Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Евразийский оракул

Ольга ЖУРЧЕВА *

Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Трубецкого.

Трубецкой кажется парадоксальной личностью. В своем венском изгнании он бешено ненавидел «романо-германские» народы. Структуралист, он рассуждал о культурах как об «органических целостностях». Жертва большевиков и гестапо, он презирал демократию и возлагал надежды на те страны, в которых живую идею народа и нации воплощала собой единственная партия (как в фашистской Италии и Советской России). Страстный патриот России, он прославлял татарское иго. Релятивист и защитник всех культур, он отказывал украинцам в праве на их культурный язык.
Патрик Серио

Николай Сергеевич ТРУБЕЦКОЙ (1890–1938) – один из наиболее интересных и универсальных мыслителей русского зарубежья, крупнейший лингвист, филолог, историк, философ, политолог, действительный член Венской академии наук (1930).

[Spoiler (click to open)]
Наукой занялся еще гимназистом: в пятом классе гимназии он увлекся угро-финской этнографией и «Калевалой», с тринадцати лет начал регулярно посещать заседания этнографического отдела Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (основатель и председатель этого общества, фольклорист и востоковед В. Ф. Миллер, оказал большое влияние на формирование научных интересов Трубецкого). Трубецкой уже в пятнадцать лет опубликовал в журнале «Этнографическое обозрение» свою первую научную работу.
В том же 1908 экстерном окончил гимназию и поступил на философско-психологическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, откуда затем перевелся на отделение западноевропейских литератур, а в 1910 – на только что созданное отделение сравнительного языковедения. Он был в числе всего двух студентов, которые смогли окончить это отделение: первый и единственный выпуск состоялся в 1912-м.
Во время магистерской подготовки при Московском университете Трубецкой был командирован для обучения в Лейпциг. В 1915–1916 сдал магистерские экзамены и, став приват-доцентом Московского университета, начал вести занятия по сравнительному языковедению.
После революции 1917 (которая застала его во время научной поездки на Кавказ) вынужден был уехать в Кисловодск, затем (1918) поступил доцентом в Ростовский университет. Здесь продолжил начатую в Москве работу над монографиями «Предыстория русского языка» и «Сравнительная грамматика языков Северного Кавказа», однако в 1919-м, при переезде в Константинополь, обе рукописи были сданы на хранение в библиотеку Ростовского университета и с тех пор считаются утерянными.
В 1920-м стал профессором филологии в Софийском университете, где читал курс «Введение в сравнительное языкознание с особым вниманием к главнейшим индоевропейским языкам». В это же время Трубецкой активно включился в общественно-политическую жизнь русской эмиграции и опубликовал несколько философско-исторических работ (в первую очередь, «Европа и человечество»), где и сформулированы культурно-философские идеи нового направления – евразийства.
В 1922-м, получив приглашение на кафедру славянской филологии Венского университета, переехал в Вену. В 1923 был избран ординарным профессором Венского университета и вскоре стал заведующим кафедрой славянской филологии. В Венском университете проработал 15 лет, читал курсы по 6 славянским и праславянскому языкам, по введению в общую фонологию ** и по истории русской литературы.
С 1928-го стал принимать деятельное участие в работе Пражского лингвистического кружка. К этому периоду относятся наиболее влиятельные лингвистические работы Трубецкого – в первую очередь по фонологии.
В 1938 году, после аншлюса Австрии, Трубецкой подвергся притеснениям со стороны гестапо, вызывался на допрос, был арестован на трое суток, в его квартире был произведен обыск. От концлагеря его спас только титул князя. Однако значительная часть его научных рукописей была конфискована во время обыска и впоследствии утрачена. Не перенеся этой потери, Николай Сергеевич Трубецкой скончался от инфаркта миокарда в больнице.
***
Деятельность Трубецкого-ученого обсуждать можно только на профессиональном уровне. Но Николай Трубецкой известен также как один из основателей евразийства – идеологии и политической программы, которые, как оказалось, с годами не только не забылись, но приобретают в России все более широкую известность и некоторую политическую актуальность. Если в двух словах пересказывать взгляды Трубецкого: евразийство выделило основное в русском культурном генотипе как чуждость его Европе, с ее фундаментальным индивидуалистическим началом, идеей автономной личности, правовым сознанием; и близость к Азии, к великой азиатской степи, «туранский», как он считал, ее тип, совершенно отличный от европейского.
Проблема, о которой он писал, существует до сих пор. Причем выходит далеко за рамки России. Это проблема, которую принято было называть противостоянием Запада и Востока. В современных терминах это проблема глобализации и мультикультурализма.
Как писал о Трубецком литературовед и публицист Борис Парамонов, «связывать с идеями евразийства глобальные политические амбиции – новая русская утопия. Лучше бы забыть о евразийстве Трубецкого и ценить в нем исключительно лингвиста».

* Литературовед, театральный критик, доктор филологических наук, профессор СГСПУ, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.
** Фонология – раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка – фонемы.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: Культура
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments