Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Письмо… в прошлое

Людмила БЕЛЯЕВА *

5 апреля 2020 года исполнилось 80 лет со дня основания Самарской государственной филармонии.

[Spoiler (click to open)]

Казалось бы, еще совсем недавно мы широко праздновали 75-летие нашей филармонии – и вот очередная круглая дата. Прошло пять лет… нет – промчалось, пролетело! Со стороны может показаться, что ничего особенного с того времени не произошло: филармония стоит на прежнем месте, концертов и спектаклей всё так же много – хороших и разных. Утром-днем-вечером доносятся голоса певцов, музыкальных инструментов, и уже ночью, при потухших софитах, начинает звучать орган – тише, король репетирует! В воскресный день детвора заполняет зал, приходя на симфонические утренники, а вечером их родители и многочисленные поклонники музыки спешат на встречу с Прекрасным.
Мы приходим в эти гостеприимные стены по много раз за концертный сезон или впервые попадаем в необычные интерьеры музыкального храма – равно у всех у нас начинает учащенно биться сердце. Так было всегда – и разве могло быть иначе, тем более в самом начале нашей творческой биографии, когда за год до Великой Отечественной в старом цирковом «Олимпе» после многочисленных субботников, проведенных первыми сотрудниками филармонии, на празднично украшенной сцене зазвучала музыка Чайковского и Скрябина. Не в фойе кинотеатра, как водилось прежде, а в концертном зале на 1 100 зрительских мест, расположенных в партере и двух балконных ярусах!
И прежде чем рассказывать о дне сегодняшнем нашего творческого коллектива (а дней за 80 лет прошло уже почти 30 000!), позволю себе еще раз напомнить читателям, с чего всё начиналось.
***
С 1 июня 1940 года (такова запись в трудовой книжке) приступает к своим обязанностям директора – художественного руководителя Куйбышевской государственной филармонии бывший директор музыкального училища Александр Кузьмич Щепалин.

Скрипач и педагог, активный общественный деятель и блестящий организатор, он буквально через месяц после вступления в должность публикует в газете «Волжская коммуна» свою программную статью – расширенный план действий новой филармонии на годы вперед. В нашем провинциальном городе, где проживало 400 000 человек (а ведь мы на тот момент превосходили по численности населения некоторые зарубежные столицы – Тегеран, Хельсинки, Осло…), надо было учитывать спрос на классическую музыку и литературу, на легкие жанры, в том числе и цирковое искусство. И много еще чего надо было предусмотреть молодому директору (ему было 43 года).
Но прежде всего – просветительская миссия. Начинают печататься аннотации к программам концертов, проводятся лекции, разъяснительные беседы и фотовыставки, информация о филармонии не сходит со страниц куйбышевских газет. Рабочий день директора заполнен до предела. В штатном расписании, кроме сотрудников, солистов и артистов различных категорий, появилось наличие симфонического оркестра. Это было самой сложной задачей – где брать инструменталистов, ведь музыкантов в Куйбышеве с консерваторским образованием не так уж и много. В ход идут убеждения и настойчивые уговоры, Щепалин обходит дома своих друзей и знакомых и говорит об открывающихся перспективах: хоть работа и трудная, но как же всем будет интересно!
Вот так из разрозненных музыкантов, играющих в малых оркестрах кинотеатров, театре оперы и балета, начал формироваться симфонический коллектив. Пришли педагоги музыкального училища, потянулись в «Олимп» студенты выпускных курсов. Доска объявлений запестрела приказами о приеме на работу в симфонический оркестр. Учились играть в непривычном для себя составе большого коллектива, работали над репертуаром, осваивали бесценные образцы мировой музыкальной культуры. В городе зазвучала классическая музыка!
Потом – война… 13 июля 1941 года происходит объединение театра оперы и балета и театра музкомедии. Им отдают помещение филармонии – здание театра-цирка «Олимп» по улице Фрунзе. Нашим артистам выделяют два дня в неделю на репетиции и концерты в родных стенах. Город Куйбышев становится Запасной столицей страны.
Государственный Большой театр расположился в ДК на площади Куйбышева. Там, на сцене, значительно отличающейся от московской, восстанавливают спектакли, артисты и оркестр дают концерты на разных площадках города. А филармония формирует фронтовые бригады, вносит в концертный график творческие вечера композиторов – корифеев отечественной музыки, организует всевозможные музыкальные конкурсы и декады советского искусства, на афишах легендарные имена сменяют друг друга с завидной регулярностью.
Щепалину настойчиво рекомендуют отказаться от собственного симфонического оркестра, ведь очевидно, что он не сможет конкурировать с Большим. Но директор не сдается и говорит, что дело не в соревновании, а в сохранении коллектива, который уже успел сформироваться, и именно ему предстоит продолжить начатое дело после обязательной Победы, которой будет подчинена вся деятельность филармонии и суть ее существования.
Александр Кузьмич сумеет отстоять право филармонического оркестра на жизнь, и в декабре 1943 года, после отъезда ГАБТа, город услышит большой концерт из произведений Чайковского, посвященный 100-летнему юбилею композитора. Но Щепалин уже не услышит его. Он будет работать в столице и снова директором, но только теперь Московской областной филармонии. А возглавляемая им Куйбышевская филармония всего за два года станет одной из лучших в стране, получит статус концертного заведения I категории!
В Куйбышеве Александра Кузьмича Щепалина знали все, кто хоть однажды слышал о филармонии и ее концертах. Он сам был прекрасным скрипачом, а потому охотно участвовал в различных составах камерных ансамблей, в том числе и знаменитом струнном квартете, где играли куйбышевские музыканты и педагоги – мэтры Юлиан Судаков (скрипка) и Милий Тейх (виолончель), дирижировал небольшими оркестрами. А москвичи, связанные с музыкальной жизнью, за два года смогли по достоинству оценить человеческую и профессиональную исключительность Щепалина, с ним дружили и уважительно отзывались. Неудивительно, что вслед за отъездом столичных артистов первого директора Куйбышевской филармонии пригласили на работу в Москву. Он перевез туда семью – жену и двоих детей, но еще несколько месяцев возвращался в наш город.
Последней записью в трудовой книжке Щепалина значился перевод на должность директора музыкально-производственных предприятий Музфонда СССР 16 сентября 1946 года. Увы, мы не знаем о дальнейшей судьбе этого выдающегося человека, волею судьбы ставшего первопроходцем филармонического дела в нашем городе, которому он отдал большую часть своей жизни, оставаясь преданным ему всей душой и сердцем.
Лектору-музыковеду Куйбышевской филармонии Еве Марковне Цветовой довелось работать под началом Щепалина в первые годы становления нашей концертной организации. В своих воспоминаниях она с особой теплотой отзывалась о нем: «Дома не топят, на улице темно, очереди, голод, а везде идут концерты, все театры и концертные залы переполнены. Слушатель был тоже очень искушенный, здесь было много эвакуированных из столиц. Все говорили Щепалину: «Чего ты держишь своих, кому они нужны?» А он очень заботился о людях. Артисты мне рассказывали: когда они ездили выступать в село, их и сыпняк валил, и пургой заносило. Но они знали, что Щепалин сделает все, чтобы их вытащить. Когда приехал на гастроли известный в стране пианист и профессор Московской консерватории Григорий Гинзбург и тяжело заболел какой-то инфекцией, то Александр Кузьмич взял его к себе домой, где была семья, дети».
Именно от Евы Марковны мы узнали многие факты и детали из биографии Щепалина. Она вспоминала, что уже после его кончины к директору Художественного музея Аннете Яковлевне Басс пришла незнакомая женщина, представилась дальней родственницей семьи Щепалиных и, выполняя просьбу покойного, передала ей пачку его документов. Он был уверен, что они попадут в добрые и верные руки, ведь Аннета Яковлевна выросла на его глазах, а ее мама, Елена Львовна, была единомышленницей и активной помощницей во многих его профессиональных и общественных делах.
В этих архивных документах было несколько писем, адресованных ему. И не только. Одно из них – и этот важный документ хорошо известен всем, кто интересуется историей нашего города, – от имени посла Норвегии в СССР:

«Куйбышев. 18 января 1943 года.

Уважаемый Господин Директор!

1942 год представляет собой период первостепенной важности в мировой истории, он был годом, полным трудностей, тревог и бедствий, но конец его, благодаря сверхчеловеческим усилиям Вашей страны и героической Красной Армии, показал нам путь к победе…
Для меня и моих сотрудников по Норвежскому Посольству, которые представляют одну из мирных стран, оккупированных фашистами, этот год, проведенный в симпатичном, но столь далеком Куйбышеве, явился как бы главой в жизни, такой главой, в которой странным образом смешались печальные и счастливые события. Теперь, перелистывая снова эту главу, мы не можем не признать, как много лично Вы, Господин Директор, и привлеченные Вами прекрасные русские артисты сделали для нас…
Для нас ясно, что огромный подъем сил, показанный всему миру Вашей страной, объясняется в большой степени тем, что здесь поняли, как важно дать людям пищу не только для тела, но и пищу для души, а самая лучшая пища для души – это искусство, здоровое, правдивое и глубокое...
Итак, в начале Нового года разрешите мне, Господин Директор, сердечно поблагодарить Вас за все прекрасные минуты, которые Вы доставили нам в 1942 г. Примите выражение моего совершенного к Вам уважения».

И каким сердечным участием веет от другого послания, написанного уже самими сотрудниками Куйбышевской филармонии в момент окончательного отъезда Щепалина из нашего города:

«Дорогой Александр Кузьмич!

Вы пришли работать в филармонию в момент ее организации, совпавший с началом Отечественной войны. Вы работали в очень трудных условиях и за два года сумели выдвинуть Куйбышевскую филармонию в ряды лучших филармоний нашего СССР.
Все мы, работая с Вами и под Вашим руководством, видели в Вашем лице честнейшего человека, доброго товарища и талантливого организатора, любящего вверенное ему дело.
Мы гордимся тем, что центральные организации оценили Вас и предложили Вам работу в столице Союза ССР.
С грустью расставаясь с Вами, мы выражаем Вам свою глубокую благодарность за чуткое, товарищеское отношение и надеемся, что, несмотря на расстояние, разделяющее нас, наша связь с Вами не порвется».

И эти слова – без принуждения и лести – знак признания и искреннего уважения человеку, с которым связала их профессиональная судьба!
Но было еще одно свидетельство непростой биографии Щепалина, еще одно послание. Не ему, а заместителю председателя Совета Министров Союза ССР тов. К. Е. Ворошилову. К сожалению, дата этого документа нынче уже неразборчива, но содержание сохранилось:

«Уважаемый Климентий Ефремович!

В Правлении Музыкального Фонда Союза советских композиторов СССР работает Директором Комбината музыкально-издательских и производственных предприятий тов. Щепалин А. К.
С семьей, состоящей из четырех человек, тов. Щепалину временно предоставлена была жилплощадь в помещении недостроенного театра им. Немировича-Данченко (Тверской бульвар, 24).
В настоящее время в связи со строительством и по распоряжению органов пожарной охраны т. Щепалина выселяют в административном порядке из занимаемого им помещения, и он с семьей поставлен в крайне тяжелое положение и буквально очутился на улице.
Т. Щепалин А. К. является очень ценным работником, имеет большой стаж общественно-музыкальной, руководящей работы и крайне необходимо его сохранить на работе, что возможно при предоставлении ему жилплощади».

И подписи: «Композиторы Р. Глиэр, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Новиков, Ю. Шапорин».

Каким результатом закончилось это деловое прошение людей, составляющих гордость и славу отечественной музыки, мы пока не знаем. Может, новое поколение краеведов или просто небезразличных людей откроет нам новые повороты в судьбе первого директора Куйбышевской-Самарской филармонии, и мы узнаем нечто удивительное и прекрасное о человеке, навсегда вписавшем свое имя в историю культуры нашего края.
А пока давайте и мы, в честь 80-летнего юбилея одной из старейших филармоний страны, победившей в конкурсе на звание «Лучшая филармония», возьмем и тоже напишем письмо ее первому директору! И начинаться оно будет, возможно, так:

«Высокочтимый и дорогой Александр Кузьмич!
Пишут вам благодарные самарцы, живущие в новом тысячелетии, в XXI веке…»

Так что же мы захотим рассказать ему? О том, как продолжали его дело? Как было нелегко и каких успехов мы достигли? И как нам его не хватает…

* Музыковед Самарской государственной филармонии.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: История Самары, Музыка, Самарская филармония
Subscribe

  • Учитесь видеть красоту!

    Светлана ШАТУНОВА * С таким названием проходит в Самарском художественном музее выставка, приуроченная к 110-летию нашего земляка, народного…

  • Самарские картинки столетней давности

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Икона Из памяти выплывает прошлое купеческой да поповской Самары. Рассказывала бабушка, а я по…

  • Человек Слова

    Год назад, 25 октября, не стало Натальи Анатольевны Эскиной. Дмитрий ДЯТЛОВ * – Как живешь, чем занимаешься? – Да вот,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments