Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

В Тольятти оценили «Природу бинарности»

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото Николая ГОЛОЩАПОВА

В Музее Актуального Реализма открылась выставка Первого Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-МАСТЕРСКАЯ XXI». Выставка подводит итог масштабному проекту, организованному по инициативе Творческого союза художников России.

Прежде всего, интересна сама идея проекта. 85 молодых перспективных художников из разных регионов страны получили возможность реализовать свои замыслы в работе под руководством признанных мастеров изобразительного искусства «в едином с ними контексте».
Над объявленной темой «ПРИРОДА БИНАРНОСТИ» в течение двух месяцев работало пять мастерских во главе с мэтрами, причем каждая из них раскрывала свой аспект темы. Организаторы проекта понимают бинарность как конфликт, двойственность, противоречивость и ратуют за то, чтобы прийти к единству и гармонии мира путем исследования этого понятия художественными средствами.

[Spoiler (click to open)]
Молодым творцам очень повезло, так как их участие финансово поддерживалось министерством культуры России: они получили стипендию на покупку холстов, кистей, красок и других материалов. Кураторы, по их словам, не вмешивались в идеи, а только наблюдали и корректировали технику исполнения, отвечали за то, чтобы замыслы реализовались на достойном профессиональном уровне. Руководили молодежью декан факультета «АРТ-менеджмент и галерейный бизнес» в бизнес-школе RMA Николай Палажченко, художник-концептуалист почетный академик РАХ Евгений Семенов (его назвали главным идеологом проекта), руководитель студии «Графком Казанский» Александр Артамонов и другие.
В результате конкурса было отобрано 140 произведений, сформировалась экспозиция из произведений живописи, графики, скульптуры, арт-фото, включающая, наряду с работами молодых авторов, произведения кураторов мастерских. Эксперты называют эту экспозицию одной из самых масштабных за последние годы. Выставка стартовала в июле 2019 года в Санкт-Петербурге, затем была показана во Владимире и Калининграде. Завершится она в Москве в декабре 2019 года. По итогам выставки будет издан каталог, и молодые художники получат уникальную возможность быстро войти в профессиональное сообщество и продолжить свою творческую биографию.
Началась выставка с перформанса тольяттинского художника и дизайнера Николая Кузнецова. Николай Иванович умеет удивлять тольяттинцев, и на этот раз он взял образы Альберта Эйнштейна и Че Гевары в качестве компаньонов своей акции «художественного бритья». Смысл перформанса, вероятно, в степени доверия современным авторам, предлагающим лицезреть интимный, но сакральный обряд.
После осмотра экспозиции посетителей пригласили принять участие в дискуссии, посвященной проблемам современного искусства. В Тольятти выставку представляли Давид Бабаян, вице-президент ТСХР, почетный член Российской академии художеств, руководитель мастерской «Свобода и Вседозволенность»; Александр Жерноклюев, художник, теоретик искусства, лауреат премии имени Репина «За актуальность в реалистическом искусстве», руководитель мастерской «Созидание и разрушение»; и молодой художник, участник мастерской «Правда и ложь» Артем «НеГони». Три этих персоны и стали модераторами дискуссии. В ее ходе завязался разговор о роли вдохновения в жизни современного художника, об основах мастерства и о миссии искусства. Талантливому человеку сейчас не обязательно жить в столичных городах – Интернет позволяет представить свое творчество самой широкой аудитории, заявить о себе. Что касается публики, люди всегда будут ходить на выставки для получения живых эмоций.
Главный критерий оценки художественного произведения, по мнению Александра Жерноклюева, – востребованность у зрителей. Сам художник занимался бизнесом, но сейчас сменил строгий костюм на «прикид художника» и каждый день счастлив тем, что ходит в мастерскую. Кстати, на выставке работы Александра были одними из самых значимых. Это картины из серии «Исследования старых мастеров. Веласкес» – своего рода дискуссия с великим испанцем, и эффектное контрастное полотно «Красные матросы», представляющее автобиографический цикл воспоминаний о службе на Балтике. Образ матросов – в разных состояниях, эмоциях, действиях – проходит в творчестве Жерноклюева революционным лейтмотивом.
Модераторы сошлись во мнении, что лучшие работы данной выставки должны продаваться: «Надеемся, что выставка вызовет живой интерес не только представителей творческих профессий, но и серьезных коллекционеров, интересующихся современным изобразительным искусством, бизнесменов». В своем послании президент ТСХР, заслуженный художник России Константин Худяков, так и заявил: «У работ есть серьезный инвестиционный потенциал». Однако тольяттинцы отреагировали на это как-то вяло, и аукцион живописных полотен решили перенести. На неопределенное время.
70-летний Давид Бабаян признался, что для него проект стал возможностью диалога с новым поколением художников, которое несет необычные идеи и решения, раздвигая границы изобразительного искусства. Участники мастерской Давида рассуждали о комплексах человека и о его потаенных желаниях. Сам куратор выразил намерение избавляться от консервативных взглядов: «Проект «Свобода и вседозволенность» давал большие возможности художникам. Понимание темы было примерно такое: сколько свободы, столько вседозволенности. Мне удалось собрать интересную команду. Я не основывался на том, что я абстракционист и должен именно абстрактные работы собирать. Работы любого профиля, как они видят свое творчество в данном аспекте».
Молодой художник Артем из Солнечногорска Московской области поведал личную историю прихода в проект и посетовал на то, что живописцам необходимо показывать свои творения, а общедоступных выставочных пространств становится все меньше. Именно поэтому Артем и его друзья решили создать галерею «Спичка», правда, просуществовала она совсем недолго, словно оправдывая свое название. Однако представитель частной галереи, владелец тольяттинского «Парк-отеля» Василий Воронской рассказал о своем опыте успешного взаимодействия с художниками.
Сама выставка, если честно, впечатлила даже больше, чем дискуссия. Здесь представлены работы как в традиционной технике с использованием масла, акриловых красок, гуаши, так и необычная графика, компьютерные технологии. Есть пластические, объемные вещи, инсталляции. Многие работы притягивают внимание композицией и колористикой. В мастерской «Свобода и вседозволенность» интересна работа Евгения Бама, созданная на основе эскизов, сделанных для татуировок. Никита Ходак просто переносит на холст «содержимое Интернета». Ирина Перминова оставляет зрителю рукотворные плакатные послания: «Жизнь – игра. Ты чувствуешь себя свободным?»
Отдельный зал посвящен более смелым экспериментам. В мастерской «Правда и Ложь» честно предупреждают: «Осторожно, это произведение может нанести психическую травму». Участники уверены: в каждой правде есть доля лжи. Они ищут золотую середину через бинарные коды и двоичную систему исчисления и рассматривают гардероб как деталь, отражающую комбинации интересов и предпочтений. Запомнилась инсталляция «Филип Гласс» Артема Корнилова, посвященная знаменитому американскому композитору, основоположнику минимализма, известному своим произведением «4’33» – декларацией молчания. 2 200 спичечных коробков – они пустые или полные? Где правда, а где ложь? Зрителю надо самому искать ответы на эти вопросы, а потому задержаться на выставке и рассмотреть подробности хочется.
***
Начинается выставка с переосмысления Веласкеса, а вот заканчивается… Великие Леонардо, Рублев, Репин, Крамской и даже Сальвадор Дали попали на страницы шутливой истории искусств, стилизованной под каракули школьника на страницах тетради. Художественное хулиганство имеет стиль, а потому вполне убедительно, отторжения не вызывает.
Главные выводы после посещения вернисажа: будущее у российского искусства есть, оно – в гармонии традиций и авангарда, в балансе интереса публики и самовыражении творца. Это, кажется, и есть природа бинарности.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 ноября 2019 года, № 20 (170)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Четвертый визит Давида Бурлюка

    Татьяна ПЕТРОВА * Давид Давидович Бурлюк (1882–1967) – «отец русского футуризма», «русский Полифем»,…

  • Заполняя пустоту

    Над Вселенской Пустотой медитировали: Дмитрий КОВАЛЕНИН (ДК), писатель, востоковед, переводчик. Елена ФЕДОСЕЕВА-ПРИМАК (ЕФП),…

  • Энергия Волги

    Светлана ШАТУНОВА * В 2020 году не стало заслуженного художника России Вячеслава Дмитриевича ГЕРАСИМОВА, известного монументалиста,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments