Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Что останется после тебя

Армен АРУТЮНОВ *

18 апреля отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест, или День всемирного наследия. В 1983 году ИКОМОС объявил девизом этого события «Сохраним нашу историческую родину». Он остается актуальным до сих пор, в том числе и для Самары.
Этот год войдет в современную историю как один из самых тяжелых в XXI веке. Пандемия коронавируса, каждый день уносящая по всему миру тысячи жизней, лишний раз напомнила, как хрупка человеческая жизнь. И это еще один повод серьезно задуматься об экзистенциальном. О том, что останется после нас, что мы оставим потомкам. Цивилизации Древнего мира оставили после себя материальное и нематериальное наследие, в том числе архитектурные памятники и целые города, по которым мы можем судить об образе жизни, мировоззрении, культуре народов: египетские и американские пирамиды, критские дворцы, греческие и римские храмы, театры, колизеи... То же и с другими эпохами – Средневековьем, Новым временем…

[Spoiler (click to open)]
Самаре в этом году исполняется 434 года, а в январе 2021-го – 170 лет со дня образования Самарской губернии. Но где те предметы и сооружения, которые должны напомнить об этих двух ключевых датах местной истории? Несколько столетий остатки крепости 1586 года лежат под землей в ожидании своего Шлимана, здание Реального училища, в котором впервые объявили о появлении губернии, уже не первый год разрушается. Как мы сохраняем и показываем наследие прошлого нашим детям и что из этого увидят не только на фотографиях следующие поколения?
Как и многие провинциальные города России, Самара живет со своими комплексами. Самый главный из них – комплекс столичности. У нас все самое-самое большое в Европе (площадь, синагога, вокзал). Мы то «волжский Чикаго», то непременно какая-нибудь столица – хлебная, запасная, космическая… В этом постоянном стремлении быть на кого-то похожими мы часто забываем о своей уникальности, о том, как важно быть самим собой.
В XIX–ХХ веках Самара из обыкновенного уездного центра превратилась в крупный город со своим собственным лицом. Здесь соединились разные архитектурные эпохи и стили: классицизм, деревянное зодчество, историзм, модерн, конструктивизм, советская неоклассика и модернизм. Каждый со своими рядовыми постройками и шедеврами. В этой разнородности и наслоении друг на друга, в тотальной эклектичности и таится главная историческая ценность города.
За последние два десятилетия Самара потеряла непростительно много памятников. Сегодня наша задача – максимально сохранить то, что осталось, и дать новый импульс для развития. Не только отреставрировать знаковые для города объекты, такие, как Фабрика-кухня, особняк Сурошникова или хоральная синагога, не только спасти от разрушения Реальное училище, особняки Шихобаловых, дом Егорова–Андреева, Винные склады Иванова, но сохранить дореволюционную фоновую застройку, объекты советской эпохи.
Поэтому так важно завершить работу над проектом исторического поселения, утвердить перечень ценных градоформирующих объектов (ЦГФО) и градостроительные регламенты. Любая заминка в этом процессе грозит новыми утратами. Мы это можем наблюдать уже сейчас на примере 112-го квартала на углу улиц Ульяновской и Самарской, где застройщик пытается сократить охранную зону памятника для высотного строительства. Список ЦГФО должны были подготовить до первого апреля. Не успели, а это значит, что исторические здания, не являющиеся памятниками, до сих пор никак не защищены.
И пора бы уже вернуться к истокам, к тому месту, где начиналась Самара. Строительство Фрунзенского моста облегчило жизнь многим горожанам и в перспективе должно стать импульсом для развития прилегающих территорий. Но пока министерства думают о развязках, квадратных метрах жилья и новой набережной на месте порта, пора бы вспомнить и об уникальном наследии этой территории. О двух самарских крепостях под землей, о разрушающихся федеральных памятниках на улице Алексея Толстого, о бруталистских башнях элеватора, о настоящей Хлебной площади, которая почти сто лет скрывается за забором завода клапанов. Ведь иногда, чтобы выбрать правильный путь, нужно вернуться к самому началу.

* Журналист, архитектурный обозреватель, градозащитник.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: Культура Самары, Культура города
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments