Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

О Самаре ремесленной слово замолвим

Рубрика: Брендов больше, хороших и разных

Елена ШИШКИНА

Самара живет под слоганом «Мы делаем ракеты», мы много говорим в последние годы о Самаре купеческой, но почти ничего не знаем о традициях самарского ремесленничества.

Это одна из причин, почему в Самаре нет своих сувениров, по которым можно было бы проследить историю региона. А ведь Всемирная туристская ассоциация при ООН (UNWTO) на цифрах доказывает, что количество продаваемых гостям местных сувениров напрямую связано с «процентом возврата», то есть количеством туристов, которые вернутся сюда еще.
А ведь экономическим взлетом XIX века Самарская губерния обязана не только купечеству, но и цехам немецкой, польской, русской, еврейской, татарской ремесленных общин. Мастеров механических, часовых, кузнечных, обувных, швейных, ювелирных, гастрономических, керамических дел отличали не только изобретательность и профессионализм, но и предприимчивость.

[Spoiler (click to open)]
Выдающимися ремесленными мастерами Самары были, например, механик, часовщик, изобретатель Василий Гольдебаев, прозванный «самарским Кулибиным», которому регион обязан началом городского уличного освещения и ремесленного образования; обувщик и общественный деятель, гласный самарской думы Алексей Белоусов, который успевал и первых самарских модниц обувать, и поставлять свою продукцию для царской армии. Кстати, тот же Гольдебаев завез и ремонтировал в Самаре первые машинки «Зингер». Его покупательницы создавали основы самарской индустрии моды.
Еще одним примером может служить и история Павла Чулкова, наследника тульской потомственной династии изготовителей музыкальных инструментов, с изобретения которого началась культура русского баяна. Чулков – музыкант, знакомец Шаляпина, он же мастер и изобретатель, запатентовавший изобретенный им басовый ряд к гармонике. То есть он создал русский баян и начал его производство в Самаре, проявив удивительный предпринимательский талант. В самарских газетах того времени можно найти объявления о том, что купивший баян получает четыре бесплатных урока игры на инструменте, и если по истечении срока ему не удавалось разучить любимую песню, он получал назад свои деньги.
Почти все женское население губернии в XIX веке занималось ткачеством. Говорят об особенностях самарских тканых узоров, цветовой гамме, которую давали исключительно отечественные натуральные красители и по которой изделия мастериц узнавали за пределами губернии. Традициям самарского ткачества наследует местная школа гобелена. Кроме того, Самара – единственный сегодня в России город, где работает фабрика ковров исключительно ручной работы.
В силу наличия гончарной глины развивались гончарный промысел и производство декоративных изразцов, украшавших самарские здания и интерьеры в стиле модерн. По области работали и небольшие ремесленные мастерские, а в самой Самаре более 120 лет назад открылось серьезное производство посуды и декоративной керамики. Но в 1918 году знаменитую керамическую мануфактуру К. Баара разнесли по кирпичам, дома, украшенные его изразцами, в Сызрани и в Самаре, увы, почти все снесены.
– Сегодня мы предпринимаем попытки возродить самарскую школу декоративной керамики, опираясь на аналогичный опыт Санкт-Петербурга, – рассказывает Евгений Чернышев, президент Самарской ремесленной палаты.
***
В XIX веке царивший в Самаре модерн принес в город моду на елочные игрушки. У католиков переняли обычай делать праздничные игрушки, фигуры сказочных персонажей.
С 70-х годов XIX в. в игрушечных магазинах Самары стали широко продавать украшения и игрушки, сделанные из рифленой и креповой бумаги и ваты. Самые лучшие елочные игрушки можно было приобрести в «Сарептском» магазине самарских купцов немецкого происхождения евангелистов Христензенов. Здесь можно было купить и готовые игрушки из тисненого картона, и так называемые «дрезденские» заготовки для игрушек.
Техника, называемая также «картонажем», пришла из Дрездена. Наборы сделай сам продавали листами с вытисненными деталями, над которыми еще следовало поработать: самостоятельно выдавить-вырезать, а затем склеить в объемные фигурки человечков, животных, бонбоньерки. В магазине Христензена житель губернии, имея определенный достаток, мог приобрести к Рождеству картонажи по 40 копеек за лист. Листы с самыми эффектными фигурками стоили дорого – до 1рубля 20 копеек.
Часто делали игрушки из ваты. На каркас наматывали вату и прикрепляли головку из папье-маше и расписанную красками. Наряд фигурки делался из кружев, ткани, бисера, осколков распространенного в Самаре перламутра. Изначально мастерили их дома, с детьми. В столичных и местных журналах самарцы могли найти советы, как выбрать готовые игрушки или смастерить елочное украшение самостоятельно. Специалисты ездили по стране с лекциями.
В первое десятилетие ХХ века изготовление кукол становится не только семейной забавой в состоятельных российских и немецких семьях. Стали появляться настоящие мастера, но все изменилось с началом Первой мировой войны. В обществе появилось резко отрицательное отношение к германцам, включая и самарских немецких предпринимателей. Ушел обычай украшать рождественскую елку.
С 1914 года и до начала двадцатых каких-либо следов более-менее отлаженного игрушечного промысла, производства новогодних игрушек не было, хотя украшения продолжали делать в семьях. Об этом свидетельствуют самарские детские фотографии: в руках у детей можно видеть характерных текстильных кукол – на мягком тряпочном тельце Арлекина или барышни крепилась жесткая по форме головка – обычно из папье-маше (личико часто поверх обтянуто тканью) или из глины. Самарский мастер-керамист Евгений Резниченко вспоминает, что такие раскрашенные головки для игровых кукол делал из глины его дед, мастер лепной глины.
В 20-е годы разрешили кооперацию. В Самарской губернии начал действовать губернский союз кустарно-промысловой кооперации «Самкустпромсоюз». Кустари строили, плотничали, делали мебель и обувь, а вот игрушечный промысел, связанный в регионе с новогодней традицией, возродился по-настоящему лишь с 1935 года, когда советская власть решила вернуть детям новогоднюю елку. Об этом написала газета «Правда», и уже на следующий день в Самаре открылись елочные базары, а в конце декабря «Главную елку» установили на площади Чапаева, рядом со зданием драмтеатра. И тут уж понадобились новые елочные украшения и новогодние игрушки – Деды Морозы, Снегурочки, Снеговики.
В 1939 году в областном кооперативном союзе «Облкоопинсоюз» была создана кооперативная артель инвалидов имени писателя Николая Островского. Мастерили здесь всего понемногу, наладили и выпуск детских – не только елочных – игрушек. В 1943 году артель была преобразована в Куйбышевский городской кооперативный союз «Горкоопинсоюз».
Куйбышев был практически единственным городом Советского Союза, где не только не свернули, но расширили производство кустарных игрушек для детей. В управлении Государственной архивной службы Самарской области хранятся свидетельства о том, что при пошивочной артели «Надомник» был открыт цех по изготовлению елочных украшений из бумаги, картона и тряпок, а также бумажных детских игрушек.
После войны в городе появилась и скоро стала очень известной артель имени летчицы Марины Расковой. В артели выпускали елочные игрушки из бумаги и папье-маше, а также новогодних кукол – Дедов Морозов и Снегурочек. Сегодня Дед Мороз, произведенный артелью имени Расковой в 50-е годы, – настоящий раритет и предмет вожделения антикваров.
Советское время создавало и новые кукольные образы. Артель имени Расковой не могла не начать делать новые елочные игрушки в виде летчиц и парашютисток.
Но не все игрушки нравились публике. Например, в 1948 году артель выпустила для детей игрушку «утка-копилка», раскрашенную во все цвета радуги. Дошло до фельетона в газете. «Волжская коммуна» от 25 апреля 1948 г. писала:
А как же назвать это чудо природы?
Если, конечно, ее это шутки.
Мила не думала даже минутки:
«Мама, чтоб ты зря себя не мучила
Давай назовем эту штучку Чучелом.
Через несколько дней в газете был опубликован ответ на заметку, где за подписью директора артели сообщалось, что «стихотворный фельетон, опубликованный в «Волжской коммуне», обсуждался на общем собрании коллектива артели им. Расковой. Критика газеты признана правильной. Собрание поручило техноруку Рабиновичу немедленно изготовить новые образцы уток-копилок и утвердить их в художественном Совете Гороно».
С конца 50-х государство поставило производство игрушек на поток – появилась Куйбышевская фабрика игрушек. Она выпускала симпатичных полиэтиленовых кукол, некоторые из которых умели даже закрывать глаза. Фабрика успешно работала несколько десятилетий, но приватизации 90-х не пережила, и все время ее работы кустарная игрушка успешно конкурировала с фабричной.
В 60-х в Куйбышеве врачи начали активно продвигать трудотерапию для лечения психических заболеваний. В психиатрической больнице устроили лечебно-производственные мастерские. Это были неплохо оснащенные производства, пациенты производили дефицитные в ту пору генераторы для «Жигулей», но главным видом полезной трудотерапии было изготовление детских игрушек и елочных украшений.
– К 75-летию Победы мы провели архивные изыскания. Восстановлены дизайн и конструкционные решения характерных самарских образов игрушки, – рассказывает вице-президент Самарской ремесленной ассоциации Татьяна Чертыковцева. – Теперь наша задача – воссоздать артель, где молодые мастера наладят производство традиционной елочной и детской игрушки, которая будет претендовать на роль аутентичного самарского сувенира.
***
Были в Самаре и свои гастрономические бренды. Не на пустое поле пришел фон Вакано. И до него в Самаре варили отличное пиво, а затем и первый в стране лимонад. Лимонады Георгия Гаврилова на жигулевских травах удостаивались Гран-при Парижской и Берлинской всемирных выставок.
Похожая история и с самарскими кондитерами. Кондитерские изделия под маркой «Савинов» тоже завоевывали золотые медали на международных выставках и вошли в историю кондитерского дела. Неслучайно компания «Нестле», выйдя на российский рынок, первым делом зарегистрировала на себя эту марку. В Самаре же была создана первая в России макаронная фабрика.
Сегодня Ремесленной палатой разработан пешеходный туристический маршрут «Самара мастеровая» по центральным улицам города, где работали когда-то лучшие ремесленники.
Второе детище палаты – Музей истории ремесленного предпринимательства, уникальный в своем роде. Самарцы выяснили, что ни в государственных, ни в муниципальных, ни в частных музеях или музеях учебных заведений в России нет музеев крафтового бизнеса:
– Существуют всего три музея истории российского предпринимательства, и все они посвящены купечеству. Один спонсируется из-за рубежа потомками эмигрировавших российских купцов, второй работает на базе Экономической академии имени Плеханова, третий – «Музей российской предприимчивости» в Вятском – часть гостинично-туристского комплекса. Историей предпринимательства ремесленного до сих пор не занимался ни один российский музей, – говорит Евгений Чернышев. – В Самарской области каких только нет музеев, но и в музейном деле нашло отражение предубеждение по отношению к ремесленной культуре региона. В областном краеведческом музее отдельные образцы изделий народных художественных промыслов имеются лишь в запасниках. В музее города Самары, в котором в XIX веке ремесленная палата, одна из самых продвинутых в России, объединяла 16 многонациональных ремесленных цехов, о ремесленном сословии нет даже упоминания.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 5 декабря 2019 года, № 22 (172)





Tags: Культура Самары
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments