Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Виртуоз на грани возможного

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Арена цирка в Будапеште. Хрупкий бледный малыш выходит к роялю в центре манежа. Коверный, кривляясь, насвистывает ему в ухо популярную песенку. Мальчик, неловко усевшись на высоком табурете, начинает играть песенку в один голос, затем добавляет другой, вплетает фигурацию и, наконец, импровизирует на тему, подброшенную клоуном…

А на другой день кабачок на соседней улице встречает его поощрительными возгласами. Завсегдатаи уже знают малыша, заказывают ему «аранжировки». Не слишком щедро, но всё же платят, и маленький музыкант может принести деньги домой, где у него мать и две сестры – семья, оставшаяся без средств к существованию после смерти отца. Глава семьи так и не оправился после депортации из Парижа в самом начале Первой мировой войны.
Во французской столице отец добывал средства игрой на цимбалах в кабаре и ресторанах. В 20-е годы его семья могла погибнуть голодной смертью, если бы не сын. Часто болевший ребенок не выходил из дома и пристально следил за игрой сестры на фортепиано. Без всякого музыкального руководства он не только освоил азы фортепианной игры, но даже стал фантазировать за инструментом. Уже к пяти годам ребенок стал опорой семьи, зарабатывая импровизациями на потеху публики венгерской столицы.
Прошло несколько лет, и жизнь семьи стала решительно меняться. Что делали преподаватели Академии Ференца Листа в цирке? Но именно они заметили маленькое чудо и привели в высшую школу музыки. Первый в истории Академии 9-летний (!) студент получил стипендию и стал учеником выдающегося венгерского музыканта, композитора и пианиста Эрнста фон Донаньи. Беспрецедентные музыкальные данные и профессиональное руководство лучших педагогов Академии сделали свое дело.
В 30-е годы Дьёрдь ЦИФФРА (György Cziffra) совершил свое первое турне по странам Скандинавии. Впереди достаток, успех, новые планы. Ранняя женитьба, рождение сына, по традиции семьи названного Дьёрдем…

[Spoiler (click to open)]
1942 год сломал всё. Пианиста призывают в армию и отправляют на фронт. В автобиографии «Пушки и цветы» музыкант вспоминает: «Оглядываясь издалека на тот период моей жизни, я могу принять более взвешенный взгляд на разрушительные последствия этого отвратительного рака ума, который рос так пагубно, что почти превратил меня в живой труп».
Дьёрдь при первой возможности принимает решение дезертировать. Как ему удалось освободить семью и дожить до конца войны, он не рассказывает. Наладить послевоенную жизнь на социалистической родине не удается, и в 1950-м Циффра решает бежать с семьей на Запад. Его постигает неудача, а затем – арест и тюрьма с пыточными условиями содержания. Надзиратели, зная, что перед ними музыкант, старались не только причинять телесные страдания, нагружая непосильным физическим трудом, но и нередко били по рукам, что доставляло им, по-видимому, особое удовлетворение. Красные были в этом отношении не гуманнее коричневых.
Казалось, три года таких жизненных условий погубят музыканта. В 1953 году пианист, выйдя на свободу, начинает по 12 часов заниматься на рояле и через полгода обретает форму. 1955 год приносит Циффре победу на Международном конкурсе имени Ференца Листа в Будапеште. В 1956-м Дьёрдь едет с концертом в Вену, семья его сопровождает. Надо ли говорить, что с гастролей на родину пианист не возвращается. Его ждут триумфальные выступления в Англии и Франции. Последняя дает ему пристанище и паспорт на имя Жоржа Циффры.
До конца дней Франция стала его родным домом. Здесь Циффра инициировал реставрацию органа аббатства в Оверни, позже основал там фестиваль и учредил фонд, главной целью которого стало восстановление Королевской капеллы Сен-Фрамбур в Санлисе. В 1973-м Циффра выкупил капеллу и создал в ней Школу имени Ференца Листа. В 1969-м в Версале Циффра организовал международный конкурс пианистов, носящий его имя. К концу своей карьеры он давал мало концертов, возможно, только шесть или семь в год, посвящая почти все свое время фонду.
Последние годы Дьёрдь Циффра был культурным атташе Франции в Будапеште и часто приезжал на свою историческую родину. Но, если задуматься, где его родина? По национальности цыган, родившийся в семье, лишь недавно вернувшейся из Парижа, Циффра получил образование в Будапеште. Отсюда отправился на войну, а затем в тюрьму, а потом и бежал от коммунистических властей.
Что для него Венгрия? Вероятно, то же, что и для Листа (тоже называвшего себя цыганом). Именно Лист как музыкант, пианист и виртуоз стал для Циффры образцом и путеводным маяком не только в искусстве фортепианной игры. Лист скитался всю жизнь по миру, не находя нигде надолго пристанища. Не зная языка, считал себя природным венгром, посвятил большую часть своего творчества венгерскому фольклору. Лист, живя в молодости в Париже, затем в Женеве и Флоренции, в зрелости обосновавшись в немецком Ваймаре, впитал в себя лучшее из европейской культуры разных стран. Похожая история и с пианистом Дьёрдем Циффрой. Слушая его, понимаешь, сколь многое связывает его с искусством великого соотечественника Листа. Того тоже обвиняли подчас в легковесности, инфернальную виртуозность сравнивали с балаганом и цирком. Циффре недоброжелательная критика нередко вспоминала его цирковое прошлое. Другие сравнивали с великим Владимиром Горовицем.
Российская публика по понятным причинам узнала о Циффре лишь в 90-е годы, и все отметили чрезвычайную, невероятную виртуозность, невозможные по скорости темпы и вместе с тем абсолютное качество игры. Поначалу скорость и точность попадания в нужные клавиши казались главным содержанием игры Циффры. Об интерпретации никто и не говорил: казалось, всё, что мы слышим, – цирковое искусство, апофеоз человеческой ловкости и отваги.
Исполнение Этюдов Фридерика Шопена буквально повергало в шок. Казалось, ну так нельзя! Это слишком быстро, мы не успеваем, мы к этому не привыкли. Один критик писал: «Никогда еще быстрые этюды не исполнялись с такой поразительной виртуозностью: виртуозность почти на грани пошлости, неприемлемая для одних, но все же волнующая для других». Но если бы только темп! Еще и беспрецедентная энергия, и магма будто плавящейся звуковой ткани, и масштабность формы, и хрупкая тонкость вьющихся арабесок, и чувственная красота упруго изгибающихся горизонтальных линий!..
Циффра создал и записал удивительные образцы транскрипторского искусства. Среди них Венгерские вальсы Йоханнеса Брамса, Полька «Трик-трак» Йоганна Штрауса, «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова, «Танец с саблями» Арама Хачатуряна… Все они сегодня в репертуаре лучших виртуозов. В репертуар Дьёрдя Циффры вошли произведения французского рококо и немецкого барокко, классицизма и романтизма, произведения русских и венгерских композиторов.
Но основу этого репертуара составили сочинения Ференца Листа. Их исполнение во многом можно считать эталонным. Именно в них мы можем понять, что для Циффры так же, как и для Листа, феноменальная виртуозность стала инструментом высшей поэзии, трансцендентальная игра стала возможностью для выражения тончайших и вместе с тем масштабных художественных идей. Тот, кто отвернется от феерического исполнения листовского «Хроматического галопа», думая, что это всего лишь ловкость рук, с удивлением обнаружит совсем иные качества музыканта в его «К Элизе» Бетховена или в Прелюдии «Девушка с волосами цвета льна» Дебюсси. Недаром Циффра признан одним из выдающихся музыкантов XX века.
Дьёрдь Циффра сотрудничал со многими звукозаписывающими компаниями. Это венгерская Hungaroton и чехословацкая Supraphon, британская EMI и нидерландская Philips. Была у него и своя компания Cziffra Productions. Записан весь репертуар музыканта, включая и живые исполнения на концертах. Сегодня многое утрачено, что-то недоступно до времени, но многое хранится в Сети.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Два типа искусства

    Илья САМОРУКОВ * Галерея «Виктория» уже больше года показывает самарскому зрителю современное искусство сразу на двух…

  • Зачем кормить бездну?

    Илья САМОРУКОВ * В прошлом году известнейшему русскому поэту и художнику Дмитрию Александровичу ПРИГОВУ (1940–2007) исполнилось бы…

  • Задающие тон

    Екатерина АВЕРЬЯНОВА Фото из архива галереи «Виктория» 10 сентября исполнилось 15 лет галерее «ВИКТОРИЯ»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments