Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Отцы и дети двадцатого века, или Одиссея двадцать первого

Галина ТОРУНОВА *
Фото Александры СЕРГИЕВСКОЙ

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ.

Софья Борисовна (постановщик спектакля и главный режиссер театра «Камерная сцена») очень волновалась перед началом премьерного спектакля «По дороге к страусам». Она еще и еще раз вопрошала: «Поймут ли современные молодые люди, зачем и про что поставлен спектакль?» И правда, пьеса написана в 1962 году, когда страна была другой и ценности людей, живших в той стране в то время, были другими. А реалии времени в пьесе достаточно сильны. К концу спектакля стало ясно, что ее волнения были напрасными. Пьеса не потеряла актуальности и сегодня, только выводы нынче приходится делать несколько иные.

[Spoiler (click to open)]

Виктор Сергеевич Розов – один из самых известных, можно даже сказать, знаковых драматургов того периода нашей страны, который получил название «время шестидесятников». Именно в его пьесах (а начинал он в 1943 году пьесой «Вечно живые», более известной по фильму «Летят журавли») появился новый герой – молодой человек с другой шкалой ценностей. Внешне он был непричесанным (в смысле – не желающим быть приличненьким), бунтующим максималистом. Именно эти знаменитые «розовские мальчики» вопрошали: «Кто, если не мы?» Декларировали: «Важно быть не кем, а каким!» И радостно рвались из благополучной Москвы на целину, в Сибирь, на Дальний Восток, где «бросали камешки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза».
Почти каждая ранняя пьеса Розова так или иначе связана с дорогой, с отъездом. И почти всегда это вызывало панику у взрослых. Неслучайно пьеса, написанная в 1962 году – время заката шестидесятничества, – получила название «В дороге».
Переименование спектакля переставляет акценты. К страусам, то есть далеко за пределы всего обозримого, стремился Пальчиков (Данила Колесников) – строитель металлургического гиганта, сумевший приручить главного героя Володю (Никита Бухвалов). Это его мечта, завещанная Володе после гибели. «Розовские мальчики» стремились возродить страну, они не мечтали, они верили и действовали. Они обвиняли старшее поколение, пусть и победившее фашизм, но допустившее сталинизм.
Современные мальчики тоже обвиняют старших в том, что они допустили сталинизм, брежневский застой и всё с этим связанное, а затем развалили великую страну. Качество обвинений и отрицаний приблизительно равное. Это вечный конфликт отцов и детей, так точно и подробно описанный еще Иваном Сергеевичем Тургеневым. Только современные мальчики лишены веры, им остается мечта.
Действие спектакля разворачивается в минималистских декорациях: рельсы, протянутые горизонтально, вертикально, диагонально, как пути, ведущие героев в разные стороны, только выбирай; стол с табуретками, как штрих дома или временного пристанища; деревянная скамья для недолгого привала. И помост – экран телевизора, откуда льются песни тех лет. Костюмы персонажей тоже четко отсылают нас к тем временам, к концу 60-х. Но иногда в подаче текста у актеров проскальзывает недобрая ирония по поводу комсомольского задора тех лет.
Впрочем, это совмещается с максималистским неприятием прописных, пропагандистских истин, который так активно демонстрирует Володя с первого своего появления. Не сразу даже понимаешь, отчего он так громко конфликтует со всеми, что его так задевает. Иногда даже думается, что спектакль рассказывает нам о перевоспитании ершистого мальчика, всё время попадающего в разные неприятные ситуации из-за своего дурного характера. Ведь окружают его вполне хорошие люди, желающие ему только добра. Ему, как Одиссею, нужно пройти много препятствий, чтобы разглядеть этих хороших людей. К счастью, в конце спектакля это случается.
Спектакль густо населен персонажами, появляющимися один-два раза. Я насчитала тридцать пять разных людей, но актеров, занятых в этих эпизодах, значительно меньше. Почти все они играют нескольких персонажей. Играют также в минималистском формате, переодевшись, несколько наметив характер другого лица. Постоянными остаются главный герой Володя и его спутница, сводная двоюродная сестра, ставшая его любовью, Сима (Ольга Арнаутова). Да еще вокальный квинтет (Елена Боляновская, Ольга Рязанова, Елена Фадеичева, Ренат Кадыров, Данила Колесников) – очень даже симпатичные девушки и юноши, с удовольствием распевающие шлягеры 60–70-х годов прошлого века.
Вообще, надо заметить: в «Камерной сцене» много молодых, красивых, обаятельных и типажных актеров. Сейчас к ним прибавился очень обаятельный, притягательный Никита Бухвалов (еще студент СГАКИ) – это, я понимаю, его дебют на профессиональной, большой сцене. Но… вот вам и ложка дегтя. Не все молодые актеры владеют профессиональными навыками, я уже не говорю о мастерстве. Ведь если ты бежишь, не сходя с места, чтобы создать видимость долгого пути и стремительность передвижения, это надо уметь делать. Надо уметь говорить, чтобы тебя слышали в дальних рядах, но при этом не обязательно форсировать звук. А самое главное – не все они понимают, что они делают в данный момент, имеется в виду актерское действие, а не физическое. Впрочем, первая премьера не всегда показатель, актерское волнение могло стать причиной отдельных недостатков. Смотреть надо десятый спектакль, когда всё утрясется, когда зритель (главный участник любого спектакля) внесет свои коррективы. Но смотреть это сегодня можно и нужно, пьеса не потеряла своей актуальности. Зря Софья Борисовна волновалась.

Театр драмы «Камерная сцена»
Виктор Розов
По дороге к страусам
Лирическая комедия в 1 действии по пьесе «В дороге»
Постановка Софьи Рубиной
Сценография Георгия Паршина (Санкт-Петербург)
Костюмы Ольги Никифоровой

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 ноября 2019 года, № 20 (170)
Tags: Культура Самары, Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments