Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Прекрасная Дама» Константина Загоскина

Светлана ШАТУНОВА *

Исполнилось 70 лет заслуженному работнику культуры РФ, члену Союза художников России Константину Васильевичу ЗАГОСКИНУ. В честь юбилея в зале Союза художников открылась его персональная выставка, был издан каталог живописи и графики.

[Spoiler (click to open)]
Впервые я оказалась в мастерской Загоскина лет 10 назад. Был морозный январский день, яркий солнечный свет заполнял большое помещение настолько, что не давал возможности разглядеть картины. После того, как глаза немного привыкли, на холстах, развешанных на стенах, начали проявляться городские пейзажи, самарские улочки, дворики, лица людей – всё, что вдохновляет художника на протяжении творческого пути.
Запечатлелся в памяти портрет хозяина мастерской – работа его учителя и друга Анатолия Георгиевича Песигина (1937–2004). Перед нами молодой рыжеволосый мужчина, будто сошедший с полотен мастеров Северного Возрождения. Во всем его замкнутом облике ощущаются сдержанная энергия и вдохновенное благородство. Знакомясь ближе с художником, понимаешь, что он такой, каким его изобразил Песигин: спокойный, интеллигентный, с доброй улыбкой.
Константин Васильевич Загоскин родился 5 марта 1950 года в Казани, в семье офицера. В 1953 году семья переехала в Днепропетровск. Именно в этом городе впервые появился интерес к изобразительному искусству, когда увидел, как студенты художественного училища пишут этюды. Он не раз тайком с увлечением наблюдал за ними, был заворожен тем, как на листах бумаги, картонках и холстах проявляются крыши домов, деревья, облака.
Когда семья переехала в 1959-м в Куйбышев, Константин Загоскин начал посещать изостудию при Детской технической станции Советского района, где преподавал выпускник Пензенского художественного училища имени Савицкого А. Песигин – выдающийся график и одаренный педагог, воспитавший не одно поколение художников в нашем городе.
Начальное образование продолжилось в первой художественной школе, открывшейся в городе в 1961-м по инициативе морского офицера и художника Григория Ефимовича Зингера (1914–1995).
С 1967 по 1969 год работал на 9-м ГПЗ художником-оформителем. Образование продолжил на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, который окончил в 1974 году, получив квалификацию преподавателя черчения и рисования. Студенческие годы открыли для молодого художника новые горизонты: учеба в мастерской Л. Кривицкого и Л. Кабачека; возможность видеть коллекции Русского музея, Эрмитажа, Музея Академии художеств, посещать крупнейшие выставки, приобретать книги по искусству. В каникулы случались поездки на Валаам, в Карелию, Новгород, Псков, Пушкинские горы. Годы учебы в городе, сам воздух которого пропитан искусством, дал мощный заряд на дальнейший творческий процесс.
После окончания института молодой художник возвращается в Куйбышев. С 1976 года вступает на преподавательскую стезю, с которой не сходит до сих пор – преподает рисунок, живопись и композицию в детской художественной школе № 1, которая теперь носит имя своего основателя Г. Е. Зингера. Константин Загоскин долгое время занимался административной работой, с 1982-го был завучем художественной школы № 1, в 1985-м назначен директором ДХШ № 2, до 1991 г. руководил ею. В 1986-м назначен директором ДХШ № 3 на время организации школы.
Во время педагогической работы меньше времени оставалось на творчество, поэтому художник плотно занимался графикой, делал наброски, рисовал портреты, создавал городские пейзажи, используя разные графические приемы и материалы.
С 1970-х годов начинается насыщенная художественная жизнь – участие в областных и региональных выставках. Загоскин работает в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, интерьера, как в графике, так и в живописи.
С Самарой связана вся сознательная жизнь художника. Художественная школа находилась тогда на улице Буянова, а мастерская – на Чапаевской, неудивительно, что старый город с его уникальной архитектурой, улочками, двориками, где царит патриархальный уклад размеренной провинциальной жизни, становится любимой темой в творчестве.
Любовь к городу связана с его жителями – носителями культуры и памяти, одним из таких людей в жизни Загоскина стал Юрий Александрович Андреев (1928–2010), коллега по художественной школе. Искусствовед, реставратор, художник, невероятно обаятельный и веселый человек, обладавший широким кругозором и энциклопедическими знаниями, трепетно любивший Самару, ее историю и уникальные особенности, мог часами о ней рассказывать. Его увлеченность не могла не захватить Загоскина.
На картинах художника мы видим улицы города: Галактионовскую, Чапаевскую, Фрунзе, Самарскую, где еще сохранились двухэтажные домики с эркерами, островерхими башенками и резными наличниками. Уникальные особняки в стиле модерн, придающие городу невероятный шарм, действительно жемчужины стиля, сохранившиеся в провинции. Загоскин пишет не просто городской пейзаж, он пишет портрет старой Самары, поэтизируя город, наделяя его романтическим флером. Искусствовед Елена Титова назвала Самару Загоскина его «Прекрасной Дамой». И он, как подлинный рыцарь, слагает ей свои графические и живописные поэмы.
Триптих «Моя Самара» можно назвать визитной карточкой художника. В центральной части – город со стороны Волги, река здесь становится метафорой времени, связывающей поколения. В правой и левой частях триптиха изображены узнаваемые городские постройки, которые со временем накреняются, ветшают, сменяя друг друга, растворяются в прошлом.

«Мне как художнику хочется обратить внимание зрителей – самарцев и не только – к проблеме, как сохранить ценность прежней городской культуры под угрозой ее утраты и уничтожения».
На фоне городских пейзажей возникают образы современников, портреты друзей и учеников, становясь неотъемлемой частью истории и культуры города (фотокор В. Попов, художник П. Батухин).
Не обходит стороной художник и волжский пейзаж. Проводя каждое лето на Гавриловой Поляне, пишет уникальные ландшафты заповедных мест в Жигулевских горах.
Удивительно теплые графические интерьеры, созданные, в основном, в доме родителей жены художника в Нолинске Кировской области. Выполненный тушью лист «В кухне» изображает интерьер с печкой: в помещение уверенно проникает поток света, направляя взгляд на женскую фигуру, сидящую у стола с белой скатертью, икону, цветок на стене, вязаный коврик на полу. В рисунке «Сени» композиция построена так, словно приглашает зрителя пройти в дом. В этих скромных, но уютных интерьерах нет суеты, оттого в них хочется быть. Неспешное всматривание и почти медитативное погружение в предметный мир – характерная особенность творчества Загоскина.
Программными можно назвать картины, посвященные теме Творчества и образу Художника. На полотне «Творчество» (1985) пространство мастерской становится безграничным: условные двери распахнуты, открывается широкая панорама Волги и города вдали. Сам автор пишет портрет сидящей за столом модели, а многочисленные ученики, коих не счесть за годы преподавания, осваивают пленэрную живопись.
Эту тему продолжает картина «В мастерской» (1999). «Маленькая каморка мастерской на Чапаевской площадью 9 метров, с низкими потолками, окнами на уровне земли психологически давила на меня, и я превратил ее на холсте в свой таинственно-необъятный мир искусства, разрушил стены, дал ход улице с трамваем, чередой самарских домиков, где с музой художника соседствует сама Мадонна несравненного Леонардо. Проросшие корни символизируют творческое развитие».
Картины последних лет, представленные на юбилейной выставке, посвящены великим иконописцам Феофану Греку и Андрею Рублеву.
Константин Загоскин говорит: «Плохое настроение не помеха для работы: как только начинаешь рисовать, приходят настрой и вдохновение».

На фото:
Константин Загоскин
Константин Загоскин. Моя Самара. Правая часть триптиха. 1999
Константин Загоскин. Творчество. 1985

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • «Мы с тобою одной крови, ты и я…»

    Ольга ГОРОДЕЦКАЯ Самара и Сицилия… Что может быть общего у двух этих слов, кроме первой буквы?.. На моей уже полувековой памяти слово…

  • Роман о клезмерах в 5 частях с прологом и эпилогом

    Ольга КРИШТАЛЮК * Пролог Время нынче тревожное, дорогой читатель! Карантинное затишье пугает не только неизвестностью ближайшего…

  • Евразийский оракул

    Ольга ЖУРЧЕВА * Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Трубецкого. Трубецкой кажется парадоксальной личностью. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments