Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Левановка 2019

Татьяна ЖУРЧЕВА *
Фото Нино ЛАВРЕНКОВОЙ

Первая, случившаяся через два года после кончины Вадима Леванова, была, по сути дела, мемориальной и собрала прежде всего тольяттинцев (бывших и нынешних), знавших, любивших, пришедших, чтобы вспомнить. Потом раз за разом к мемориям стали добавляться новые, современные тексты, новые темы и проблемы, мастер-классы, лекции, круглые столы.
Нынешняя «Левановка» стала уже полноценным и полномасштабным фестивалем, вышла за пределы музея, захватив не только пространство «Горький-центра», но и зал областной научной библиотеки (резиденцию театра «Город»), камерный зал Самарского академического театра драмы имени М. Горького и даже выставочный центр «Экспо-Волга».

[Spoiler (click to open)]
***
Своеобразной прелюдией к фестивалю стал XII Всероссийский научно-практический семинар «Новейшая драма рубежа XXXXI веков: современная драматургия и возможности ее интерпретации» кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета. Участники семинара анализировали театральные постановки, размышляли о направлениях научных изысканий, о переводах. Особенностью нынешнего семинара стал пристальный интерес к современной зарубежной драматургии – немецкой, английской, румынской, белорусской.
Завершив собственно научную часть, теоретики и историки драмы получили возможность увидеть, оценить и обсудить различные опыты интерпретации современной пьесы, включившись в программу фестиваля.
***
Презентация книг, кажется, обещает стать доброй традицией «Левановки». Два года назад Вячеслав Смирнов представил сигнальный экземпляр собрания сочинений Вадима Леванова в двух томах. На этот раз он привез из Тольятти книгу «Вадим Леванов в воспоминаниях», ставшую возможной благодаря исключительно его настойчивости и упорству.
Впервые на «Левановке» было представлено научное издание – «Экспериментальный словарь новейшей драматургии» под редакцией Сергея Лавлинского, постоянного участника нашего семинара. Сама идея словаря родилась когда-то на одном из самых первых семинаров и вот, наконец, осуществилась благодаря польским коллегам из Седлицкого университета, которые взяли на себя заботы об издании книги.
***
Центральным событием первого дня стал круглый стол «Театр. Драматург. Расширение границ. Поиск альтернативных пространств». Тема возникла отнюдь не случайно. Колоссальное количество пьес, появившихся за последние два десятилетия, увеличивается с каждым годом. Но вот парадокс: чем больше пишется пьес, тем меньше нуждается в них театр.
Именно с этого парадокса начала разговор модератор круглого стола Наталья Скороход. Драматург оказался выключенным из собственно театрального процесса. А между тем, по убеждению Павла Руднева, именно драматург может и должен занять свое место в театре, он «обязан выступать как структурообразующее звено». «Драматург сегодня не может не быть театроведом», – утверждает Руднев, имея в виду, несомненно, драматургически-театроведческий курс, который он совместно с Михаилом Дурненковым набрал в Высшей театральной школе Константина Райкина. Он напомнил, что в Польше обычное дело, когда театром руководит театровед или драматург. У нас это представляется невозможным. И вполне логично, что драматурги ищут иные формы и способы приложения своих сил, пытаются осваивать иные пространства как в прямом, так и в переносном смысле слова.
Вячеслав Дурненков рассказал о социальных театральных проектах, которым он в последнее время посвящает едва ли не все свое время. Он убежден, что «театр обязан налаживать коммуникацию» между различными закрытыми социальными образованиями. Да и сам театр тоже в своем роде закрытая система, которая должна разомкнуться, включиться в современную жизнь.
Еще одна сфера деятельности драматурга – музейное пространство. Об этом много и интересно размышляли и Наталья Скороход, и Павел Руднев. Музей возник и в общем разговоре, и потом в лекции Руднева не только как дань организатору «Левановки» Литературному музею, но и в силу вполне объективных тенденций сегодняшнего взаимодействия музея и театра. Вряд ли целесообразно подробно описывать масштабные театрально-музейные проекты, о которых рассказывали эксперты. Только назову их: проект, осуществленный Андреем Могучим и выпускниками драматургической мастерской Натальи Скороход для выставки, посвященной 100-летию петербургских музеев – бывших царских резиденций; проект экскурсии-перформанса в Ясной Поляне.
***

Театральная часть «Левановки», наиболее насыщенная и многообразная, началась авторской читкой пьесы Юрия Клавдиева «Когти в печень, никто не вечен». После изысканной и стилистически почти рафинированной пьесы «Сказочный король» (о баварском короле Людвиге II), представленной на прошлой «Левановке», Клавдиев вернулся в современность и в родную российскую действительность. Реалистический, равно как и фантасмагорический сюжет – о том, как воспитанники школы-интерната, обретя чудесным образом некие сверхспособности, покарали лживых и вороватых своих учителей за несправедливость и лицемерие. Российская современность не могла обойтись без обсценной лексики, столь органичной для большинства пьес Клавдиева (почему пришлось особо маркировать эту читку – 18+). Пьеса, правда, оказалась сыровата, в ней еще есть длинноты и некоторые сюжетные натяжки, что признал и сам автор. Впрочем, благодаря его артистизму читка имела большой успех.
***

А дальше начался настоящий марафон: за один вечер и один день были показаны два спектакля и четыре эскиза с непременными обсуждениями. Все на разных площадках. С интервалом всего в полчаса. Но участники фестиваля и зрители стойко переносили все трудности, послушно перемещались по городу (устроители позаботились об автобусе).
«Уместный театр» показал спектакль «Канотье… пополам» по пьесе Николая Коляды «Канотье». История дауншифтера из 90-х оказалась неожиданно близка молодым актерам и столь же молодому режиссеру Игорю Катасонову. В их интерпретации главный герой (Евгений Клюев) предстает отнюдь не неудачником, потерявшимся в постперестроечном хаосе, а художником, сумевшим, несмотря ни что, сохранить свой внутренний мир (МОЙМИР, как называет это Коляда). Спектакль вызвал разноречивые суждения критиков: упрек за отказ от бытовых и социальных реалий «лихих 90-х» и похвалу за… то же самое – за обобщение, за уход от бытовизма, от исторической конкретики в область общечеловеческого.
Еще одна работа «уместных» – эскиз по пьесе Александры Стрижевской «Никто не слышал» (режиссер Игорь Катасонов). Действие разворачивается в замкнутом пространстве, доступ в которое зрителю ограничен. Как ограничен доступ каждому из нас в чужое сознание. Открываются и закрываются двери, открывается и вновь исчезает из поля зрения то, что происходит внутри. Несмотря на суровые, даже экстремальные условия, как ни удивительно, эскиз имел успех.
Константин Грачков («Город») выбрал для эскиза монопьесу Александра Железцова «На ладони» – монолог немолодого уже человека, то ли офицера полиции, то ли прокурорского работника (Борис Трейбич), который, вспомнив молодость, вдруг обнаружил, что не все человеческое ему стало быть чуждо.
Знаменательное событие: в «Левановке» приняла участие самарская академическая драма. Эскиз по пьесе Дарьи Слюсаренко «Семью восемь» поставил главный режиссер театра Миша Лебедев, заняв в этой работе не только молодых актеров, но и опытных мастеров академической сцены. Пьеса о «странностях любви», когда все друг друга любят – и все страдают от нелюбви. Режиссерское и актерское решение пьесы было принято большей частью зрителей и, что особенно важно, актерами. Оказалось, что академическая актерская выучка вовсе не помеха современной пьесе. Напротив, актеры, что называется, вытянули сюжет, укрупнили его. И, может быть, эскиз станет со временем спектаклем.
В «Экспо-Волге» был показан эскиз Бари Салимова и актеров тольяттинского МДТ по пьесе Светланы Петрийчук «Вторник – короткий день», составленной из монологов разных женщин: реально существующей и путешествующей в реальном современном пространстве, и литературных героинь, которые становятся как бы другим ее «я».
Любопытно, что большинство пьес, отобранных из шорт-листа последней «Любимовки», написаны женщинами и о женщинах. «Женская пьеса» Марии Огневой легла в основу спектакля театра «Дилижанс» «За Белым Кроликом». Трагическая история о двух девушках, неосторожно севших в попутную машину и зверски убитых водителем, основана на реальных событиях. Сюжет развивается в реальной жизни, где смерть девушек переживают их матери и их подруга, и в ирреальной, где они уже из другого мира рассказывают правду о том, что с ними случилось. Спектакль вызвал, пожалуй, самое бурное зрительское обсуждение.
***
Вместо выводов.
«Левановка 2019» оказалась, вне всякого сомнения, востребована в городе. Все большие и малые залы были не просто заполнены, но переполнены. Все эскизы и спектакли активно и заинтересованно обсуждались.
«Уместный театр», впервые взявшийся за организацию фестиваля, отлично справился.
Очень хочется, чтобы состоялась «Левановка 2021». Остается придумать, где взять на нее денег.

IV Литературная биеннале
Фестиваль современной драматургии и театра
Левановка
Организаторы:

  • Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького,

  • Содружество актеров и режиссеров «Уместный театр».

Проект осуществлен при финансовой поддержке Президентского гранта.
Куратор: Мария Сизова – филолог, театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент РГИСИ.
Эксперты:

  • Вячеслав Дурненков – драматург,

  • Юрий Клавдиев – драматург,

  • Павел Руднев – театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна, Высшей театральной школы К. Райкина, помощник ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам,

  • Наталья Скороход – театральный автор, кандидат искусствоведения, руководитель драматургической мастерской и доцент кафедры театрального искусства РГИСИ,

  • Татьяна Журчева.


* Кандидат филологических наук, литературовед, театральный критик, член СТД РФ, член Союза журналистов РФ, эксперт фестиваля «Левановка 2019».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 19 декабря 2019 года, № 23 (173)
Tags: Левановка, Театр, Театры Самары
Subscribe

  • Учитесь видеть красоту!

    Светлана ШАТУНОВА * С таким названием проходит в Самарском художественном музее выставка, приуроченная к 110-летию нашего земляка, народного…

  • Самарские картинки столетней давности

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Икона Из памяти выплывает прошлое купеческой да поповской Самары. Рассказывала бабушка, а я по…

  • Человек Слова

    Год назад, 25 октября, не стало Натальи Анатольевны Эскиной. Дмитрий ДЯТЛОВ * – Как живешь, чем занимаешься? – Да вот,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments