Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Дина Ковалева и ее «Теория красоты»

Валентина ЧЕРНОВА *
Фото Валерия МОКШТАДТА

Между белым и бордовым
через грубую основу
слышен сини легкий всплеск...
М. Ратнер

В галерее «Вавилон» открылась персональная выставка Дины Ковалёвой с интригующим названием «Теория красоты».

Область творчества Дины достаточно редкая – гобелены. Она занимается ручным ткачеством. И потому накануне выставки возникла потребность встретиться у нее в мастерской.

Дина Сергеевна Ковалёва родилась в Нижневартовске. Окончила отделение декоративно-прикладного искусства педагогического колледжа и отделение изобразительного и декоративно-прикладного искусства Самарского государственного педагогического университета. Она активна, любознательна, ее часто можно встретить на вернисажах, которые проходят на выставочных площадках Самары. Работы художника находятся в частных коллекциях Австрии, Великобритании.

[Spoiler (click to open)]


Арт-критику посещение мастерской открывает новые возможности для изучения личности художника. Светлое пространство комнаты, большое окно, и повсюду на стенах гобелены. И особая теплая атмосфера, при которой комфортно творить, живописать или заниматься ручным ткачеством.
Любовь к искусству проявилась еще в младших классах средней школы. Творческий путь начинался с живописи, и Дина никогда ее не бросала.
Будучи человеком мобильным, она в 2017-м отправилась на международный симпозиум и этюды в гостеприимную Армению, в 2019-м приняла участие в проекте «Русская Атлантида». В данный момент живописует окрестности индийского штата Раджастхан как участник международного социокультурного проекта «АРТ-ЭКО».
Дина регулярно участвует в групповых проектах и сама инициирует эти проекты. Она упряма и упорна, что важно для развития этого редкого вида искусства.
Ее привлекают яркие сочные краски природы и экспрессия жизни. В свое время она скопировала зеленый «Пейзаж в Овере» кисти ван Гога и с некоторым смущением показала его мне. Потом достала копию с картины Караваджо и пылко объяснилась в любви к творчеству этого своеобразного художника.
Она – яркий представитель современного искусства гобелена. Ее творческий почерк очень индивидуален и всегда узнаваем: «Особенность моих работ в том, что они яркие, я считаю, что искусство должно радовать и вдохновлять. Мне хотелось бы, чтобы зрители глубже воспринимали краски мира, любили жизнь, учились ценить окружающую природу, замечать красоту лесов, морей и рек, чтобы у них возникало стремление что-то делать и творить. Если мои работы пробудят у кого-либо желание стать художником, я буду очень рада».
Стилевой доминантой ее произведений можно считать особый подход к трактовке изобразительного сюжета. Основные темы как в живописи, так и в гобелене – натюрморт, цветы, портрет, фантазии.
Переплетение ярких нитей в руках профессионала превращается в сложные картины. То, что издалека кажется нарисованным, при детальном просмотре не теряет объема. В этом и заключается уникальность техники гобелена. Художник выкладывает рисунок цветными нитями, предварительно подобрав необходимый оттенок.
Мне не довелось попасть на первую персональную выставку Дины Ковалевой, но, рассматривая отдельные ее работы в технике ручного ткачества на различных выставках, еще тогда я увидела особенность этого мастера. Обычно многие мастера декоративно-прикладного искусства тяготеют к лапидарности, стремясь создать обобщенный художественный образ. Это характерно для всех мастеров, но у Ковалевой каждая работа отличается некоей повествовательностью.

***
И вот перед нами красочная выставка «Теория красоты», на которой гобелены проросли хлопком, шелком, льном, шерстью, акрилом, она подтверждает, что в Самаре не гаснет традиция ручного ткачества.
Дина Ковалева работает скрупулезно в разных техниках, в том числе и в традиционной. Триптих-диптих «Времена года. Мак. Роза» по-женски запоминается цветностью и колористическим разнообразием пятен. Дина интересна также тем, что ткет фактурно фрагменты отдельных мотивов, а потом соединяет их в единое целое полотно. Это проявилось в больших гобеленах «Виолончель. Памяти Ростроповича» и «Сны о карнавале» – своеобразном посвящении карнавалам Венеции.
Художник стремится к светотени, объему, конструируя перспективные слои, своеобразные кулисы, используя рельефные элементы. Например, в гобелене «Рождественский букет» с изображением веток рябины и боярышника она в качестве плодов вплела бусины, шарики подходящего размера, приближаясь к натуральности изображения.
Точно так же для объемного воплощения в «Рождественском госте» использует бусинки и люрекс для передачи льдистого инея переплетенных веток зимнего леса. А в гобеленах «Подводный мир» и «Золотые подсолнухи» демонстрирует разнообразные объемные текстуры и фактуры.
«За мгновение до пробуждения весеннего равноденствия» – трогательная композиция на тему материнства – также состоит из нескольких пространственных слоев. Полуобнаженная фигура матери с ребенком на руках деликатна в цветовом решении и точно выверена в композиционном плане.
Во время беседы с Диной я выяснила природу такой настойчивости и тяготения к объемности. В свое время ей довелось познакомиться с восточным ткачеством. Китайские и японские мастера в технике ткачества создавали кувшины, которые были неотличимы от настоящей керамики.
Помимо основной традиции ручного ткачества, она экспериментирует, интересно работая с пространственными слоями. Особенно интересен в этом плане гобелен в объемной технике «Пора любви». Есть два плана: первый план – прорезные силуэты юноши и девушки, а второй план заполнен пучками травы – своеобразным травяным настилом, основой для двух фигур. Получилось оригинально. Когда гобелен экспонировался на выставке «Весеннее равноденствие» (2016), трава была зеленая, сейчас она высохла, побурела и в контрасте с сероватыми оттенками льняной нити приобрела благородную патину.
Следует отметить, что большей частью гобелены Дины Ковалевой не совсем гобелены. Художник, подчеркивая это, настойчиво утверждает, что больше тяготеет к таписерии.

Таписерия – принятый специалистами термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии.

Создание картины в технике ручного ткачества непросто. «Это очень кропотливый труд. От создания, то есть от задумки, до воплощения у меня проходит не один месяц». Авторская шпалера в наши дни стала художественным объектом, от начала до конца исполненным одним художником. Современная шпалера прошла путь от плоскости к двухмерному сложному, пространственному произведению, на выставке их много.
В центре выставочного зала расположилась трехмерная инсталляция. Один план составляет квадрат тканой иконы «Спас Нерукотворный» (с новгородской иконы XII века из собрания Третьяковской галереи), от него протянуты красные нити к изображению «Витрувианского человека» Леонардо, а от него красные нити устремились к «Черному квадрату» Малевича. Налицо идея эволюции, которую можно изучить изнутри. Перед нами объект, напоминающий пространственную скульптуру.

***
Выставка получилась зрелищной. На фоне пасмурной «европейской» зимы проявилось сияние солнечного дня.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 30 января 2020 года, № 2 (175)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments