Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«Родина, встречай героев!»

Светлана ШАТУНОВА *

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Самарский художественный музей подготовил виртуальную выставку плакатов из своего собрания, большинство из которых публика увидит впервые. Среди более сотни экспонатов есть как типографские плакаты, так и уникальные графические эскизы к ним.

В годы Отечественной войны плакат был одним из самых распространенных средств массовой агитации. Одни призывали к немедленным действиям, другие демонстрировали бесчеловечность фашизма, третьи высмеивали врага. Все они вызывали самые разные чувства – от боли и страха до улыбки и смеха, но всегда служили мощным побуждающим средством, действующим наравне с газетами и радио.
Созданием плакатов занимались талантливые художники. В своем искусстве они создали такие запоминающиеся и вдохновляющие образы, которые навсегда врезаются в память.
С первых дней войны на улицах советских городов появляются агитационные плакаты, призывающие поднять боевой дух солдат и производительность труда в тылу. На выставке представлен плакат, выпущенный в первые дни войны – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», созданный творческим коллективом советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, известных больше как Кукрыниксы.

[Spoiler (click to open)]
На второй день войны тысячными тиражами вышел в печать плакат Алексея Кокорекина «Смерть фашистской гадине!». Оба плаката выполнены на белом листе двумя цветами – красным и черным, четко видны фигуры и надпись, они имеют также и схожее композиционное решение: стремительным движением воин Красной армии вонзает штык винтовки – у Кукрыниксов в крысоподобную голову Гитлера, у Кокорекина в змееобразную свастику. Противопоставление гигантского воина Красной армии миниатюрному Гитлеру и извивающейся свастике должно было успокоить народ, вызвать уверенность в собственных силах и способности отразить удар.
***
Уникальными экспонатами являются представленные на выставке оригинальные двухметровые плакаты «Окна ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)». Уже в июне 1941 года в витринах магазинов на улице Куйбышева, в окнах Дворца культуры имени Куйбышева появились первые военные плакаты. Был создан штаб «Окон ТАСС», который вскоре стал одним из центров выпуска плакатов в стране.
«Окна ТАСС» в отличие от типографских плакатов, издававшихся большими тиражами, делались по трафаретам и небольшими тиражами. При этом их можно было исполнять очень быстро, что давало возможность оперативно откликаться на события сразу после сообщений последних известий с фронтов.
Сделанные по трафарету с эскизов рисунки наклеивались на подложку из грубой бумаги шириной примерно 1 м и длиной около 2 м, которая сверху крепилась к деревянной планке. В верхней части плаката располагался заголовок «Окно ТАСС». В первых номерах указывались число, месяц и год выпуска, позже стали писать порядковый номер. В самом низу плаката помещались фамилии автора текста и художника.
В штабе «Окон ТАСС» работали куйбышевские мастера и художники, эвакуированные из других городов. Работа там шла, как на военных заводах, в три смены. Одни художники делали оригиналы, эскизы, другие резали трафареты и размножали тираж. Оригиналы плакатов, эскизы делали Кукрыниксы, известные московские мастера Георгий Савицкий, Виталий Горяев, Николай Денисовский. Павел Соколов-Скаля присылал эскизы плакатов самолетом из Москвы.
Плакаты «Окон ТАСС» – острые по содержанию, яркие и эмоциональные по форме – производили сильное впечатление. Легко запоминались броские ритмичные стихи-подписи поэтов Самуила Маршака и Демьяна Бедного.
В собрании музея сохранилось несколько «Окон ТАСС»: «Ни шагу назад!», «Не отдадим Москвы», «Врагу не будет пощады», «Тыл – фронту», «На разгром врага»... В числе наиболее саркастических плакатов лист № 306 «Окон ТАСС» «Вороны в павлиньих перьях». Кукрыниксы создали этот лист в соавторстве с В. Горяевым, текст написал Александр Рохович:
Взбрело на ум бандитам обреченным
Принарядиться пышно и хитро,
Но перьями не удалось воронам
Прикрыть свое разбойничье нутро!
***
Гротескные карикатуры Кукрыниксов на Гитлера и его окружение были включены авторами в серию «Пышки и шишки». В 1956 году эта серия из 50 листов пополнила собрание искусства периода Великой Отечественной войны. Хотел Гитлер пышки, а получил шишки – идея эта проиллюстрирована в двух частях, как кадры диафильма: в верхнем изображена компания во главе с фюрером, жадно мечтающим полакомиться аппетитными пышками с географическими наименованиями: Москва, Баку, Кавказ, Донбасс; в нижнем кадре – карикатурно обмякший Гитлер с огромными шишками на голове. На другом листе, «Людоеды высшей расы», – оголенные Гитлер, Гиммлер, Геринг и Геббельс, как дикие звери, вонзают зубы в человеческие кости, прикрывшись черепами.
Фантазия творческого союза Кукрыниксов неисчерпаема: главный враг Советского Союза то по-турецки восседает, куря кальян, мечтая захватить луну, то предстает бродячим шарманщиком, жалобно напевающим: «Зачем я шел к тебе, Россия, Европу всю держа в рука-а-х…»
Впервые музей из своих фондов представил оригинальные сатирические плакаты, выпускавшиеся газетой управления и политотдела железной дороги имени В. В. Куйбышева «Большевистское знамя» в 1941–1942 годах. Все листы созданы Петром Бунаковым, он был автором рисунков и стихотворных строк. С начала войны по июнь 1942 года вышло 166 номеров газеты. Часть из них вывешивалась в окнах первого этажа Дворца культуры имени Куйбышева, правое крыло которого занимал Куйбышевский художественный музей.
Работы выполнены акварелью, бумага пожелтела от времени. Часть плакатов являются развернутыми иллюстрациями к сообщениям в газетах. Автор высмеивает неприятеля, представляя его то в виде дикаря, то вором или мародером, отбирающим все, что попадает под руку: продукты, одежду, домашних животных и птиц. В выпуске № 21 «Новое в военной технике» Бунаков изображает немецкий танк, нагруженный самыми разными вещами, в центре фриц, словно продавец. Картинку довершает авторский текст:
На войне нужна сноровка,
Смелость, хитрость, маскировка.
Если танк твой в лес полез –
Маскируешься под… лес.
Чтоб в песках разить ты мог –
Маскируйся под песок.
Но имеет странный вид,
Распоясавшись, бандит:
Почитает он за благо
Вид принять… универмага.

П. Бунаков живо реагировал на события, происходящие на фронтах. Когда начали освобождать занятые немцами русские города, художник создает выпуск № 60 «Удар за ударом», где представлен немец, бодро марширующий вначале, потом получает красным кулаком удар за ударом:
Торжествовать он был готов.
Готов устроить был парад…
Но дал затрещину Ростов…
Добавил также Ленинград…
И не отстал от них Елец:
На! Получай, бандит! Подлец!!!
***
В плакатном искусстве периода Великой Отечественной войны нашла отражение и женская тема. На войне женщинам приходилось переносить многое: рыть окопы, выносить с поля боя раненых, а в тылу женщины заменили ушедших на фронт мужчин: встали у станка, сели за руль трактора, за штурвал комбайна. Одним из наиболее распространенных сюжетов для военного плаката был образ женщины – труженицы тыла (Владимир Соколов. «Женщина в колхозе – большая сила». 1942), который напоминал, что каждый час, каждая минута труда в тылу – это точно удар по врагу! В образах советских женщин-тружениц в поле, на тракторе, у станка узнаются работницы и колхозницы предвоенного десятилетия, но художники-плакатисты сумели раскрыть сложную гамму переживаний женщин, их эмоциональные изменения в соответствии с ходом боевых действий: тревожные в начале войны, а к победному ее завершению их лица озаряют улыбки.

Теме тыла посвящены плакаты московской художницы Татьяны Ерёминой («Все силы народа на разгром врага!». 1942), которая, как и большинство художников, включилась в работу по созданию агитационных плакатов. Плакат Виктора Корецкого «Ударный труд – оплот оборонной мощи СССР», вышедший в Государственном издательстве «Искусство» 2 марта 1941 года тиражом 100 000 экземпляров, в связи с началом трудовой мобилизации и переходом предприятий на военное положение был опубликован в газете «Комсомольская правда». Он стал призывом для свершения трудовых подвигов на оборонных предприятиях страны.
Плакат «Сдадим железо, медь, свинец. Ускорим Гитлера конец!» (1941–1942) создан самарским графиком Александром Любимовым. Это эскиз для очередного выпуска «Окон ТАСС». В нем затрагивается тема нехватки металлов для оборонной промышленности. Специально была создана служба, которая занималась сбором металлолома у населения, а впоследствии и трофейной техники.
Жители города Куйбышева и области собирали взносы на постройку танковой колонны, и 3 февраля 1943 года состоялась передача бойцам Красной армии танковой дивизии «Куйбышевский колхозник». Имена тех, кто отдал свои сбережения на постройку военной техники, писали на броне, как и имена боевых подруг и любимых, оставшихся дома. Именно этому событию посвящен плакат Бориса Ефимова и Николая Долгорукова «Свести к нулю превосходство немцев в танках», выпущенный в типографии «Свободный труд». «Клянемся отдать все свои силы на борьбу против немецких оккупантов, за честь, свободу и независимость нашей Родины!» – писал капитан танкистов И. Нисельбаум в благодарственном письме куйбышевцам.

Один из популярных мотивов в плакатах военного времени – обращение к прошлому, к славе легендарных полководцев: Александра Невского, Суворова, Кутузова. На плакате Кукрыниксов за фигурами солдат возникают красные тени великих воинов, а изображение сопровождает текст С. Маршака: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева».
Самыми оптимистичными работами на выставке стали плакаты Леонида Голованова – уроженца Самары. Художник создал запоминающийся образ улыбающегося солдата: с пилоткой набок, натягивая сапог, он обещает дойти до Берлина! Прототипом его стал реальный герой – снайпер Василий Голосов, который до Берлина не дошел: погиб 16 августа 1943 года в боях под Харьковом.
После окончания Великой Отечественной войны Л. Голованов еще раз обращается к полюбившемуся в народе образу бойца с плаката «Дойдем до Берлина!» для другой работы – «Красной Армии – Слава». Этот плакат – один из символов Победы и в народе стал называться просто «Веселый солдат». Уже знакомый всем улыбчивый боец, только с орденами на груди, стоит на фоне стены Рейхстага, на которой висит плакат «Дойдем до Берлина!». Среди подписей солдат-победителей видна яркая надпись: «Дошли!».
Под залпы салютов и всеобщее ликование возвращаются герои, возвращаются с победой! На плакате Л. Голованова «Родина, встречай героев!» 1945 года молодые солдаты под звуки гармошки и гитары, улыбаясь, едут домой.
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Леонид Мартынов, 1945

Фото:
1 – Кукрыниксы. Шарманщик. 1944–1945
2 – Петр Бунаков. В ставке Гитлера. 1942
3 – Владимир Соколов. Женщина в колхозе – большая сила. 1942
4 – Борис Ефимов, Николай Долгоруков. Свести к нулю превосходство немцев в танках. 1941

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182
Tags: 75 лет Победы, Изобразительные искусства
Subscribe

  • Причастие вечной музыке

    Ольга КРИШТАЛЮК * Фото Александра КРЫЛОВА Два заключительных концерта фестиваля «Шостакович. XX век» стали еще одним…

  • Лирические грани откровений

    Ольга КРИШТАЛЮК * Фото Александра КРЫЛОВА Среди небывалого числа концертов, уместившихся в две фестивальные недели, 6 концертов (а это…

  • Что ел и пил Бетховен

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Вчера был печальный день. Мы его отметили с расписными химерами, беломраморными путти и плачущими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments