то в сторону самары
по волге матушке реке

Среди женских имен часто фигурируют Оксана и, как ни странно, Зульфия. У первой более спокойный нрав, вторая по-восточному горяча. Хотя никаких ограничений в назывании «пирожковых» персонажей нет, и при желании в стихи можно вписать любое, даже довольно длинное имя.

библиотекарь александра
увидев рваный переплет
душила игоря но тихо
чтоб соблюдалась тишина

Порою персонажами «пирожков» становятся известные личности. И среди лидеров – первый космонавт Земли Юрий Гагарин.

а где тут руль спросил гагарин
деревня буркнул королёв
ещё спроси а где тут вожжи
ещё поехали скажи

Да и в целом тема космоса любима авторами «пирожков». Видимо, за свою метафоричность.

ужели мама ты не видишь
какая в окнах чернота
прошу тебя не надо в садик
сквозь этот космос ледяной

Кстати, этот сюжет стал одним из первых экранизированных «пирожков». Начиная с 2017 года, российские режиссеры-аниматоры начали снимать «пирожковые» сюжеты, объединяя их в тематические альманахи. Первый назывался «Возьми любой момент из детства» и был посвящен «пирожкам» о детском восприятии мира. Второй альманах – «Старушка-жизнь vs Старушка-смерть» – вместил в себя соответствующие философские размышления.

старушка говорит старушке
забыла жизнь я или смерть
какая разница сестрёнка
ведь мы с тобою близнецы

А третий альманах под названием «Деканимерон» создатели посвятили романтическим отношениям. Кстати, среди его авторов есть и самарский режиссер Екатерина Куричева. Она сняла сюжет на тему графа Дракулы, основанный на следующем «пирожке»:

любимый взял меня за локоть
подвёл к окну и показал
всё то чего я не увижу
вовеки если не заткнусь

«Пирожковый» жанр продолжает жить, откликаясь на все значимые события. Со временем у него появились «родственники». Например, «порошок», который отличается от «пирожка» наличием рифмы и укороченной финальной строкой, которая нередко является самой важной.

давайте вместо мендельсона
сыграю что-то из шнура
я по лицу невесты вижу
пора

я подружился с людоедом
сидим обнявшись говорим
как мир прекрасен и удобо
варим

чего ты тут снуёшь серёжа
а ну давай ка обоснуй
а коль обосновать не можешь
не снуй

И еще один жанр, который порой называют «пирожками», – это «депрессяшки», или «депресняшки». Они пишутся трехстопным хореем, но по духу очень близки к «пирожкам».

я тебя бросаю
радостно не ржи
ты обязан спиться
и уйти в бомжи

я себя сегодня
хорошо веду
но наверно поздно
раз уже в аду

пасмурно в гаскони
за окошком дошть
песню напевает
под боярским лошть

Все желающие продолжить знакомство с малыми стихотворными формами могут легко найти их в Интернете. И заодно посмотреть на YouTube ролик, где Вадим Саханенко рассказывает о том, почему вредно писать «пирожки».

На фото:
1 – Кадр из анимационного альманаха «Возьми любой момент из детства»
2 – Кадр из анимационного альманаха «Старушка-жизнь vs Старушка-смерть»

* Драматург, поэт, режиссер-документалист, член Союза кинематографистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
Tags: Литература, Поэзия
Subscribe

  • Человек радио

    Окончание. Начало в № 18 «Свежей газеты. Культуры» за 2021 год.…

  • «Мечты сбываются?»

    Вчера в Тольятти завершился фестиваль «Шостакович. Самарское время. DSCH ». Музыкальные обозреватели «Свежей газеты.…

  • Человек радио

    ПАВЕЛ МАРГУЛЯН – фигура в Израиле известная. Number one в тамошней русскоязычной радиожурналистике, по определению автора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments