Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Соединивший времена...

Валерий МОКШТАДТ

В Самарском художественном музее хранится графика нашего земляка Георгия ПОДБЕЛЬСКОГО. Он жил и творил в совершенно разные эпохи. Родился 3 ноября 1882 года в Самаре, умер 24 января 1955 года в Куйбышеве.

[Spoiler (click to open)]
Графический альбом «Старая Самара» уникален по своему содержанию. Он был создан художником в 20-е годы и содержит изображения исчезнувших видов и зданий: дачи Васильевых на 4-й просеке, Постникова оврага до засыпки, старого театра на Хлебной площади, курзала кумысолечебного курорта Постникова, дома Алабина, имения Ушкова, дворянского клуба в Струковском саду, остатков самарских фонтанов, садов, часовен, двориков, лавки на набережной...
Замечателен автопортрет с отцом 1926 года, на котором старый присяжный поверенный, когда-то богатый и влиятельный человек, в валенках пьет чай, а его сын, молодой художник, рисует в альбоме. Небогатый дом, где в одной комнате и столовая, и мастерская сына, увешанная эскизами.

Многим хорошо знаком доходный дом по улице Фрунзе, 111, построенный в 1901 году самым известным самарским архитектором Александром Александровичем Щербачевым. Это дом присяжного поверенного Петра Павловича Подбельского, председателя Самарского общества поощрения образования, бывшего гласного думы, служащего казенной палаты, попечителя Николаевского сиротского дома и женской гимназии. Петр Павлович был активным участником политических событий в Самаре, с июля 1918 года – председателем губернского комитета конституционно-демократической партии.
В этом доме жил и его сын Георгий Подбельский, начало жизни которого вполне соотносилось с заданным отцом юридическим вектором жизни: после гимназии – поступление в Московский университет по юридическому направлению и успешное окончание учебы в 1910 году, но сам Георгий продолжать отцовский путь не планировал. В автобиографии он напишет, что этот факультет выбрал как для общего образования, так и потому, что, учась в университете, можно было заниматься своим любимым делом – живописью.
«В Москве я поступил в школу К. Ф. Юона, которая пользовалась большой популярностью среди молодежи. Познакомившись с С. Ю. Жуковским (пейзажистом), я стал работать в его мастерской».
И это одновременно с успешной учебою в университете и активным сотрудничеством в сатирических журналах в качестве карикатуриста и критика в журналах и газетах.
И Юон, и Жуковский, по сути, определили направление творчества Подбельского, мягкую, живописную манеру его письма: «С детства меня влекло к пейзажу и к русской природе, в Москве в то время много было всяких течений в искусстве, но мне ближе всего был «Союз русских художников» как по своему реалистическому направлению, так и по живописи. Архипов, Коровин, К. Виноградов, Жуковский были моими любимыми художниками».
В 1907 году две его работы попадают на выставку этюдов, акварелей и пастелей Московского общества любителей художеств с участием А. Васнецова, К. Коровина. Он по-настоящему гордится этим.
«В 1910 году сданы последние государственные экзамены в университете. В этом году Коровин посоветует работать самостоятельно, а академик Жуковский отказывается от последних занятий и тоже советует стать на собственные ноги. Уложены в чемодан книги и краски, скорей домой!»
Назад в Самару, где все начиналось...
***
А начиналось с Федора Бурова, душой артиста и подвижника, полностью отдавшего себя идее художественного просветительства: он создал в Самаре школу рисования, объединил любителей изобразительных искусств, организовал первые выставки местных художников. Именно к нему в 1894 году 12-летним подростком пришел Георгий Подбельский учиться рисунку.
6 месяцев продолжалась учеба – срок небольшой, но подвижническая деятельность Бурова навсегда осталась в памяти юного Подбельского, будущего педагога, продолжившего через многие годы эстафету воспитания художественных кадров в Самаре.
Через несколько лет он продолжит учебу у другого художника, Кирика Николаевича Воронова, вместе с приятелем, Алексеем Толстым. В 1901 году он и еще 6 учеников мастерской уже участвуют в Х Периодической выставке картин самарских художников, организатором которой выступает Кирик Воронов.
Подбельский вспоминал: «На выставках начал участвовать с 16 лет. Сначала на ученических, но вскоре как профессионал. Первую мою картину «Вид деревни близ Серноводска» купил с выставки известный Гарин-Михайловский. Это мне доставило очень большую радость».
И вернувшись после учебы в Самару навсегда, он принимает самое активное участие в художественной и общественной жизни: участвует во всех художественных выставках, преподает, сотрудничает с «Самарской газетой», редактирует «Голос Самары», пишет фельетоны, рисует карикатуры, подписывает работы «Тор» и «Симга».
1916-18 годы он проводит на фронте, делая многочисленные зарисовки, часть их была представлена на выставках, но до нас дошли в основном цветы и пейзажи Подбельского.
Годы после революции, наверное, самые тяжелые для семьи Подбельских: они потеряли всё, но, как справедливо напишет Владимир Володин, «он не просто выжил: обрел уважение и признание в новой жизни».
В активе Георгия Подбельского – более 40 лет творческой и почти 30 лет педагогической работы. Именно он выступил организатором художественной жизни в Самаре после окончания Гражданской войны, толкал, двигал ее всеми своими силами: был создателем «Общества пролетарских художников», учредителем кооперативного товарищества «Художник», организатором и товарищем председателя Ассоциации художников революции, членом правления Союза советских художников с момента его организации в Куйбышеве. Работал постановщиком-художником в драматическом театре и 6 лет в опере.
А еще был директором художественных курсов и художественной школы, преподавал в художественном техникуме, средней школе и вырастил много молодых художников. Искусствовед Татьяна Ржепецкая называет среди его учеников и великого Ефанова, и Успенского, и Златоврацкого. Думаю, что не было тогда в городе молодого художника, который не испытал на себе влияние старого мастера.
Владимир Володин, который учился у него на знаменитых курсах ИЗО, вспоминал, что студийцы особенно любили ходить с ним на Волгу и на Самарку, в Ботанический сад и на дачные просеки. В таких походах он молодел и увлекательно рассказывал истории из своей богатой историями жизни.
Сам Подбельский с гордостью писал: «Многие мои ученики заслуженные деятели искусств. Много мы отдали сил, чтобы удержать эту студию – единственную на Куйбышевскую область».
Жизнь его трагически оборвалась в 1955 году. Он уж был старым и больным человеком, жена и дочь уехали на время, он включил плитку погреться и загорелся. 26 января из квартиры на Степана Разина, 50 (дома этого уже нет), он отправился в последний земной путь.
Был он невысокий, лысый человек с мрачноватой внешностью, но излучал, по воспоминаниям, огромную душевную теплоту и любовь.
Он успел подвести итоги своей творческой жизни. В 1948 году в Куйбышевском художественном музее прошла его персональная выставка, посвященная его 40-летней творческой деятельности.
И как написал директор Куйбышевского художественного музея Аршак Мигранян, «в этих работах сохранены лучшие традиции русской реалистической школы живописи... и вызывают у нашего зрителя любовь к родной природе, к Родине».

На фото:
Георгий Подбельский
Георгий Подбельский. Автопортрет с отцом. 1926

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: Изобразительные искусства, История Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments