Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Елшанская сага о Кноррингах

Ирина НЕВЗОРОВА *

Именно так назывался проект Управления культуры, туризма и молодежной политики Сергиевского района, под эгидой которого в декабре 2019 года впервые в России было издано собрание сочинений уроженки села Елшанка Сергиевского района поэтессы Ирины КНОРРИНГ. И совершили этот издательский подвиг – при поддержке Федерального агентства по делам молодежи – земляки поэтессы. Низкий поклон всем участникам издательского процесса!

[Spoiler (click to open)]
Координатором проекта выступил Юрий Курдин, а вдохновителем издания стал популяризатор творческого наследия Ирины Кнорринг, автор и исполнитель песен на ее стихи Сергей Липатов, в прошлом директор школы в селе Чекалино (Сергиевский район).
В настоящее время оцифрованы и выложены в Интернет практически все изданные произведения поэта, но не все читатели готовы оставаться без книги в руках, а до сего дня был доступен лишь один сборник стихов Ирины Кнорринг – «О чем поют воды Салгира» (2012).
Благодаря энтузиазму сергиевцев вышел трехтомник, названный «Золотые миры». Он был составлен еще в 60-е годы отцом поэтессы Николаем Кноррингом и отредактирован ее невесткой, писателем и хранителем семейного архива – Надеждой Михайловной Черновой (в 2014-м книга была выпущена ею малым тиражом в Казахстане). Два тома содержат стихи Ирины Кнорринг, третий – автобиографическую повесть Н. Н. Кнорринга «Книга о моей дочери».

21 декабря 2019 года в Межпоселковой центральной библиотеке Сергиевска состоялась презентация трехтомника. Директор библиотеки Снежана Кривошеева провела для гостей города замечательную экскурсию по царству книги. Зал был полон, собрались жители из разных уголков района, области, а также из Самары и Москвы. После окончания мероприятия гости направились в Елшанку, чтобы поклониться мемориальным местам, где прошла жизнь четырех поколений рода Кнорринг.
***
Жители Сергиевского района почитают Елшанку как жемчужину Заволжья, а Ирину Кнорринг – как своего литературного ангела-хранителя. Из 37 лет жизни 23 прошли в изгнании – в Тунисе, во Франции, но душа ее всегда пребывала в Елшанке, которую она называла «ключом от рая».
Но не только лирика Ирины Кнорринг влечет нас в Елшанку. Род Кноррингов подарил отечественной культуре целый ряд писателей.
В усадьбе Кноррингов в Елшанке родились и провели часть жизни ее отец – педагог, писатель, историк, деятель культуры Николай Николаевич Кнорринг, переводчик и мемуарист Нина Борисовна Кнорринг (в браке Шмидт), журналист Олег Борисович Кнорринг.


«Книга о моей дочери» Николая Николаевича Кнорринга представляется мне клубком, состоящим из десятков, а может быть – и сотен нитей разного цвета и разной величины, связанных друг с другом большими и маленькими узелками, иногда – сплетенных в одну, а иногда – как будто раз и навсегда разорванных и запутанных.
Она о тех и о том, что навсегда исчезло с карты, из жизни, из коллективной памяти и вообще с этого света. Начало века, родовое гнездо в самарской Елшанке, озеро Липовое, крестьянка Фроловна, «знавшая много песен и всяких прибауток, которые и распевала у колыбели». Еще Харьков и война, симбирское Жеребятниково и киевское Пуще-Водицо, а потом – беженство, Ростов, Симферополь и эмиграция.
Это бусины, яркие и блеклые, радостные и горестные, светлые и мрачные, солнечные и полуночные. Но не менее важный герой книги – сам ее автор, незримо присутствующий в каждой ее строчке и в каждом слове, а также – в паузах, в интонациях, в стихах дочери, которые он еще и еще раз цитирует на страницах своих воспоминаний, повторяя их своим голосом и таким образом возвращая и продлевая им жизнь.
Книга писалась «очень тяжело, с большими перерывами» и была завершена в конце 1950-х в Алма-Ате всего через несколько лет после смерти «кремлевского горца» и без всякой надежды на то, что она когда-либо увидит свет и будет прочтена «читателями на родной земле». «Но… всё может быть…» – пророчески и не очень веря себе самому произнес автор. Пожалуй, эта вера и дала силы для написания этой скорбной и радостной книги, которой он и подвел итог, и поблагодарил, и исповедовался – и за себя, и за близких, и за свою дочь, которой хватило времени на страдания, но, может быть, не хватило на смиренную хвалу и светлое причастие.

Михаил Перепелкин

Усадьба Кноррингов была расположена на берегу ключевого озера Липового, представляющего собой одно из русл реки Сок, впадающей в Волгу; после окончания паводка русло обращалось в озеро. Дальше вдоль озера Липового и одноименной улицы, ведущей на Стреличку (мыса, образованного береговым изгибом), находились строения Елшанской земской школы, конюшни (одна из них, переделанная в гараж, стоит и поныне). В былые времена эту улицу называли Кнорриновкой (ныне Школьная).
Мы идем по Кнорриновке. Слева берег озера, поросший старыми липами, на другой его стороне – отражающиеся в зеркале воды багровые заросли ольхи: Ольханка – Елшанка.
Кнорриновка – излюбленное место вечерних прогулок, елшанский «бродвей». Сельчане сказывают, что еще в XIX в. каждый вечер на Кнорриновке зажигали газовые фонари; «барыня Елшанки» строго следила за чистотой озера, регулярно чистила его и наказывала мальчишек, норовивших бросить в озеро палку или иной мусор, а «старый барин» любил пить чай из самовара посредине озера, для чего на нем был сооружен плот, к коему вели специальные мостки.
Стоят по сей день на Кнорриновке усадебный Дом прислуги (ныне – жилой дом) и Дом учителя, в котором на протяжении сотни лет, включая и советское время, жили учителя Елшанской школы, берущей начало от Школы Кнорринга.
Заканчивалась Кнорриновка Домом учителя Василевского, а дальше – на Стреличку – аллея из акаций, смыкающихся густыми кронами высоко над головой. Во дворе у Василевских расхаживали павлины. Их привез брат Н. Н. Кнорринга, Борис Николаевич (1875, с. Елшанка – около 1940, Алма-Ата), из заповедника Аскания-Нова, где он в качестве ветеринара участвовал в селекции зеброидов в 1900-х годах.
Сохранились вековые серебряные тополя и липы вдоль тропы, ведущей от Кнорриновки в другую сторону, через старинную Кнорринговскую дамбу в Никольскую церковь на Чичере, место, которое было и остается историческим центром села. Другое название Елшанки – Николаевка («Николаевка – Елшанка тож»). Церковь была утрачена, а вместе с ней и церковный погост.
В 2016 г. по благословению и при освящении главы Суходольского благочиния Отрадненской епархии протоиерея о. Василия (Анисимова) и поддержке Сергиевской администрации на Чичере был установлен Поклонный крест, эскиз которого создал и воплотил в металле самарский скульптор Игорь Клесарев. Он напоминает о трагических событиях нашей истории и призывает помнить не только о сиюминутных мирских заботах.

***
Усадьба Кноррингов в Елшанке не была архитектурным шедевром. Она, как капля воды, похожа на тысячи таких же разоренных усадеб России. Однако, будучи колыбелью литераторов, усадьба стала памятником эпохи. Кнорринги донесли до нас сведения о высокой культуре быта Заволжья, о традициях дворянской семьи и ее участии в жизни православной русской общины XIX начала XX в.
Особый интерес представляет сохранившийся комплекс зданий земской больницы – идеальное место для размещения экспозиций будущего литературно-краеведческого музея, проведения Кнорринговских чтений, размещения экскурсионного и туристического центра... Ныне здание фактически пустует.
В 2010 году в Елшанской школе состоялась презентация I тома «Дневника» Ирины Кнорринг (М., 2009). В поселковую библиотеку был передан краеведческий материал, с которого началось формирование фонда Кноррингов в Елшанке и возвращение их в родное село.
В 2012 и 2013 годах в Елшанке прошли литературно-краеведческие семинары «Кнорринги и современность: потенциал традиции» с участием профессоров и студентов СамГУ, сотрудников Самарского литературного музея, педагогов, краеведов. А затем эстафету приняли и достойно ее продолжают елшанские школьники во главе с педагогом Галиной Земсковой, вовлекая в кнорринговскую тематику все новые школы Сергиевского района и получая все новые призы на литературных и краеведческих конкурсах.
В мае 2012-го на одном из домов, принадлежавших земской школе, появилась мемориальная доска в память попечителя школы Н. Е. Кнорринга.
Елшанцы и участники семинаров решили создать в селе музей, включающий экспозицию о Кноррингах и елшанской школе. Однако дивный природный ландшафт Елшанки в музей не вместишь, посему была высказана идея о создании в Елшанке природоохранной и историко-культурной зоны.
Судьба Кноррингов, вскормленных природой и духом Елшанки, неотделима от судеб выдающихся людей русской культуры в изгнании (что, несомненно, обогатит экспозицию будущего сельского музея). В судьбе Кноррингов, как в капле воды, отразилась история всего народа. Судьба разбросала представителей рода по разным странам и весям. Они воссоединились только на своей малой родине – в творческом наследии.
***
После того, как увидели свет произведения Кноррингов, в Елшанку потянулись исследователи: литературоведы, историки русской эмиграции, а также уроженцы Елшанки, выпорхнувшие из родного гнезда и разлетевшиеся по стране.
Уже разработан и туристический маршрут по Елшанке и ее дивным окрестностям. Он был предложен в 2016-м юным краеведом (потомственной елшанкой), ныне студенткой Тимирязевской академии Татьяной Кожуховской. Она стала лауреатом прошедших в Москве XXIII Всероссийских юношеских чтений имени В. И. Вернадского. Стендовый доклад Татьяны, повествующий об истории Елшанки и усадьбе Кноррингов, назывался «Елшанка – дворянское гнездо Самарской губернии как объект внутреннего туризма».
Произведения Кноррингов стали богатым материалом для экранизации. Самарскому телезрителю хорошо знакомы фильмы Михаила Перепелкина благодаря помощи шведского представителя рода – Харальда Кнорринга. На созданном им сайте размещены материалы о елшанских Кноррингах.
«Лучше один раз увидеть…» Посему зовем всех в Елшанку, где вам всё покажут, расскажут и накормят дивными, только здесь известными яствами.

На фото:
1 – Елшанка
2 – Ирина, Гали, Олег и Нина Кнорринги (слева направо) у озера Липового. 1916
3 – Николай Николаевич Кноринг
4 – Освящение Поклонного креста в Елшанке

* Член Союза писателей Москвы.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: История Самарской губернии, Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments