Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Токсичное благоустройство

Армен АРУТЮНОВ
Фото автора

Во многих дворах Самары можно встретить арт-объекты из покрышек, старых игрушек и прочих ненужных вещей. За таким самодеятельным народным творчеством устойчиво закрепилось название ЖКХ-арт. Из подручных материалов инсталляции создают умельцы по всей России и ближнему зарубежью. Это часто не только выглядит диковато, но и наносит вполне ощутимый вред окружающей среде.

[Spoiler (click to open)]
Формирование вкуса

Художественный вкус у человека формируется, как правило, из того, что он читает, слушает, видит. В семье/школе/институте и, конечно же, из того, что он каждый день видит вокруг себя. Архитектура и городская среда играют здесь далеко не последнюю роль, причем не только в смысле вкуса, но и развития личности вообще. Влияние разных типов архитектуры и градостроительных особенностей на психологию человека – отдельная, очень интересная тема. Не менее важна в этом смысле тема благоустройства и арта в городском пространстве.
Опыт благоустройства в Самаре последних лет, за редким исключением, показывает не только кризис архитектурной мысли и тенденцию на упрощение и удешевление проектов чиновниками, но и проблемы понимания комфортного городского пространства жителями (с ними в последнее время обсуждается большинство проектов). Среди ярких примеров – это и пресловутый проект благоустройства площади Славы, обсуждение концепции оживления площади Куйбышева, о котором «Свежая» в свое время писала подробно, и еще масса крупных и мелких примеров.
В современном самарском благоустройстве, в отличие от Казани или Москвы, используются преимущественно типовые решения, а чаще всего – это просто обновление существующего пространства (асфальт, плитка, лавки, урны и так далее). С внутриквартальными и дворовыми пространствами все еще проще.
Десятилетиями дворам не уделялось должного внимания, не считая чисто коммунальных вопросов, так что жители, по давней отечественной традиции, украшали придомовые территории своими силами, насколько позволяли средства и возможности. Чаще всего в ход шли старые автомобильные шины, игрушки, ненужные бытовые предметы – в общем, все, что надо бы выбросить или сдать на утилизацию.
Человеку хочется разнообразить, украсить окружающее его пространство, но, не имея опыта и примера, он делает так, как умеет. Тем более что Интернет пестрит подборками идей, что можно сделать из автомобильных шин. В итоге многие самарские дворы превратились в залежи покрышек и прочих предметов. Есть люди, которых ЖКХ-арт умиляет, исследователи, считающие его частью культурного пространства города. Не спорю, все это очень интересный материал для культурологического и даже социологического исследования, но ценности художественной не представляет. Исключение, пожалуй, – экспозиция, развернувшаяся во дворе на улице Буянова, 25-27 (к сожалению, частично утраченная после сноса одного из домов), с пластинками, гитарами, портретами, детскими игрушками и прочим. Китч, как известно, можно довести до абсурда, и тогда он становится интересным.
В ЖКХ-арте мне видятся две проблемы. Первая – это то, с чего мы начали: формирование вкуса. Когда у тебя с детства перед глазами потрескавшийся асфальт и лужи, клумба в крашеной покрышке и прибитый к дереву облезлый Чебурашка – ты начинаешь воспринимать это как норму. И можно сколько угодно ходить по музеям и галереям, по дороге домой ты снова и снова будешь видеть забавную и страшноватую инсталляцию. Вторая проблема – материалы, которые вредно использовать в благоустройстве.

Экология города

Шины относятся к отходам четвертого класса, то есть малоопасным. В эту категорию входят, например, строительный мусор, бетонная и кирпичная пыль, навоз и прочее. Тем не менее, отработанные шины выделяют определенное количество вредных веществ, негативно сказывающихся на экологии. Никто не говорит, что использовать их вообще нельзя, но массовое их применение (а в некоторых дворах их не один десяток) вредно для окружающей среды и для человека.
В Европе утилизировать шины начали еще в конце 1990-х. Лидеры в этом деле – страны Скандинавии, где перерабатывается 100 % автоотходов. В России борьба с отработанными шинами проходит с переменным успехом. В некоторых регионах существует запрет на использование шин в благоустройстве. Серьезные подвижки в этом направлении предпринимаются, например, на Дальнем Востоке. Да и Самара в прошлом году начала включаться в процесс. Для нас это особенно актуально, учитывая близость ВАЗа и общий уровень автомобилизации региона.
«Мы рекомендовали районным властям отказаться от использования шин для благоустройства цветников, спортивных и детских площадок, обустройства парковок, – цитирует заявление департамента городского хозяйства и экологии Самары портал 63.ru. – Всё то, что уже есть во дворах, необходимо собрать и утилизировать. Конечно, нужно провести и разъяснительные беседы с жителями».
Но одного лишь запрета недостаточно, чтобы решить накопившуюся за десятки лет проблему. Во-первых, должна появиться культура утилизации покрышек. Поисковик в Интернете выдает до 20 пунктов приема и переработки шин в Самаре. Это не так много для города-миллионника, но для начала достаточно. Шины перерабатывают разными способами. Например, из них делают резиновую крошку, которая потом применяется в производстве стройматериалов и напольных прорезиненных покрытий для спортивных и детских площадок. Во-вторых, на замену ЖКХ-арту должно прийти нормальное благоустройство дворов. С удобным зонированием, тщательно продуманными решениями и выбором экологичных материалов.
Первым шагом в этом направлении можно назвать проект «Твой конструктор двора», который реализуется в Самаре с 2018 года. Суть проекта в привлечении жителей к благоустройству. Вместе с архитекторами и студентами профильных вузов самарцы разрабатывают проекты обустройства своих дворов. Затем они выносятся на конкурс, по результатам которого победивший двор получает от города 100 000 рублей на реализацию проекта. Речь, конечно, идет о каких-то отдельных элементах. Кроме того, в рамках проекта проводятся открытые мастерские, где жители сами могут изготовить необходимый для двора предмет или научиться работать с тем или иным материалом.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 февраля 2020 года, № 3 (176)
Tags: Культура Самары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Куйбышев 1984

    Рубрика: Энциклопедия самарской жизни. Год за годом Сергей ГОЛУБКОВ * 1984 год. Казалось бы, год как год, один из многих в череде…

  • Учитесь видеть красоту!

    Светлана ШАТУНОВА * С таким названием проходит в Самарском художественном музее выставка, приуроченная к 110-летию нашего земляка, народного…

  • Самарские картинки столетней давности

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Икона Из памяти выплывает прошлое купеческой да поповской Самары. Рассказывала бабушка, а я по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments