Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Алена Медведева творит искусство и делает нашу жизнь экологичней

Елена ШИШКИНА
Фото автора

– Мы работаем с художественным стеклом, и я повсюду вижу мозаику, – рассказывает художник по стеклу Алена МЕДВЕДЕВА, – даже там, где ее нет! Вот здесь, думаю, хорошо бы смотрелась или на этой стене… Каждый блик от стекла под ногами меня завораживает – осколки в свете фонарей или под ярким солнцем, но для экологии и чистоты города в этом ничего хорошего нет. В моем детстве можно было сдать пару бутылок и купить мороженое. Училась ценить деньги, и город был чище. Сейчас многие художники пробуют работать с бутылочным стеклом. Обычно просто спекают бутылку. Оригинальный предмет декора или даже может применяться в сервировке. На нем можно эффектно подать мелкие закуски. Но вот с осколками ни у кого ничего не выходит, насколько я знаю.

[Spoiler (click to open)]

Любопытство Алены не давало ей покоя. Если печется бутылка, то и осколки должны спекаться. Три года назад она начала эксперименты. Сначала наполняла бутылку осколками и пробовала запечь, спекала бутылки друг с другом... получалось неплохо.
Запекание стекла – сложный и дорогостоящий процесс, каждый день печь не запускают, но если уже загружают ее, то стараются использовать каждый сантиметр площади. Это и для процесса запекания полезно, и позволяет экспериментировать.
Главная проблема была в том, что художественное и бутылочное стекла нельзя спекать вместе – у них разный коэффициент температурного расширения. Но Алена Медведева все равно пробовала. Три года ушло на поиск ответов на вопросы и эксперименты. Алена показывает образцы, которые нам кажутся прелестными, но не устраивают автора: где-то стекло помутнело, где-то она разглядела микротрещины. Даже работа из дорогого художественного стекла, специально предназначенного для фьюзинга, может со временем без всякого механического воздействия треснуть, поэтому далеко не всё, что создается в мастерской, предназначено для продажи. За некоторыми работами художник наблюдает годами, регулярно простукивая и разглядывая на просвет.
Как, например, блюдо из бутылочных осколков. Это первый эксперимент, который Алена считает удачным. Тарелка приняла форму, не треснула и выглядит красиво. Здесь сочетаются два вида стекла: зеленое и прозрачное. Алена теперь большой специалист в бутылках, она знает, что бутылки из-под грузинской минералки дают голубоватый оттенок, стекло трехлитровых банок чуть зеленоватое, большой редкостью остается глубокий синий цвет.
– Его можно найти только у одного сорта вина, но, к счастью, сейчас мы знаем еще и сорт пива, которое разливают в синие бутылки. Нам столько не выпить, но друзья стали помогать, приносить необычные бутылки.
После тарелки случилось озарение: кто-то захотел купить другую, из художественного стекла и на новогоднюю тему, – и тут Алена поняла, что нет сочетания лучше, чем стекло и Новый год. Чем дольше Алена смотрела на свое бутылочное блюдо, тем больше она понимала, что оно ей напоминает… натуральный лед!
Бутылочное стекло требует более высокой температуры запекания, и к тому же осколки бутылки имеют полукруглую форму. Всё это придает готовой работе особый объем, которого трудно добиться, работая с художественным стеклом, и особый ледяной блеск.
Теперь печь почти всегда заполнена бутылочным стеклом, а соседи стали опасливо посматривать на художников со звонкими пакетами. Каждую бутылку надо помыть, почистить, разбить.
– Я делаю это в ступке, обернув бутылку тканью, с соблюдением норм безопасности, конечно. Уже по звуку слышу, какого размера осколки.
Перед Новым годом из осколков в мастерской вырос целый лес елочек.
– Дизайн дополнили декоративные детали из художественного стекла, подставка. Все тщательно проверяли на безопасность, чтобы не было острых краев, озаботились подходящей упаковкой. Под Новый год каждый несет в дом елочку и почти каждый – алкоголь. И то и другое становится мусором и засоряет природу. Я хотела, чтобы моя елочка напомнила всем, что стекло прекрасно и может служить нам сотни, если не тысячи лет. Работая с очень дорогим импортным материалом, а его художнику всегда нужно много – ведь хочется иметь миллион оттенков! – я научилась уважать стекло. Мне больно видеть, как часто люди ленятся бутылку донести до мусорки и бросают ее где попало. Я хочу, чтобы мои елочки напоминали им, что любое стекло может стать украшением.
Пока Алена Медведева не нашла тех, кто делал бы что-то подобное. Запекание стекла – ремесло, в котором каждый мастер хранит свои уникальные секреты. Пусть печи у всех одинаковые, но программы у каждого свои. Какую выставить температуру плюс минус градус, какую выдержку до минуты – всё это цеховой секрет, которым будут делиться разве что с близкими друзьями. Пока Алена единственная, чьи работы не взрываются при выпечке и не рассыпаются после. Свой полуэкологический-полухудожественный проект она хочет продолжать, и уже скоро бутылочные осколки начнут соединяться в новые формы.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 16 января 2020 года, № 1 (174)
Tags: Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments