Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Портрет семьи в русской живописи XVIII–XIX веков

Валентина ЧЕРНОВА *

Там пахло бабушкой и мамой,
Жила приличная семья.
И я твердил друзьям упрямо,
Что в этом вижу счастье я...
Всеволод Багрицкий (1941)

В преддверии Нового года в Мраморном зале Самарского художественного музея открылась выставка из собрания Русского музея.

Проект «ПОРТРЕТ СЕМЬИ» родился в 2014 году и включал семейные портреты Петра Первого и арт-объекты, инсталляции и все, что представляет новейшие течения и направления. Проект не умер, а в более сокращенном виде показывался позднее в различных городах России.
Несмотря на срезанность, выставка получилась впечатляющей. Шедевры Владимира Боровиковского, Ивана Хруцкого, Константина Маковского, Николая Ге, Бориса Кустодиева, Дмитрия Жилинского и других мастеров представляют всё многообразие типов семейных портретов: парные, парадные, камерные, портрет в портрете, портрет «в комнатах» и портрет в пейзаже, а также рассказывают о традиции семейного портрета – от заказного портрета XVIII века до картин на семейную тему в советское время, где важна не конкретная личность, а типаж, представляющий свой социальный, профессиональный, культурный слой.

[Spoiler (click to open)]

Они жили как голубки

Начинается экспозиция выставки с портрета Иоасафа Иевлевича Арбенева – российского военачальника, генерала от инфантерии, участника русско-шведской войны 1788–1790 годов – кисти Владимира Боровиковского. Какой великолепный образец живописи XVIIII века! Прозрачные лессировки, скрупулезная манера письма, текстура тканей, благородная цветовая гамма.
В пару к нему написан портрет Марфы Ивановны Козловой, его жены, в розовом тюрбане на голове и дымчатом платье, вышитом золотыми пайетками, переливающимися на свету. В их собственном доме на Малой Морской улице любили собираться и погреться в тепле семейного уюта многие петербуржцы. Современник Вигель писал. «Во извинение себе знатные говорили, что ездят посмеяться, а если бы сказали правду, то для того, чтобы повеселиться. Всякий вечер, что хозяева не на званом бале, у них самих незваный бал: наедет молодежь, дом набьется битком, всё засмеется, всё запляшет; правда, говорят, зажгутся сальные свечи, для прохлады разнесется квас; уже ничего прихотливого не спрашивай в угощении, но зато веселье, самое живое веселье, которое, право, лучше одной роскоши».
Супруги прославились своими странностями, а своей смертью на некоторое время оставили в обществе пустоту. Манеры «честного и доброго» старика Арбенева немного отличались солдафонством и от этого казались странными в гостиных. В Марфе Ивановне же смешным виделось то, что, наперекор природе, она хотела оставаться молодою и (несмотря на свои преклонные года) очень любила молодиться и краситься для того только, чтобы лучше понравиться мужу, с которым они жили как голубки. На портрете невольно обращают на себя внимание широкие наведенные сурьмой брови. Зато сам поэт Гавриил Державин посвятил хозяйке экспромт: «Ну же, Муза! ну ну ну!»


«Братский портрет» Бенуа

История «братского портрета» Бенуа работы Михаила Скотти интересна не только как интригующий портрет одной из самых известных фамилий в русской культуре. Количество архитекторов, художников, графиков, театральных художников, актеров, историков искусства, которых подарила семья Бенуа русской культуре, исчисляется несколькими десятками – их не менее пятидесяти!
Создатели петербургских зданий и сооружений, проектировщики старинных русских городов и современного Еревана, основатели художественных направлений, ни много ни мало – «Мира искусства», живописцы с мировой известностью, одно имя Галины Серебряковой чего стоит! Даже великий актер Питер Устинов – и тот из рода Бенуа. Поразительная семья!
А ведь начиналась она… с семьи придворного метрдотеля (или повара-кондитера) жены Павла I, императрицы Марии Федоровны. Луи Жюль Бенуа, родом из Франции, был женат на дочери медника, немке Екатерине Гроппе, и было у них 18 детей.
На картине Михаила Скотти «Пять братьев Бенуа», написанной в 1847 году, братья Бенуа: Юлий, Николай, Леонтий, Франсуа и Александр. Нет только старшего брата Михаила, но Леонтий держит в руках письмо, в тексте которого искусствоведы обнаружили слова: «Ваш сын Михаил. Брест-Литовский 18 ноября 1847». То есть и старший сын незримо присутствует на картине. Любопытна форма этого произведения, как будто все братья тесно сгрудились перед небольшим зеркалом, стараясь уместиться в его «объективе».
Что касается талантливых деятелей русской культуры, то самой творчески плодовитой оказалась линия четвертого сына Луи Жюля – архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, который учился в Императорской Академии художеств, был помощником Константина Тона, объехал всю Европу, вернувшись оттуда, стал главным архитектором Петергофа. Вот такой старт для долгой истории блистательной культурной «ветви» Бенуа. Она продолжается и сегодня: совсем недавно в Русском музее была выставка Александра Бенуа ди Стетто, который является близким родственником Александра Леонтьевича Бенуа, Александра Николаевича Бенуа, Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой.


Дети вдовца Басина

Выставка получилась настолько зрелищной и насыщенной, что взор после знакомства с портретами братьев Бенуа и работ Боровиковского устремился в самый конец зала и остановился на большом портрете кисти Петра Басина «Портрет детей художника на фоне пейзажа». Его счастье в семье было недолгим, жена Ольга Владимировна Басина умерла в возрасте 34 лет, успев оставить супругу сына и пять дочерей, портрет которых безутешный вдовец написал в середине XIX века. После потери матери старшие дети окружили младших заботой и вниманием.
В центре с прозрачным шарфом, отороченным золотой бахромой, в белом нарядном платье, – старшая дочь художника Екатерина Петровна. Впоследствии вышла замуж за выходца из Германии, подполковника русской службы Фёдора Фёдоровича Грушке. Родила сына – Николая Фёдоровича, известного критика, филолога, одного из авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», переводчика книги Ганса Мериана о Рихарде Штраусе.
За спиной Екатерины, слегка приобняв сестру, вторая дочь Басиных – Ольга. В замужестве Сухоровская. Жена австрийского подданного, художника Марцелия Гавриловича Сухоровского, выпускника Петербургской Академии художеств, академика живописи, снискавшего себе славу мастера обнаженной женской натуры.
Крайний слева – сын Николай, будущий архитектор. В 1869-м окончил Академию художеств с золотой медалью и командировкой за границу «на казенный счет, для усовершенствования в искусстве, сроком на четыре года». Академик архитектуры, почетный член Дома милосердия, архитектор двора великого князя Николая Николаевича старшего, архитектор страхового общества «Россия». Гласный Петербургской городской думы.
Крайняя справа – дочь Мария. Рядом с ней – младшие сестры-близнецы Анна и Софья с букетиками полевых цветов в руках. Об Анне найти ничего не удалось. Софья вышла замуж за профессора, историка искусств Евгения Александровича Сабанеева, выпускника Академии художеств, преподавателя, а позже директора Рисовальной школы при Императорском Обществе поощрения художеств, одного из редакторов ежемесячного издания «Художественные сокровища России».
Именно идея кровного родства, взаимной привязанности, любви и поддержки, а также глубоко затаенная горечь утраты пронизывают портрет детей Петра Басина. Удивительное чувство сплоченности членов семьи завораживает, останавливает, заставляет замереть сердце.


Великолепная жена Николая Ге

На дальней стене Мраморного зала ярко выделяется портрет молодой женщины с двумя детьми кисти Николая Ге – «Портрет Анны Петровны Ге с детьми». Центрическая композиция словно подсмотрена в картинах Рафаэля на тему мадонны с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Великий русский художник, потомок старинного французского рода де Гэй, прославившийся картинами на библейские сюжеты, помимо всего, был блестящим мастером портрета. Философ в живописи, он всю жизнь искал идеал в творчестве и жизни. И рядом по жизни с ним шла, преодолевая все тяготы, взлеты и падения, его единственная любимая женщина, в которую он влюбился заочно и которая долгие годы была его неизменной моделью. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку». Она же запечатлена в образе святого Иоанна Богослова в «Тайной вечери» и в образе Марии Магдалины в картине «Вестники воскресения», где Мария бежит, почти летит, окрыленная Радостью. Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу.
…Свет любви этой семьи рассеялся по всей поверхности холста, посвященного жене и детям. Он запутался в золотых кудрях старшенького с лошадкой в руке и озарил белым сиянием мать и дитя на ее коленях. Те, кто стоял перед этим большим полотном, благоговейно соглашались с утверждением, что налицо иконографический тип Мадонны с младенцем!


Жемчужина выставки

Внимание привлекает большое полотно руки Кузьмы Петрова-Водкина «Весна» (1935). Это настоящая жемчужина выставки!
Сюжет картины вечен, как сама жизнь. Весна – время пробуждения не только природы, но и желания найти свою половинку. Двое – мужчина и женщина – Адам и Ева наших дней. Милая девушка в простеньком васильковом платье и молодой человек в желтой майке на вершине холма. Внизу и сзади известкового склона в голубой дымке виднеются деревни с маленькими, словно игрушечными, лиловыми домиками.
Влюбленные парят над реальностью, для них нет реалий окружающего мира – только двое и рождающееся новое робкое чувство. Так проявилась в композиции картины знаменитая сферическая перспектива Петрова-Водкина.

Окончание в следующем номере.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 16 января 2020 года, № 1 (174)
Tags: Живопись, Культура Самары
Subscribe

  • Человек радио

    Окончание. Начало в № 18 «Свежей газеты. Культуры» за 2021 год.…

  • «Мечты сбываются?»

    Вчера в Тольятти завершился фестиваль «Шостакович. Самарское время. DSCH ». Музыкальные обозреватели «Свежей газеты.…

  • Человек радио

    ПАВЕЛ МАРГУЛЯН – фигура в Израиле известная. Number one в тамошней русскоязычной радиожурналистике, по определению автора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment