Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Во имя баса – в Казань

Рубрика: Самара и окрестности

Ксения ГАРАНИНА
Фото Александра САФРОНОВА

Все намного ближе, чем кажется. На музыкальной карте есть не только Вена, Зальцбург, Париж, Милан или Лондон. В России – не только Москва и Санкт-Петербург. Не одна Пермь может гордиться громкими именами. Близкая и родная Казань – еще одна точка силы для поклонников музыки.

Музыка в Казани не закончилась на имени легендарного Федора Шаляпина. Сегодня здесь работает один из сильнейших симфонических оркестров во главе с дирижером Александром Сладковским. Есть несколько больших концертных площадок с отличной акустикой. Есть консерватория и свой список получивших мировое признание музыкантов. Корреспондент «Свежей газеты. Культуры» побывал в конце февраля в Казани, выбрав для этого повод – Музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова. Гонорара на юбилейный Зальцбургский фестиваль на оперу Мусоргского «Борис Годунов», где Абдразаков исполнит заглавную партию, не хватило, а вот на его концерт в Казани наскреблось. Рассказываем, стоит ли ждать фестиваль в Самаре, как это – когда концерт классической музыки превращается в праздник, и почему кричать на студентов очень некрасиво.

[Spoiler (click to open)]***
Всегда можно найти причину поехать в Казань. В конце февраля хорошим поводом для этого был III Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова. Для Казани Abdrazakov fest стал главным музыкальным событием февраля на фоне провального в этом году Оперного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина.
Казань – третий город на пути фестиваля к финальному концерту в Москве. До этого в Екатеринбурге прозвучала программа «Вечер итальянской музыки», а в Уфе прошла опера «Аттила» в постановке Ильдара Абдразакова с собой в заглавной партии. Программа фестиваля везде основывалась на произведениях Джузеппе Верди. По словам Абдразакова, причиной тому стал его недавний сольный альбом, состоящий из арий итальянского композитора, и что уж далеко от этого уходить – сделали и фестиваль.
Принять фестиваль у себя в гостях хотели многие города. На пресс-конференции Абдразаков рассказал, что получал приглашения с фестивалем от различных театров, в том числе, например, от новосибирского, но время и силы ему не позволяют долго и далеко разъезжать по стране. Самарские журналисты, когда провожали автора статьи в Казань, положили ему в котомку лишь один вопрос и дали только один завет: спросить про Самару. Поэтому Новосибирск Новосибирском, но пришлось наивно уточнять: «А Самара?» На что Абдразаков улыбнулся, – а он очень харизматичный человек – и сказал, что в следующем году географию фестиваля планируется расширить, и еще один концерт пройдет во Франции.
Казань и Уфу Абдразаков считает родными городами они рядышком, кухни похожие, языки близкие, тут и там ему торжественно вручили звание «Народный артист». Ему часто приходится ездить по миру, и про Казань он любит говорить на контрасте: «Приезжаешь в Америку и знаешь, что у тебя план, например, с 4 часов до 8: ты пришел, с тобой поздоровались, вот рояль, вот оркестр, порепетировали, концерт, большое спасибо, до свидания. Здесь ты приехал, так репетиции подождут: пойдем, тебя сначала угостим чак-чаком, чай попьем, теперь готов? – теперь иди. Здесь другая атмосфера. Здесь по-нашему. Я знаю».
Абдразаков знает, и все в Самаре знают, что это так, Казань действительно очень гостеприимный город.
***
Главное отличие выступления в Казани от других городов в том, что вместе с Абдразаковым на сцене стоял еще один очень харизматичный и именитый музыкант дирижер Александр Сладковский.
Именно на этом концерте было понятно, что такое настоящий аншлаг. Аншлаг здесь – это не просто, когда все билеты проданы, это когда к каждому ряду приставляют по несколько стульев и делают пару дополнительных рядов, и к этому вдоль стен и на балконе еще продолжают толпиться люди. Автор статьи занял вакантное место около входной двери и все первое отделение концерта простоял, но чувствовал себя прекрасно. Нельзя не подчеркнуть небольшую, но очень важную деталь: на концерте было много бабушек по пригласительным билетам. То есть проходка есть, но назначенного места нет, а при таком аншлаге они скромно выстроились вдоль стенок, но простояли они там чуть менее двух минут им уступали свои места другие зрители. Во время концерта часто вставали и ходили по залу, один раз у кого-то в самый неподходящий момент зазвонил телефон. Это кого-нибудь отвлекло от музыки? Нет. Все внимание на музыкантов и на сцену, а звонок телефона в зале дирижер обратил в забавную шутку. Трудно было избавиться от ощущения, что ты не просто на концерте классической музыки, а в гостях на большом празднике. А когда в конце Абдразаков начал открывать на сцене бутылку шампанского…
Совсем не концерт классической музыки. Со сцены (как бы пóшло это ни звучало) неслась сумасшедшая энергия, и было много шутливых моментов, что, конечно, очень идет большинству вердиевских арий. Все это больше похоже на выступление рок-звезд. Не того дирижера в России называют самым эксцентричным. Александр Сладковский, например, иногда... рычит. Он очень яркий по своему поведению и харизматичный. Совсем не тот сдержанный и спокойный дирижер, каким казался на записи своих концертов на Mezzo. На сцене с ним более-менее на равных выглядел только Ильдар Абдразаков. Остальные исполнители, конечно, меркли на его фоне.
Вместе с Абдразаковым они устраивали настоящие шуточные аттракционы: пытались пересвистеть друг друга в арии Мефистофеля из одноименной оперы Бойто, менялись местами во время исполнения арии из «Риголетто». Абдразаков знаком со Сладковским более двадцати лет, и их связывают хорошие дружеские отношения.
За более чем трехчасовой концерт Абдразаков выходил на сцену раз пять. Большая часть программы была уделена другим исполнителям – итальянскому тенору Лучано Ганчи, баритону Сергею Кайдалову и ребятам из Фонда поддержки молодых талантов Ильдара Абдразакова: сопрано Анастасии Коротенко, меццо-сопрано Наталье Якимовой и басу Константину Федотову. Их тоже публика принимала весьма тепло, особенно итальянца Ганчи, который сорвал овации за исполнение в финале концерта арии Nessun Dorma из оперы «Турандот» Дж. Пуччини.
***
Фонд поддержки молодых талантов заглавная тема фестиваля. В свое время Ильдар Абдразаков возглавил Фонд поддержки молодых музыкантов Елены Образцовой и стал художественным руководителем ее академии. Этот опыт помог ему создать свою благотворительную организацию. Теперь он протежирует молодых исполнителей, выделяет стипендии на обучение талантливым ребятам и проводит мастер-классы. Второй день фестиваля в Казани как раз был полностью отдан под работу с молодыми исполнителями. Для этого в главном зале Казанской консерватории был организован мастер-класс Ильдара Абдразакова и Лучано Ганчи для студентов.
Мастер-класс шел около четырех часов и, кажется, отнял у артистов сил больше, чем концерт. Для того, чтобы попасть в группу избранных ребят, чьи голоса будут разбирать Абдразаков и Ганчи, надо было заранее прислать видео со своей работой. Абдразаков лично отбирал тех, кого хотел послушать вживую. На казанском мастер-классе были далеко не только местные студенты, но и те, кто приехал из других городов. Например, из Нижнего Новгорода и Чувашии. Самары не было и в этом списке.
На мастер-классе звучали различные советы: «Ты уверен, что ты бас? Бросай лучше это. Попробуй себя в роли тенора. Они все равно больше зарабатывают, и репертуар у них шире. Вот, посмотри на Лучано Ганчи».
Музыканты были тактичны и внимательны к студентам, даже больше, чем их будничные преподаватели. Был один очень показательный момент. Абдразаков давал советы молодому человеку, студенту Казанской консерватории, и в зале присутствовала его преподавательница. Музыкант несколько раз обратился к ней, но дама была так увлечена разъяснением своим коллегам, что она этому мальчику постоянно твердит одно и то же, а тот ничего не понимает, что даже не слышала вопросов к ней.
Абдразаков просто махнул рукой и сказал молодому человеку: «Запомни, что я скажу…» Было очень обидно за этого студента. Его эта преподавательница еще в коридоре во время перерыва начала отчитывать, что тот неправильный. Абдразаков и Ганчи ни в коем случае такого тона и столь резких комментариев себе не позволяли, с каждым студентом они беседовали долго и обстоятельно. Порой от первого исполнения – презентации своего голоса до итоговой партии за двадцать минут разговора с Ганчи и Абдразаковым студенты меняли философию выступления, и их голос начинал звучать совсем по-другому. Что только не делали мастера с ними для этого: стягивали ремнем талию, заставляли петь сидя, с опущенной головой, держали за горло, советовали вставлять за щеки винные пробки и так далее.
Например, на мастер-классе в Казани был Константин Федотов, победитель фестиваля-конкурса «Русский бас» под патронажем Льва Лещенко. Участие в мастер-классе Абдразакова и выход на сцену в программе его фестиваля были одним из призов на конкурсе. На мастер-классе Абдразаков рассказал, что был поражен, когда услышал голос Федотова на конкурсе, где тот выбрал народную песню «Ваня». И тут же потребовал снова ее исполнить. Федотов спел – и поразился уже весь зал консерватории.
Потом уже перешли к итальянской арии, и у Федотова начались проблемы: это был уже совсем другой голос. Абдразаков и Ганчи долго бились с ним, чтобы найти у него настроение, которое помогло бы так же свободно петь итальянский репертуар, как и русскую народную музыку. «Представь, что это итальянская народная музыка. Представь широкие итальянские поля», подшучивал над ним Абдразаков. Шутки и юмор часто выручали музыкантов при общении со студентами. Потому что по факту многие получили достаточно жесткие советы сменить репертуар или обратить внимание на какой-то момент, который серьезно мешает голосу.

***
На следующий год Ильдар Абдразаков пообещал вернуться в Казань со своим фестивалем. И даже выразил надежду, что ему выпадет возможность выступить на сцене Татарского оперного театра в спектакле. Ну, а пока сразу после финального концерта фестиваля в Москве «Гала-Верди» он поедет в Дрезден, а летом выйдет на сцену юбилейного Зальцбургского фестиваля в роли Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Так что выбор есть всегда: Казань или Зальцбург, Уфа или Дрезден…

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 12 марта 2020 года, № 5 (178)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments