Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

И Талия, и Мельпомена…

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Имя Юлии МАРКОВОЙ известно, вероятно, каждому любителю вокального академического искусства Самары. Ее творческая судьба накрепко связана с нашим городом. Здесь она прошла долгий путь подготовки музыканта: детская школа искусств, музыкальное училище, музыкально-исполнительский факультет Академии культуры и искусства. Почти два десятилетия связывают певицу с Самарским академическим театром оперы и балета.

[Spoiler (click to open)]
Еще студенткой Юлия работала в хоре театра, а по окончании была принята в труппу в качестве солистки оперы. За годы учебы и работы в оперной труппе Юлия Маркова освоила внушительный репертуар. Это заглавные партии и роли второго ряда в операх Чайковского, Бородина, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Слонимского, Моцарта, Верди, Гуно, Бизе, Пуччини. Это и роли в опереттах и музыкальных сказках.
Камерный репертуар певицы поистине огромен и включает более четырехсот (!) романсов, арий русских и зарубежных композиторов, произведений духовной, эстрадной и джазовой музыки. Юлию Маркову можно услышать в самых разных концертных программах: Академического симфонического оркестра Самарской филармонии, камерного оркестра Volga Philharmonic, оркестра русских народных инструментов «Виртуозы Самары» и ансамбля «Волга-Folk-Band».
Юлия участвует во многих акциях Самарской организации Союза композиторов России. Инициаторы органных концертов в кирхе (Евангелическо-лютеранская церковь Святого Георга) и костеле (Римско-католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса) часто приглашают ее выступить в программах духовной музыки.
Последние годы Юлия Маркова не занята в оперных спектаклях. Она прекратила выступления на оперной сцене (может быть, временно?). Мы не знаем причин этого. Можно лишь выразить сожаление, что театральный зритель не имеет возможности услышать в оперных спектаклях интереснейшего музыканта и опытного артиста, обладающего столь значительным бэкграундом. Самарская опера, кажется, не замечает яркой звезды на музыкальном небосклоне губернской столицы.
Сегодня Юлия Маркова – концертная певица. Сольные концерты и выступления с оркестрами, участие в исполнениях кантат и ораторий, работа в далеких от оперы жанрах дают возможность реализоваться в полной мере неординарному артистическому и музыкальному дарованию.
***
Рассказывая о своих первых опытах музицирования, певица вспоминает детство, самостоятельное поступление на фортепианное отделение детской школы искусств: «Мне всегда нравилось петь». Училась жадно, все давалось легко, музыка стала не просто комфортной средой, а главным содержанием жизни.
Преподаватель фортепиано Евгения Чаг дала Юлии первые сведения о музыкальной фактуре и инструментальном мелосе, многообразной ритмике и строгой метрике. Учителя вокала тогда в школе не было, поэтому первые шаги в этой области юный музыкант делала сама. С подругой много пели дуэтом под руководством руководительницы школьного хора Ирины Корнеевой. Особенно ее забавляли пародии на известных певцов, завсегдатаев телевизионного экрана того времени. Школьники и учителя подчас удивлялись: «Надо же, как похоже!» Так с самого раннего детства у маленького музыканта формировались и актерские навыки.
А затем, как водится, ломка подросткового возраста, сомнения. Несостоявшиеся поступления на иняз университета, в плановый и политехнический институты. Завод 4 ГПЗ, работа контролером ОТК. Не пугайтесь! Все это пролетело за считанные месяцы. Свой путь, единственно верный, она нашла опять же в пении. Сотрудницы завода, услышав раз, всё чаще просили спеть в свободные минуты. Стало ясно: хватит исканий, от музыки не уйти, она твоя судьба. Стало понятно и другое: для воспитания мыслей и чувств, жизненных ценностей и понимания красоты сама музыка дала больше всех, больше учителей, даже больше родителей.
Музыкальное училище, класс Натальи Афанасьевой. Уже в этот период точно были определены характер, тембр и диапазон певческого голоса – это меццо-сопрано. Отсюда весь учебный репертуар, призванный развить в необходимой степени голосовые данные. Запомнилось с того времени: «Красивый голос!» – «Это, конечно, хорошо, но хотелось всегда докопаться до музыки», – вспоминает певица.
Под руководством Галины Сорокиной продолжила обучение в Академии культуры и искусства. Самая яркая встреча – с педагогом-артисткой, с человеком, оказавшим сильнейшее влияние на формировавшегося музыканта, произошла здесь же, в академии: Юлия оказалась в классе Валентины Анохиной. Студентка настолько была покорена красотой ее голоса, многообразием нюансов, артистической подачей и глубоким драматическим наполнением музыки, что, впервые встретившись с таким богатством, тут же начала копировать своего учителя (невольно вспомнился школьный опыт пародирования).
Позже, уже в театральной труппе, Юлию Маркову стали называть второй Анохиной. Так пародирование обернулось своей невыгодной стороной, и молодая артистка сказала себе: «Хочу быть собой!» И стала. Но путь к этому был непрост. Понадобились недюжинное трудолюбие, предельная внимательность ко всему происходящему на сцене, глубокое погружение в музыкальный и драматургический материал, самоотдача репетиционной работы с дирижерами и режиссерами.
Одно из самых ярких достоинств Юлии Марковой, способность учиться (причем не только на школьной или студенческой скамье), проявилось в первые годы работы в театре. Это качество не осталось не замеченным опытными артистами – корифеями самарской сцены. Ее почти каждодневными учителями стали известнейшие артисты театра, посвятившие всю свою жизнь оперной сцене: Анатолий Пономаренко, Александр Сибирцев, Зураб Базоркин, Вячеслав Храмов, Валентина Анохина… Они нередко заглядывали на уроки (так в театре называют работу над ролью с концертмейстером-пианистом), давая советы, помогая в определении драматургических характеристик, делясь секретами вокального мастерства. Когда же Юлия работала с ними в спектакле, всегда старалась подмечать оригинальные «фишки» и «изюминки».
Все это бродило в молодой артистке и в свое время выливалось в откровения драматических ролей, в острый гротеск комических персонажей, в органичную лирику мягких женских образов. Это Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Амнерис («Аида» Дж. Верди) и Зибель («Фауст Ш. Гуно), Сузуки («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Лушка («Морозко» В. Максимова).
Юлия Маркова благодарна своим учителям – солистам самарского театра. Она понимает, что с помощью их уроков стала настоящим артистом-профессионалом. Вспоминается работа с дирижером Александром Анисимовым. На каждое его требование артистка отвечала мгновенно. Это особенное качество профессионала связано с трудоспособностью, которая, в свою очередь, идет от дисциплины ума. Ведь мгновенный ответ на требование дирижера или режиссера не звучит как «Чего изволите?», а заключается в абсолютном понимании того, что конкретно необходимо как в отношении «буквы» музыки, так и «духа» формирующегося сценического образа.
Служба в театре – особый путь, подчас страдный. Работа в предлагаемых обстоятельствах практически не оставляет артисту никакой иной жизни помимо образа, помимо той роли, которую он вынашивает. Все мысли, чувства, характерные реакции на окружающее, особенности взаимоотношений с людьми подчинены одному: созданию роли, вживанию в нее. А в театре оперном, где музыкой все положения и переживания доведены до предела, все это усилено многократно.
Есть запись интервью с Юлией Марковой на телевидении, где ведущая представляет артистку как исполнительницу партии Аиды в опере Дж. Верди. Камера переключается, и невольно вздрагиваешь, видя настоящую Аиду в студии (туфли на шпильках и короткое платье никак не возвращают в реальность). Начиная разговор с журналисткой, Юлия лишь постепенно становится собой. Так глубоко погружение… Такой же подлинной и пронзительно трагичной была ее Любаша в «Царской Невесте» Н. Римского-Корсакова…
Дебют Юлии Марковой на профессиональной концертной сцене состоялся еще в годы учебы в Академии культуры и искусства. Она пела «Венок сонетов» самарского композитора Светланы Мышкиной в сопровождении оркестра филармонии под управлением Георгия Клементьева. Так проявилась еще одна характерная черта артистки – отвага и бесстрашие перед исполнением новой музыки. Ей интересно всё, все жанры и стили, будь то песня или романс, шлягер или оперная ария, соло в кантате или джазовый стандарт. Во всем она проявляет дисциплину ума, полную самоотдачу, открытость к художественному наитию.
Ее работа с композитором также подкупает. Певица всякий раз старается понять, что автор хочет выразить, каким образом высказывает слушателю свою идею. Во всем внимательное вслушивание в материал, погружение в содержание музыки, растворение в звучащем. Юлии Марковой подвластно многое в вокальном репертуаре. И на оперной сцене, и в филармоническом концерте, и в залах сельских домов культуры ей покровительствуют музы театра – и Талия, и Мельпомена. Каждый ее концерт – это своеобразный спектакль, в котором чередой проходят самые разные персонажи и герои. И во всем и над всем звучит Музыка, которой, как говорит Юлия, очищается и гармонизируется человек. Певица и артистка Юлия Маркова служит Музыке и поет для своего слушателя в самых разных жанрах и стилях, заставляя его печалиться и улыбаться, смеяться и грустить.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6–7 (179–180)
Tags: Культура Самары, Музыка, Музыкальный театр
Subscribe

  • «Мы с тобою одной крови, ты и я…»

    Ольга ГОРОДЕЦКАЯ Самара и Сицилия… Что может быть общего у двух этих слов, кроме первой буквы?.. На моей уже полувековой памяти слово…

  • Роман о клезмерах в 5 частях с прологом и эпилогом

    Ольга КРИШТАЛЮК * Пролог Время нынче тревожное, дорогой читатель! Карантинное затишье пугает не только неизвестностью ближайшего…

  • Евразийский оракул

    Ольга ЖУРЧЕВА * Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Трубецкого. Трубецкой кажется парадоксальной личностью. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments