Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Ноябрьские праздники рояля

Игорь ВОЩИНИН *
Фото Михаила ПУЗАНКОВА и Сергея БАРАНОВА

Текущий месяц в музыкальной Самаре начался под знаком фортепиано. 8 ноября вообще отмечается Мировой день пианиста. И как бы обрамлением этого праздника стали два филармонических концерта, приуроченных к юбилеям известных музыкантов.

В первом из них 6 ноября на сцену вышли Олег АККУРАТОВ и его трио. Олегу только что исполнилось 30 лет, но пианист уже завоевал имя и известность не только в России, и в Самаре он выступал уже не один раз.

[Spoiler (click to open)]
Родившись на берегу Азовского моря в Ейске, мальчик с четырех лет приобщился к музыке, а затем был отдан в Армавире в музыкальную спецшколу для слепых детей. Здесь он смог раскрыть свой удивительный талант и продолжил обучение в Московском музыкальном колледже эстрады и джаза в классе Михаила Окуня, а затем стал студентом и аспирантом Ростовской консерватории.
В процессе обучения у Олега ярко проявился вокальный талант, и многопланового музыканта стали приглашать для участия в отечественных и международных акциях. Он стал лауреатом двух десятков музыкальных фестивалей и конкурсов, одинаково успешно выступает в самых разных музыкальных жанрах. Олег прекрасно владеет фортепианной классикой, и в его программах звучат Бах, Бетховен, Рахманинов, Чайковский, Шопен. В 6 лет Олег стал лауреатом международного конкурса имени Луи Брайля. Позже играл в резиденции Папы Римского, выступал с Монсеррат Кабалье, а в 2014-м ему доверили исполнять Олимпийский гимн на церемонии закрытия Паралимпийских игр в Сочи.
Олег стал прототипом главного героя фильма Людмилы Гурченко «Пестрые сумерки». Людмила Марковна очень помогала Олегу и опекала его, а по ходу съемок приезжала в Армавир, где они в дуэте с Олегом произвели фурор на сцене. Были и другие выступления, но затем возникли проблемы во взаимоотношениях с новой семьей отца, затормозившие продвижение Олега в творчестве. И только сотрудничество с Игорем Бутманом позволило Олегу успешно работать.
В 2013-м Аккуратов стал сенсацией на фестивале Игоря Бутмана «Триумф джаза». Он показал отличную программу, включающую фортепианные академические и джазовые композиции, а также любопытный вокал с приемами скэта, имитациями битбоксинга и пением a capella. С тех пор Олег постоянно был в поле внимания Бутмана и привлекался им в различные музыкальные проекты. Позже Игорь частично сменил составы и большого оркестра, и ансамбля. Живущий постоянно в Штатах Николай Левиновский остался только аранжировщиком, а за роялем его сменил именно Олег Аккуратов.
Вместе с Бутманом Аккуратов выступал в США, Китае, Индии, Канаде, Израиле и странах Европы. Бутман всячески поддерживает стремление Олега и к самостоятельной работе, помогает ему. Так появилось и трио, которое мы услышали в Самаре.
Концерт начался со знаменитой пьесы Диззи Гиллеспи Con Alma. Далее были известные композиции Хораса Силвера, Бенни Голсона. Прозвучали, конечно, и гершвиновская Fascinating Rhythm и Cherokee Рэя Нобла.
Олег Аккуратов – великолепно свингующий импровизатор с достаточно сильным личностным посылом. Его исполнительская манера выдержана в стилевых рамках мейнстрима, без демонстрации наворотов и бросков в экспериментальные новации. Музыкант, преодолевая свой недуг, добивается выдающихся результатов, демонстрирует высокую технику владения инструментом в сочетании со спокойным очарованием и романтической изысканностью звучащих мелодий. Олег обладает абсолютным слухом и уникальной музыкальной памятью, при этом прекрасно чувствуя музыку. Кто-то из журналистов точно отметил: «Олег не видит нашего мира, но он верит, что этот мир прекрасен и добр».
В Самаре кроме известных джазовых стандартов Олег показал залу и несколько своих инструментальных композиций, а также песен на стихи известных поэтов, включая Сергея Есенина. По сравнению с предыдущими программами он изменил свой вокальный репертуар. Если раньше было немало лирических, романтичных мелодий, хитов Фрэнка Синатры, Нэта Кинга Коула, Тонни Беннетта и других крунеров **, то в сегодняшней программе он предпочитает вокальные версии чисто джазовых композиций, часто используя прием слоговой импровизации скэт.
За ударными инструментами в трио сидел один из самых интеллигентных российских барабанщиков, выпускник Гнесинской академии музыки Павел Тимофеев. В его манере присутствует неистовый драйв в сочетании с глубокой лиричностью. Вне сомнения, Павел – истинный солист, что подтвердил и на этот раз, в том числе совершенно уникальным исполнением на барабанах мелодии пьесы Тиммонса Moaning. Павел ухитрился сыграть именно мелодию, а не ее ритмический рисунок, и нетемперированные по своей природе барабаны отчетливо выдавали тему: терция-терция-кварта-терция. Ударные инструменты здесь перестали быть чисто ритмическими. Случай редчайший, и что-то подобное я слышал только на записях великого мастера Макса Роуча.
Во всем блеске совершенного владения контрабасом на концерте предстал и Сергей Корчагин, обеспечивая удивительную ритмическо-гармоническую слитность звучания ансамбля и демонстрируя в сольных эпизодах безграничную фантазию импровизаций.
***
А вскоре после Дня пианиста на сцену филармонии вышел самый авторитетный самарский мастер джазового фортепиано Григорий ФАЙН. Причем афиша приглашала именно на юбилейный концерт в честь 70-летия музыканта.

В последние годы Файн работает в Москве и Нижнем Новгороде, пожалуй, больше, чем дома. Там он имеет музыкальные абонементы, играет в джаз-клубах и преподает в Московской консерватории. Потому юбилейный концерт в столице прошел в сентябре в престижнейшем Большом зале консерватории. В октябре состоялся концерт в Нижнем, где Григорий родился и познавал музыку с азов. Так что концерт в Самаре стал завершающим в этом юбилейном мини-туре.
Программа самарского концерта называлась «Жизнь в ритме свинг». И это достаточно точная характеристика. Уже в пятилетнем возрасте малыш пытался одним пальчиком на домашнем пианино изображать остинатный ход «буги-вуги», который слышал в исполнении отца – любителя музыки. Родители всячески поощряли эти детские увлечения мальчика и отвели его в музыкальную школу. Затем было музучилище, поступление в Гнесинский институт, а сразу же после его окончания в 1974-м Григорий вместе с супругой Натальей, тоже пианисткой, стал жителем Куйбышева.
Факультет джазового исполнительства в Гнесинской академии был организован только в 1984-м, и, будучи студентом, Файн изучал академическое фортепиано. Сегодня он прекрасно знает и постоянно играет фортепианную классику, а также сочиняет в этом жанре. Но уже в Гнесинке Григорий серьезно вернулся к джазу, которым увлекся еще в 15 лет, стал играть его постоянно, в том числе в составе трио с участием друзей, ставших позже ведущими российским джазменами.
70 – весьма солидный отрезок жизни, можно уже подводить предварительные итоги. Если делать это по отношению к жизни Григория Файна, то придется часто произносить: «первый и единственный». Скажем, Григорий в 74-м стал в Куйбышеве первым джазовым исполнителем с высшим музыкальным образованием. Тогда же началась его работа в Куйбышевской филармонии, где он организовал первый штатный джазовый ансамбль, в котором играл и сам. В 94-м «пробил» первый филармонический джазовый абонемент, который существует и сегодня, правда, после ухода Григория уже под руководством Даниила Крамера.
В 1974-м министерство культуры выпустило приказ об открытии эстрадно-джазовых отделений в средних специальных учебных заведениях. В Куйбышевском музучилище был открыт курс, первым руководителем которого стал Григорий Файн.
История самарской джазовой звукозаписи тоже связана с его именем. В 89-м вышла его первая сольная грампластинка «Чарующий ритм» в исполнении куйбышевского пианиста в трио с московскими музыкантами, в 93-м появилась вторая – «Грезы ночи», затем третья. Это были виниловые диски, выпущенные фирмой «Мелодия». А уже в начале ХХI века Файн первым из музыкантов-земляков записал несколько отличных цифровых компактов в Англии и Канаде с участием ведущих джазовых музыкантов этих стран, среди которых был и многолетний соратник великого Оскара Питерсона выдающийся барабанщик Мартин Дрю. Именно Григорию удалось организовать и живое участие Мартина с группой английских музыкантов в джазовом фестивале 2008 г. в Самаре. А в 97-м цифровой компакт-диск Григория был посвящен Оскару Питерсону и назывался «Дорога на Миссисаугу» по наименованию города, где жил кумир Файна.
Григорий Файн стал первым самарским джазовым музыкантом, побывавшим с выступлениями во многих зарубежных странах. В 90-м была Бельгия, затем последовали Швеция, Англия, Швейцария, Израиль, Канада. В 97-м Файн со своим квартетом был единственным российским участником Международного джазового фестиваля в Монреале.
В России Григорий побывал практически во всех уголках страны – от Дальнего Востока до западных границ, с удовольствием гастролирует и сегодня. Он единственный из самарских музыкантов и артистов, кто несколько раз выступал в далеком Салехарде. Как-то я в шутку спросил его о впечатлениях оленеводов ханси и ненцев от музыки Эллингтона и Чарли Паркера и услышал восторженный рассказ музыканта о замечательной публике и современнейшем концертном зале, где ему посчастливилось выступать.
Григорий Файн в Самаре – единственный член Союза композиторов России, который был принят в эту творческую организацию в первую очередь как автор джазовых композиций. Хотя он много музыки пишет и в академических жанрах. Совсем недавно он закончил сонату-импровизацию для скрипки и фортепиано, которая уже исполнялась солистом симфонического оркестра филармонии Александром Ивановым, а также студенткой Григория – Алиной Батыгиной. Сейчас Григорий задумался о сочинении в полноценном формате скрипичного концерта.
Файн нашел очень удачную форму композиции – музыкальную сказку. Сказок уже написано шесть, причем все они со сценарием и текстом самого Григория, и в них звучит музыка разных жанров, которая выбирается под характер конкретного персонажа.
Сегодня Файн активно занимается изданием нотных сборников своих сочинений. Кроме того, он стал в Самаре автором учебного пособия для студентов «Курса джазовой импровизации». На концертах Файна нередко звучат и его эстрадные песни, причем с его же собственными текстами и на русском, и на английском языках. А недавно Григорий написал целый поэтический цикл «Сонеты о любви».
И еще одна деталь: Григорий Файн – глава большого музыкального семейства. Жена Наталья – профессиональная пианистка, доцент института культуры, заслуженный работник культуры России. Все их трое детей тоже получили музыкальное образование, причем Юлия и Дмитрий – высшее, живут и успешно работают в Москве. Два внука Григория окончили музшколу, а третий готовится к ней. Григорий создал уникальную концертную программу «Шоу семьи Файнов», в которой на сцену выходят все – от мала до велика. Родители Натальи тоже были профессионалами в музыке. Отец 25 лет возглавлял самарское музучилище, которое с 1993 года носит его имя. Ольга, сестра Натальи, – профессиональная пианистка, ее муж Александр Иванов – скрипач, как и их дочь Мария. Так что Шаталовы-Файны-Ивановы – едва ли не единственная подобная музыкальная династия в Самаре.
Юбиляр весь вечер был у «Стейнвея». О Файне-пианисте я уже много писал и повторяться не буду. Хотя вот вспомнил кем-то рассказанную историю о гиганте академического рояля Николае Петрове, которому джаз совсем не чужд. Когда мэтру поставили диск с записями Файна, при этом не назвав имя исполнителя, он уверенно заявил, что это играет Оскар Питерсон. Наверное, сам Григорий никогда не мечтал о том, что авторитетнейший мастер его игру примет за игру кумира Питерсона. Да, прекрасное владение инструментом, да, блестящая техника, да, напряженный свинг, удивительная мелодическая фантазия и тончайшая динамика импровизаций, изобретательность гармонических ходов, превосходное знание всех особенностей джазовой стилистики. Можно продолжать, но и так уже понятно, что речь о большом мастере.
Программа концерта была интересной и разнообразной. Кроме инструментального квартета Файна с гитаристом Игорем Трегубовым, контрабасистом Николаем Замоздрой и барабанщиком Иваном Антиповым на сцену выходили вокалисты Ирина Алешина, Вилена Земскова, Сандра Фракенберг, а также 14-летний участник ТВ-шоу «Голос» Вадим Цагарейшвили. Инструментальная часть программы обогатилась за счет пианистов Юлии, Дмитрия Файнов, Павла Мишина (внука Григория), скрипачки Марии Ивановой, а также москвичей Ивана Акатова (труба) и Дмитрия Толпегова (тромбон).
В первом отделении участвовал Академический симфонический оркестр под управлением Михаила Щербакова, причем все оркестровые аранжировки сделал сам юбиляр. В программе всего концерта звучали джазовые стандарты, а также собственные композиции Файна. Началась программа с соло Григория в мелодии Тилеманса Blusette, а в финале был jam cо сменой музыкантами инструментов и с бессмертным «Караваном» – какая ж свадьба без баяна, какой же джаз без…

* Член Гильдии джазовых критиков России, член Союза журналистов России.
** Крунер – вокалист, придерживающийся принципов свинговой фразировки.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 21 ноября 2019 года, № 21 (171)
Tags: Джаз, Культура Самары, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments