Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Гори, вангогово пламя»

Светлана ШАТУНОВА *
Фото Татьяны ФИЛИППОВОЙ

Скрипи, перо,
Черти бумагу –
Мы будем мудрые китайцы:
Из пригоршни упругих знаков
Творим струящееся утро,
Земную твердь
И даль тугую,
И пляшущую в небе птицу!..
Татьяна Петрова

11 февраля – юбилейный день рождения Татьяны Анатольевны ПЕТРОВОЙ, человека, без которого невозможно представить себе Самарский художественный музей. Она всем своим существом проросла в него: в его коллекцию, в его экспозицию, в его историю. Она свидетель и участник переезда музея с площади Куйбышева в Дом на Дворянской. При ее участии возникали все экспозиции в филиале музея – историко-музейном комплексе в селе Ширяево, без нее не обходилась ни одна выставка в здании купцов Шихобаловых.

Татьяна Анатольевна Петрова – кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Самарской области, член Союза художников России, член ассоциации искусствоведов, заместитель директора музея по научной работе, отмечает 55-летие работы в Самарском художественном музее.

[Spoiler (click to open)]
Она пришла работать в музей 5 августа 1964 года – в день рождения Ильи Репина. Это обстоятельство в какой-то мере определило всю ее последующую жизнь, окрыленную Репиным. Татьяна Петрова устроилась на место Натальи Ватениной, которая долгое время проработала в Доме-музее Репина в Пенатах. Через год поступила на факультет теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия художеств). В 1978 году музей приобрел дом в Ширяево, в котором жил поэт Ширяевец, друг Сергея Есенина, а позднее дом, где в поисках типов бурлаков останавливался в 1870 году Илья Репин. С тех пор каждый год в Ширяево мы справляем день рождения Репина, а село, запрятанное между гор, стало для Татьяны Анатольевны самым дорогим местом на Самарской Луке.
Снова праздник,
Снова радость,
Снова Репин родился!
С 1970-х Татьяна Анатольевна занималась изучением творчества американского художника Рокуэлла Кента, написала монографию, которая вышла в свет в 1990 году в Ленинградском отделении издательства «Искусство», по ней в 1997 году защитила кандидатскую диссертацию.

«Жизнь подарила мне радость дружеского общения с ведущими советскими искусствоведами – Ниной Александровной Дмитриевой, Верой Ивановной Раздольской, Николаем Николаевичем Никулиным, Натальей Вячеславовной Апчинской… Я многим обязана Аннете Яковлевне Басс, которая приняла меня на работу и дала путевку в жизнь».

Татьяна Анатольевна Петрова – искусствовед, исследователь, музейщик, поэт, литератор, художник, фотограф, путешественник – ренессансная личность в своем роде.
С конца 1970-х до середины 1990-х годов писала стихи и рисовала – создала графическую серию цветов, выполненных гуашью. В 1999 году с художником Иваном Карпуновым сделали совместную выставку. Ее цветы одушевленные и экспрессивные, с характерным вангоговским мазком и врубелевским колоритом.

«Мне близок романтический тип мышления. С детства читала Стивенсона – «Остров сокровищ», сказки Андерсена. Тут и оперы Вагнера, и горные пейзажи Гаспара Давида Фридриха – его таинственные закаты, ощущение полета над землей. Но когда я появилась в музее, мы как раз открывали для себя искусство рубежа XIX и ХХ веков. Рубеж веков для меня – моя страна, мой мир. Наверное, что нас поразило в юности, то мы и любим».

Глаза – две темные бабочки,
Губы – бабочка-махаон
Вспорхнули с лица твоего.
На лоб, на щеки мои
Садятся…

В поэзии Татьяна Анатольевна не боится быть искренней, ранимой и уязвимой, ее стихи и письма, изданные в 2010 году, – это история любви яркой и страстной, поддерживающей ее на протяжении долгих лет, подарившей вдохновенные крылья.
Господи, только живи!
Не уходи на простор,
Не возвращайся в мир
Яблоней или кустом,
Птицею, светом, сном…
Полем раскинешься ты –
Рук не хватит обнять.
В небо уйдешь, как дым, –
Неба не осязать.
Криком протяжным птиц
Будешь меня дразнить…
Не расплывайся в мир,
Будь лишь собой самим,
Будь лишь собой одним,
Лишь любимым моим!

Когда я пришла работать в музей, Татьяна Анатольевна была известным специалистом в области русского авангарда, выступала на конференциях, побывала с выставками в Индии, Голландии, Шотландии, Германии, Австралии, Китае. Я много слышала от нее о сотрудничестве с немецкими коллекционерами московского нонконформизма Якобом и Кендой Бар-Гера. В 2001 году стажировалась в городе-побратиме Самары Штутгарте, путешествовала с юга на север Германии, от Мюнхена до Любека, после чего в 2007 году сделала выставку «Самара – Штутгарт».
Мне же посчастливилось начать работать с Т. А., когда сфера ее профессиональных интересов сосредоточилась на самарском пейзаже. К тому времени уже была издана ее книга о Константине Головкине, который был во многом первооткрывателем самарского ландшафта в живописи, запечатлев уникальность заволжских мест, которые спустя полвека прославили Г. Филатов, В. Пурыгин, Н. Шеин, И. Комиссаров.
В конце 2004 года состоялась большая выставка «Окольцованные Самарской Лукой», лейтмотивом которой стала незримая связь художника с окружающим его ландшафтом (в названии использован образ окольцованной птицы, улетающей на зиму в теплые края, но всегда возвращающейся весной). Размышления на тему привели к идее экспозиции «Самарские перекрестки», где акцент сместился на образ города Куйбышева-Самары в изобразительном искусстве, фотографиях и архитектурных проектах. В 2009 году продолжила исследование пейзажной живописи выставкой «Переправа в Жигулях», расставляя вехи, определяющие развитие пейзажа на протяжении ста с лишним лет.
Татьяна Анатольевна Петрова – настоящий Музейщик! Одно из самых любимых ее занятий – создавать новые экспозиции, делает она это легко, припеваючи. Каждый раз, создавая новое решение, она идет от пятна, от ритма или от темы – это всегда цельное самодостаточное высказывание.
Она умеет ощущать красоту кожей, не любит в искусстве фальши и легкомыслия, не любит напоказ, она зачастую сурова и прямолинейна в суждениях, всегда честна и по-детски искренна.
Она каким-то шестым чувством воспринимает искусство, проживает, прочувствует произведения. Синоним качества для нее – это способность транслировать смысловые слои произведения.

«На протяжении пятидесяти пяти лет пребывания в музее через мои руки прошли сотни выставок. Контакт с вещами, организация новой экспозиции для меня – огромная радость. В них я нахожу многие смыслы, которые переплетаются, прорастают вглубь. Каждое произведение искусства – целая Вселенная, конечная и бесконечная одновременно. Мне казалось, что я могу разматывать эти смысловые клубки, это и есть то главное, чем привлекает искусство. Когда я прохожу по музею, картины словно бы говорят со мной, убеждают меня, что я не зря существую, что мы с ними «одной крови», мне нетрудно в них войти и путешествовать сколько угодно. И я счастлива».

Гори, вангогово пламя,
Гуди над конфоркой сердечной –
Кому-то смешны мы сами,
Но мы – бесконечны,
вечны!
Утратишь глаза и крылья,
Тогда добейся от тела,
Чтоб кожа заговорила,
Запела и засмотрела!

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 февраля 2020 года, № 3 (176)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары, Музеи Самары
Subscribe

  • Несколько слов об Александре Белоусове

    Шошана БЕЛОУСОВА Прошло шестнадцать лет с того дня, как не стало Саши. Много это или мало – не берусь судить, потому что для меня эти…

  • מיט גליק

    Благословен тот народ, единственная газета которого называется «Культура». Нет, я не о той газете, которую вы держите…

  • Возвращение трагедии

    Франция, 2020 Режиссер Бертран Мандико Олег ГОРЯИНОВ * Имя Бертрана Мандико стало известным в 2017 году, когда редакция Cahiers du…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments