Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Вечные вопросы

Олег БЕЛОВ *
Рисунок Сергея САВИНА

Хотелось бы поделиться мыслями, которые возникли в результате поиска ответов на многие и многие вопросы. Например: «Почему мы все так живем?». Ну и всяких типа «Кто виноват?» и «Что делать?». Я думаю, лучше начать с обращения к мировой литературной и кинематографической классике, потому что такого рода сомнения терзают человечество с начала времен. И это самое человечество постоянно порождает различных великих людей, которые проецируют эти вопросы и ответы на них через свои замечательные произведения.

[Spoiler (click to open)]
Я думаю, все смотрели вестерн Джона Стёрджеса «Великолепная семерка», и у вас, конечно, есть ответ на вопрос, звучащий в конце фильма. Главный герой ковбой Крис убивает вожака бандитов Кальверу, который, умирая, пытается, но так и не может понять: почему такой человек решил снова рискнуть жизнью ради «каких-то крестьян»?
Или, скажем, «Семь самураев» Акиры Куросавы. Вопрос всем, кто смотрел этот удивительный фильм: «А зачем этим самураям понадобилось делать то, что они делали?» Вот по одной и той же позиции можно десятки вопросов и недоумений высказать. И чем больше информации о месте и времени происходящего мы получим, тем больше этих вопросов будет возникать.
Почему, собственно, Дон Кихот сошел с ума? В чем его безумие? Что терзает одинокого принца Гамлета? Как можно оказаться одиноким в своей стране, где ты должен бы быть королем, и ради чего он идет в конце концов на смерть?
И гибну, принц, в родном краю
клинком отравленным заколот.
Почему неймется Чацкому в «Горе от ума» Грибоедова? Что терзает Печорина и прочих героев Лермонтова?
Но пора остановиться, потому что список произведений, где сплошные вопросы и не так уж и много ответов, бесконечен. Во всяком глубоком произведении количество вопросов, возникающих при погружении в него, в разы превышает количество очевидных ответов.
***
Давайте начнем с «Семи самураев» великого Акиры Куросавы. Для меня именно из попыток анализа этого фильма началась длинная цепочка этих самых вопросов, ответов, фактов и умозаключений.
Куросава намеренно вводит совершенно невозможные и парадоксальные построения в основу своего фильма. Вспомним, что там происходит. Япония эпохи Адзути-Момояма (1580-е годы) раздираема междоусобными войнами. Жители деревни узнают о готовящемся возвращении терроризирующей их конной банды. Однажды эти бандиты уже побывали в деревне, забрали часть урожая и молодую женщину. Крестьяне в ужасе: они могут изготовить бамбуковые копья, но им не одолеть лучше вооруженных готовых на всё врагов. Не лучше ли им покориться своей участи?
Старейшина деревни Гисаку предлагает нанять для защиты деревни самураев. Четверо крестьян отправляются в город в поисках нуждающихся ронинов (самураев, потерявших своих господ), которые согласятся служить только за еду (?), поскольку крестьянам якобы больше нечего (?) им предложить.
Осознав условия предстоящей задачи, опытный воин начинает искать других самураев. Вскоре к нему присоединяется добродушный силач Катаяма Горобэй. Затем Камбэй встречает своего старого боевого друга Ситиродзи... Строго говоря, происходят невозможные вещи. Японское общество жестко разделено на сословия. Никак не могут крестьяне брать на службу самураев! Тем более за какую-то там порцию еды в качестве платы. Трудно представить, чтобы, скажем, Д'Артаньян за еду нанялся защищать какую-нибудь деревню.
Японское общество этого периода перевернуто. Беспрерывные войны разрушили сложившуюся государственную систему. В результате многие территории страны оказались заброшенными. Эта деревня, которую грабят бандиты (классическое число – 40 разбойников!), принадлежит какому-нибудь японскому феодалу-дайме, который обязан ее защищать как свою собственность за соответствующую часть урожая. Но этого по причине смуты не происходит. В регионе властвует разбойники, и крестьянам по сюжету даже некуда идти за помощью. Скорее всего, разбойники, третирующие деревню, в основном состоят из таких же ронинов, большое количество которых прибивалось к бандитам, если им не получалось найти новый клан или нового хозяина. Вокруг появился мир, в котором преобладает «право сильного», а закон и порядок как бы исчезли.
Лидер семерки самураев Камбэй понимает всю безнадежность и бессмысленность ситуации: их несколько человек против сорока вооруженных разбойников, у которых, кстати, есть ружья в отличие от наших героев. Вот главный вопрос – зачем? Почему он соглашается? За еду, за пайку риса? Остальные самураи идут за его авторитетом. И всё же: зачем это им всем нужно?
***
Следующий фильм Куросавы – «Телохранитель», и та же самая коллизия. Тот же вопрос – зачем? Середина XIX века, незадолго до революции Мэйдзи. В маленьком городке два бандитских клана терроризируют местных жителей. Ронин с помощью меча, хитрости и интриги сталкивает между собой обе банды и таким образом заставляет их уничтожать друг друга. Он убивает оставшихся в живых и одержавших верх участников одной из банд. Спокойствие в городке восстановлено, и самурай покидает его.
Герой один, а ситуация еще страшнее: он приходит в деревню, где хозяйничают две банды, разрушающие окружающую жизнь. Зачем он вмешивается, влезает во все эти конфликты, рискует жизнью, стравливая противоборствующие стороны, бьется, совершает подвиги? Что он получает в конце? Какую награду? Никакой! Благодарность двух стариков...
Куросава совершенно намеренно отсекает все возможные варианты стимулов, какой-то личной заинтересованности. У Сандзюро здесь нет личных обид, поводов для мести, корысти, желания власти, каких-то планов на будущее. Есть только осознание нарушения справедливости и крушения внутренних законов. Он просто не может и не хочет пройти мимо и забыть происходящее.
А хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский? В чем его безумие? Мне кажется, тут всё несложно: просто он понял, что мир этих романов держится только на личном воздействии этих самых странствующих героев. Если убрать всё это рыцарское братство, останутся только драконы, людоеды, разбойники, злодеи и прочие чудовища. Человеческий мир перестанет существовать, а люди останутся только в качестве рабов, добычи и пищи в мире враждебной магии. И только странствующие рыцари, добровольно взявшие на себя функцию воплощения и реализации справедливости и закона, подобно мифическим атлантам или, может, слонам, стоящим на гигантской черепахе, держат эту землю на своих плечах!
И поскольку, скорее всего, мир вокруг идальго Дон Кихота Ламанчского, а значит, и вокруг его автора Мигеля де Сервантеса настолько погряз во лжи, коррупции, жадности и несправедливости, для того, чтобы хоть что-то сделать, надо бросить всё, забыть прежнюю жизнь, подняться и пойти бороться за какие-нибудь там добро и справедливость!
Поняв все это, Алонсо Кихано и сходит с ума, становится Дон Кихотом и едет совершать свои нелепые подвиги! И почему-то эта книга вдруг приобретает невероятную популярность! Она начинает издаваться и переиздаваться, как пламя распространяется по миру! То есть люди находят в ней очень важное.
Функция странствующего рыцаря – это создание и поддержание порядка в этом мире. Делай что должно, и будь что будет. Отстаивая свое понимание устройства мира, свое понимание добра и зла, незыблемость своих глубинных основ, все эти паладины спокойно и не задумываясь готовы отдать жизни.
***
Когда-нибудь любой человек задумывается над тем, что за мир его окружает. По каким законам живет. Как может повлиять мир на окружающую жизнь. Возможно, есть люди, которым кажется, что они никогда не ставили перед собой такие вопросы, но, скорее всего, они просто не заметили, как эти вопросы встали и прошли и как, откуда и какие пришли ответы. Видимо, не так и много есть людей, готовых взять лично на себя ответственность за устройство этого мира как в глобальном, так и в каком-то частном и маленьком виде.
Лев Николаевич Гумилёв ввел понятие «пассионарий» – человек, ставящий некую идею выше собственного благополучия или даже выше ценности собственной жизни, готовый тратить любую энергию на воплощение своих идеалов. Из его теории следует, что существование и развитие общества, конкретного государства зависит от достаточного количества такого рода активных людей.
Число пассионариев достаточно велико – и государство, общество процветают, формируя историческое движение, подчас всего мира. Количество пассионариев падает – и рушатся великие империи, казавшиеся незыблемыми.
Ради чего страдает и гибнет принц датский Гамлет? Ради своих убеждений, ради своего внутреннего чувства справедливости. Он понимает и чувствует, что происходящее вокруг него вышло за все рамки законов государственных и божьих, и пытается докопаться до истины, а там, возможно, и до справедливости.
Или вот пример из реальной истории. Минин и Пожарский. Те же вопросы. Российская история, «смутное время», поляки заняли Москву, царя нет, династия Рюриковичей иссякла. Кучки бояр, разбившись на группировки, борются за власть, продают свою страну – и кто спасает Россию? Минин и Пожарский! С Пожарским понятно – он князь, полководец, воитель, бьется за Русь, выполняет свой долг.
А Кузьма Минин – он кто? Держал лавку, торговал мясом, избран земским старостой. Как он вообще мог вмешаться в судьбы великого государства? Он просто купец-патриот, но роль его и деятельность оказались настолько велики, что он занял место Спасителя Отечества рядом с князем! Небывалый случай в истории!
***
Образ личности, способной брать на себя ответственность за то, что происходит и будет происходить вокруг неее, является неудержимо привлекательным: всем хочется быть немножко героями. Но мир изменился, мы изменились. Современному «герою» для подвигов нужны понятные и доступные обоснования. Деньги, слава, власть, самоутверждение! Чем плохо? Джеймс Бонд не просто так старается – это его работа! Должность, зарплата, премии, социальные лифты, пенсия, наконец. Красота! А личная ответственность за всё как-то куда-то того. За всё отвечает государство, защищает армия, охраняет полиция, воспитывает школа, лечит медицина. И граница между мужчиной и женщиной как-то того, и не факт, что мы все от этого выиграли.
Ответственность современной личности перед жизнью, я думаю, состоит в мужестве работы с информацией. Мужество поиска правильных ответов на все бесконечные «вызовы» времени. Мужество оставаться человеком. Только это может помочь нам избежать глупых и подлых ошибок «по незнанию», за которые потом будет мучительно больно и стыдно. Когда-то ведь все равно придется принимать решения и действовать.
…жизни годы
Прошли не даром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!

* Архитектор, поэт, исполнитель авторских песен, президент Самарской всестилевой федерации айкидо.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: Культура повседневности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments