Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«На Эверест без снаряжения…»

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Берлинский филармонический оркестр, основанный в 1882 году, имеет давние традиции неуправляемой демократии. Главный дирижер не назначается, а выбирается оркестрантами на общем собрании – начиная с первого дирижера Людвига фон Бреннера. А это были самые громкие имена европейской музыки. Достаточно назвать Артура Никиша, Вильгельма Фуртвенглера или Герберта фон Караяна. С каждым из них оркестр достигал все новых высот.

Выборы художественного руководителя и главного дирижера Берлинского филармонического оркестра чем-то напоминают известную процедуру в Сикстинской капелле: полная изоляция выборщиков от внешнего мира, отключенные средства связи, концертмейстеры оркестровых групп раздают чистые листы, на которых каждый пишет фамилию своего кандидата.
С начала своей деятельности оркестр заявил себя как экстраординарный коллектив музыкантов, освободившихся от тирании ненасытного менеджмента и посвятивших себя свободному служению искусству. Продление контракта с прежним дирижером или подписание нового зависит от рядовых музыкантов. И мотивации в предоставлении рабочего места руководителю коллектива всегда определяются художественными предпочтениями.
У каждого дирижера оркестр звучит по-своему. И если оркестр состоит из высококлассных музыкантов, а за пульт встает выдающийся музыкант современности, происходит как бы новое рождение филармонического коллектива.
Берлинский филармонический оркестр гордится своим многонациональным составом. В нем служат музыканты нескольких десятков национальностей и представители четырех религиозных конфессий.
За свою долгую историю берлинские филармоники сменили десять главных дирижеров, каждый из которых был эпохой в жизни коллектива. Если об искусстве Ганса фон Бюлова или Лео Борхарда мы можем судить по рецензиям музыкальной критики, то интерпретации Серджиу Челибидаке или Саймона Реттла запечатлены во множестве аудио- и видеозаписей.
За тридцать пять лет работы с Караяном оркестр приобрел особое выверенное и плотное звучание в любых стилях, мощь кульминаций и некий глянцевый холодный блеск. Когда на смену Караяну пришел Клаудио Аббадо, музыканты попросили: «Маэстро, научите нас играть тихо». И под руками великого Аббадо звучание оркестра заиграло иными красками.
Город Берлин и группа компаний Deutsche Bank надежно обеспечивают стабильную работу коллектива на протяжении многих десятилетий. Концертная деятельность оркестра не прерывалась и на время Первой и Второй мировых войн. В конце 40-х, не имея собственного здания, разрушенного бомбардировками в 1944 году, музыканты давали концерты в самых разных залах и на открытых площадках на фоне руин поверженного Берлина, собирая средства на строительство новой резиденции. Только в 1963 году на территории берлинского культурного центра Kulturforum было построено новое здание филармонии.
23 и 24 августа 2019 года прошли первые концерты Берлинского филармонического оркестра с новым главным дирижером. Им стал австрийский дирижер с сибирскими корнями Кирилл ПЕТРЕНКО. Выборы прошли еще в 2015-м, но контрактные отношения Петренко с Баварской государственной оперой и плотный график спектаклей несколько затормозили новое назначение.

[Spoiler (click to open)]
«124 таланта ищут одного гения: Берлинский филармонический выбирает нового шефа», – писала в те дни пресса столицы Германии. Длинный список претендентов, шорт-лист и, наконец, имена четырех «тузов»: Кристиана Тилемана, Даниэля Баренбойма, Густаво Дудамеля и Андриса Нельсонса – до самой процедуры выборов держались в строжайшем секрете. Петренко, всегда бывший среди претендентов, однако не числился очевидным фаворитом. Никто из наблюдателей не предполагал его избрание, зная о долгосрочном контракте дирижера в Мюнхене.
Петренко начал свой путь в Омске, где учился в музыкальном училище и давал свои первые концерты с оркестром филармонии. Переступив порог совершеннолетия, молодой музыкант вместе с родителями эмигрирует в Австрию, где завершает свое образование в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Почти сразу после окончания он получает место капельмейстера Венской народной оперы. Затем руководит музыкальной частью в театре Мейнингейма, берлинской Komische Oper и, наконец, Баварской государственной оперой.
Мировую известность Петренко принесло исполнение в 2001 году вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга», а последняя триумфальная вершина перед избранием берлинских филармоников – руководство в 2013 году Байройтским фестивалем.
Открытый концерт оркестра под управлением главного дирижера Кирилла Петренко на площади перед Бранденбургскими воротами представил Девятую симфонию Бетховена с хоровым финалом на текст Ф. Шиллера «Ода к радости». «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!..»
Великая музыка обращалась к многим тысячам слушателей, среди которых можно было увидеть и берлинцев, и африканцев, и арабов, людей различных рас и цветов кожи. За дирижерским пультом был Кирилл Петренко, родившийся в далекой Сибири в скромной еврейской семье советских музыкантов, преодолевший неисчислимое количество преград на пути к сияющей вершине мирового музыкального Олимпа. В одном из редких интервью Петренко как-то сказал: «Для меня прийти на место художественного руководителя Берлинского филармонического оркестра – это как направиться на Эверест без снаряжения. <…> Словами не описать, какие чувства я испытываю: от эйфории и огромной радости до благоговения и сомнения. Я направлю все свои силы на то, чтобы стать достойным руководителем этого оркестра, я отдаю себе отчет в том, что на меня возлагается ответственность, что от меня ожидают многого».
В Сети, к сожалению, трудно найти полные записи интерпретаций Кирилла Петренко. Множество промороликов дают лишь некоторое представление об искусстве чрезвычайно одаренного музыканта. Но Девятую симфонию Бетховена, исполненную перед многотысячной толпой Берлинским филармоническим оркестром под управлением Кирилла Петренко у Бранденбургских ворот, можно услышать целиком.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 ноября 2019 года, № 20 (170)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments