Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Белая радуга

В Доме актера имени М. Г. Лазарева обозреватель «Свежей газеты» Галина ТОРУНОВА представила свою книгу творческих портретов деятелей самарских театров *.

Получилась весьма пестрая картина культурной жизни областной столицы за последние полвека, позволяющая, между тем, получить довольно яркое впечатление о насыщенными театральными событиями времени, которое, к сожалению, всё больше становится «седой стариной». Я, безусловно, яркость имею в виду.
Очерки, составившие книгу, когда-то были газетными, журнальными, радийными публикациями, но кто же в цифровую эпоху помнит об этом? А кто утруждает себя поисками исторических фактов в библиотечных архивах? И где эти архивы? И зачем эти факты? Ведь насколько проще: забыть о том, что было когда-то, и начать изобретать велосипед, выдавая повторение пройденного за прорывные инновации.

[Spoiler (click to open)]

Можно даже не вспоминая легендарный диалог народной артистки СССР Веры Александровны Ершовой с косящим траву крестьянином – Роскомнадзор не позволяет, обратиться к его кэрролловскому аналогу:

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

– Мне все равно, – сказала Алиса.

– Тогда всё равно, куда и идти, – заметил Кот.

– Только бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.

– Куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот. – Нужно только достаточно долго идти.

Вот, собственно, то, что за строками портретных воспоминаний автора: размышление о логике, которую мы тщимся называть «логикой развития самарской театральной культуры». Для меня это самое важное: портретируемых я знал/знаю лично (за единственным исключением), а вот ответа на вопрос, почему так (!) всё начиналось и вот к такому плачевному итогу движется, – по сути, нет. Думаю, что и для Галины Михайловны сия задача не была главной, но уж так получилось.

Книга довольно просто поделена на главки. Вот – «Опера», вот – «Балет», вот – «Драма», вот – «СамАрт». Треть публикаций – из «Свежей газеты». И все герои – знаковые для самарского театра: Игорь Чернышев, с чьим именем связан взлет нашего балета в 70–90-х; Александр и Юрий Демичи – династия, во многом определявшая лицо драматического театра в 50–70-е; Сергей Соколов, чьими усилиями театр юного зрителя стал молодежным театром-лабораторией, торившим самарский путь к «Золотой Маске». Вот Светлана Петровна Хумарьян («Начальница культуры» – это название очерка) – сложный, противоречивый, сверхэмоциональный человек, деятельное участие которого почти полвека охраняло самарские театры от всяких дурацких указивок и малопродуманных рекомендаций…

Книгу стоит прочесть, и не выборочно, а подряд, так, как ее составил автор. И еще несколько слов, от которых я обычно воздерживаюсь. О тех, без кого книга бы не вышла.

Во-первых, книжное пространство создано при участии художника кино и лауреата всего-всего-всего Сергея Февралева, в прошлом – студента Галины Михайловны по педуниверситету. Его рисунки создают особую атмосферу и при чтении обязательны к просмотру.

Во-вторых, заботы по изданию книги взяли на себя самарский культуртрегер Татьяна Самойлова и ее некоммерческое партнерство «Дом искусств».

И, в-третьих, респект – уж который за последний год – департаменту культуры и молодежной политики администрации городского округа Самара. Оказывается, и гранты пользу приносят.

Фото Натальи ХАХАЛИНОЙ

* Торунова Г. Портреты. Лики. Лица: иллюстрации С. Февралева. – Самара: Дом искусств, 2019. – 180 с., ил.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 ноября 2019 года, № 20 (170)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments