Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Музей Востока на мосту между Западом и Востоком

Армен АРУТЮНОВ *
Фото Дарии ГРИГОРЕВСКОЙ и из архива СХМ

В ноябре прошлого года на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подписали соглашение о сотрудничестве. Уже в 2020-м в Самаре пройдут Дни Эрмитажа. Планируется проведение выставок, мастер-классов и обучающих семинаров. В связи с этим имеет смысл вспомнить об уникальной для Поволжья коллекции Альфреда фон Вакано, часть которой с 1930-х хранится в петербургском музее.

Коллекция «пивного короля»

Самарские предприниматели рубежа XIXXX веков, как и их столичные коллеги, были неравнодушны к искусствам. В купеческих коллекциях хранились самые разные вещи: от живописи современников до ценных предметов, привезенных из экзотических стран. Страстным собирателем был и основатель Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано. В его собрании хранились как отдельные предметы, так и целые коллекции, привезенные из Японии, Китая, Индии, Австралии, Ирана, Египта, стран Европы и даже Америки.

[Spoiler (click to open)]«Члены археологического общества, посещая своего действительного члена Альфреда Вакано, были свидетелями роста его весьма ценной археологической и этнографической коллекции, которая состояла из предметов египетского, греческого и римского быта самых отдаленных времен, добытых путем раскопок; они всегда любовались великолепным подбором восточных ковров, составлявших большую этнографическую редкость. Египетская мумия, испытав при перевозке очень длинный путь, имела редкую сохранность и могла быть украшением любого музея. Музей А. Ф. Вакано был особенно дорог Археологическому Об-ву еще и потому, что владелец в присутствии членов Об-ва на словах завещал своему сыну В. А. Вакано передать после смерти отца коллекцию в собственность Общества», – писал в 1920 году в президиум Самарского совета народного хозяйства председатель Общества археологии, истории и этнографии при Самарском государственном университете Алексей Башкиров **.
В 1919–1920 годах с территории пивоваренного завода, где располагался особняк фон Вакано, было вывезено больше тысячи предметов. Безусловно, процесс передачи экспонатов в музей был непростым. Часть собрания оказалась утраченной. Еще двадцать лет назад самарские музейщики проследили путь коллекции по разным музеям, так что я не буду подробно останавливаться на этой теме. Сегодня богатейшее собрание фон Вакано хранится в нескольких музеях: Самарском художественном (большая часть), Музее имени Алабина и Эрмитаже, а отдельные предметы в свое время передали в Симферополь, Каунас, Минск и Казань.

От Древнего Египта до Японии

В 1930–1931 годах Эрмитаж забрал из Самары одну из наиболее ценных частей коллекции – 230 египетских и древнегреческих предметов (саркофаг с мумией должны были передать в Москву, но судьба его до сих пор остается неизвестной). Среди них – сосуды IV – начала III тысячелетия до нашей эры, скарабеи разных периодов, статуэтки Исиды и Осириса Птолемеевского периода, предметы Коптского времени и даже египетский макет пивоварни, лекифы и разного рода сосуды из Аттики и другие экспонаты. Часть произведений (39 предметов) из фондов Эрмитажа находятся в Самарском художественном музее – их передали на временное хранение в 1997 году для выставки, посвященной 100-летию коллекции.
Восточное искусство занимает значительное место в коллекции Самарского художественного музея. Это китайский фарфор ХVIII–ХIХ веков, изделия из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, мебель, вышивки, свитки, скульптуры и другое. Самый древний предмет (жертвенный сосуд типа цзюэ) датируется серединой II тысячелетия до нашей эры. Также широко представлено искусство Японии, есть в коллекции предметы из Индии и мусульманского Востока. В музейном собрании Вакано есть произведения из Северной Америки, Европы, России (например, майоликовая скульптура Михаила Врубеля).

Самара – Санкт-Петербург

Любая выставка из крупнейшего отечественного музея станет для Самары событием, но для первых Дней Эрмитажа логично было бы обратиться к коллекции фон Вакано, объединяющей самарские музеи с петербургским. А по возможности – попробовать собрать для проекта все собрание в одном месте, тем более, что около 40 предметов из Эрмитажа уже находятся здесь.
Безусловно, для такого масштабного проекта нужно немало времени и средств: на разработку проекта, транспортировку предметов, закупку выставочного оборудования и так далее. Впрочем, самарские и петербургские музейщики досконально исследовали коллекцию фон Вакано, так что дело за технической стороной. Но в данном случае, как мне кажется, цель оправдывает любые средства.

Музей Востока

Сегодня Самарский художественный музей обладает крупнейшей в Поволжье коллекцией восточного искусства. Она состоит не только из собрания Альфреда фон Вакано, но и из более поздних поступлений. Произведения искусства Китая, Японии, Индии, стран исламского Востока в разное время поступали из Музея искусства народов Востока и фондов Эрмитажа.

Искусству Востока отведены залы в основной экспозиции, но очевидно, что такой коллекции тесно в основном здании на улице Куйбышева, а ценность и целостность собрания требуют его вывода в отдельный филиал со своим собственным зданием.
Осенью 2018 года сотрудники Самарского художественного музея разработали концепцию Музея Востока для «Дома с атлантами» на улице Венцека. Не вполне понятно, когда завершится многострадальная реставрация особняка, которая длится уже четверть века, так что еще можно подумать над его будущим наполнением (изначально здесь планировалось разместить музей Александра Васильева-старшего и работы самарских художников).
Самара – самый восточный волжский город, а Самарская область всегда находилась на пути, соединяющем Запад и Восток. Регион активно сотрудничает с Юго-Восточной Азией, в том числе в сфере культуры. СамАрт, например, связывают многолетние дружеские отношения с японскими театрами, регулярно проходят обменные гастроли, а в 2016-м году в Самаре проходил совместный проект с библиотеками и театрами китайского города Чунцин.
Авторы идеи видят Музей Востока как многофункциональный центр, в котором, помимо уникальной для Поволжья коллекции произведений искусства, будут проходить образовательные и просветительские мероприятия, международные проекты.
В ближайшие несколько лет в Самаре должен открыться филиал Третьяковской галереи, есть договоренности о создании филиала ГМИИ имени Пушкина, в этом году пройдут Дни Эрмитажа. Сотрудничество с крупнейшими музеями России – это огромный плюс, но нельзя забывать и про собственные ресурсы, особенно такие, как коллекция Альфреда фон Вакано и собрание восточного искусства, достойные отдельного экспонирования.



* Градозащитник.
** Из книги Татьяны Алексушиной и Валентины Черновой «Музей Вакано».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 30 января 2020 года, № 2 (175)

Tags: Культура Самары, Музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments