Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Изящные эмали Дины Богусоновой

Валентина ЧЕРНОВА *

В канун Нового года в галерее Nostalgie открылась выставка произведений Дины БОГУСОНОВОЙ.

[Spoiler (click to open)]

Дина часто участвует в выставках и всякий раз умеет удивить. То ее эмали поражают всех на выставке «Отблески модерна в современном искусстве», то абстрактная живопись – такая, как яркая, красочная композиция «Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы». В ее творчестве представлен широкий диапазон техник и материалов. Прекрасный график, живописец, мастер росписи интерьеров, с 2007 года она участвует в симпозиумах и международных выставках по горячим эмалям. Пробует себя в дизайне ювелирных изделий, любит работать с малыми формами.
В Nostalgie она представлена серией «Нумерология». В экспозиции можно увидеть все разнообразие ее возможностей. Абстрактные композиции на холсте – «Вода», «Земля», «Птицы», «Метаморфозы» – эти образы, возникшие в музыкально-поэтическом сознании автора, нельзя считать чистым беспредметничеством. Есть размытые образы, некие зримые намеки, растворенные в стихии цветового пространства. Зрителю, обладающему неуемной фантазией, при первом взгляде покажется, что вся вихревая текучая волна живописных мазков наполнена лепестками цветов.
«Несмотря на то, что я зарабатываю на хлеб картинами, не пишу их на заказ, работаю от вдохновения: что вижу, чувствую или хочу вынести на холст, то и рисую, – объясняет Дина Богусонова. – Когда мое видение становится неким созвучием в душе с другими, вызывает много эмоций, восхищения».
Эмали Дины – нечто уникальное. Этому искусству нигде не обучали, но сама Дина узнала об эмальерах еще в 90-е, когда на художественной выставке в Москве увидела много необычных работ: «Тогда я поняла: это мое, и я обязательно научусь делать так же».
Она узнала, что в Ярославле существует центр «Эмалис», созданный Александром Карьехом. Она поехала на симпозиум и так вот реализовала свою мечту.
В экспозиции самый яркий образ у большущей покрытой эмалью ажурной рыбы под названием «Рыба. Ковчег». Ее эмалевая рыба по-мужски технологична, монументальна и неистова по стихийному выражению эмоций. Так и представляешь могучую фигуру кузнеца, сильными руками разрезающего и перекручивающего ажурные полосы меди. Дина Богусонова – полная противоположность: стройная, изящная, с маленькими руками, одетая с безупречным вкусом. Ее можно смело назвать самарской амазонкой.
Вообще работа с эмалью на меди – занятие для здоровья опасное. Вредны для человека и красящий порошок, и высокая температура печи под тысячу градусов, возле которой эмальер проводит немало времени.
«Я работаю в защитном костюме, маске и даже специальных очках, чтобы ни пыль от красок не попала, ни горячий воздух от печи не обжег».
Каждый год Дина старается участвовать в симпозиумах по эмали. Это не только работа с единомышленниками, но и знакомство с новыми приемами. Палитра из сорока цветов продается на Дулевском фарфоровом заводе. Там все эмальеры и заказывают нужный цвет. Краску присылают по почте в брикетах. Перед использованием ее необходимо размолоть до порошкообразного состояния, а потом уже разбавлять в воде и рисовать. Затем эмаль разводится водой и наносится на основу, это может быть медь, серебро или даже золото. Как только картина высыхает, сразу отправляется в муфельную печь, где температура воздуха достигает 8500. Если керамические изделия можно отправлять в еще не нагретую печь и держать их там продолжительное время, то эмалированные картины отправляются в уже разогретую печь и всего на пару минут.
Еще одна особенность эмалевых красок в том, что цвета не перемешиваются и, чтобы добиться нужного цвета, оттенка или насыщенности, наносить эмаль следует послойно. Каждый новый слой можно нанести только после обжига, поэтому одна работа может обжигаться до 25 раз, пока не будет достигнут искомый цвет. Кроме того, есть разновидности красок: одни – прозрачные, другие – матовые, что придает рисунку разную глубину.
Даже зная наизусть, как выглядят все цвета и оттенки, эмальер не может заранее предсказать результат. Свою первую работу в Ярославле – портрет дочки – автор отправляла на обжиг 20 раз: «Работа с эмалью – это захватывающий эксперимент. Медитация и наслаждение».
Следует отметить, что пространство галереи рассчитано на малый формат выставок. Таких пространств в городе почти не найти. И 30 работ Дины вполне вписались в уютную тесноту залов.
В целом выставка получилась запоминающейся. Приятно, когда художник, чьи работы попали в коллекции Самарского художественного музея, музея эмали «Венгрия Кечкемет», в собрание «Эмалиса», в частные коллекции Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка, Таллина, Хельсинки, Кипра, так интересно представлен в стенах Nostalgie.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 16 января 2020 года, № 1 (174)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments