Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Как корабль назовете…

Ольга КРИШТАЛЮК *
Фото Михаила ПУЗАНКОВА

Вдруг вспомнилась давняя детская песня И. Дунаевского: «Эх, хорошо в стране советской жить! Эх, хорошо страной любимым быть!» И страна уже другая, и в историческом контексте подобные цитаты ** так обросли сложной, неоднозначной семантикой, как обрастает гроздьями ракушек и темного ила старый пиратский фрегат, поднятый со дна. И все-таки иногда хорошо жить в стране, где текут такие реки: не как в сказке – «молочные с кисельными берегами», а лучше – реки талантов. Хорошо, пусть одна «РЕКА ТАЛАНТОВ», но я уверена, что к ней ведут ручейки и малые речки многих провинциальных городов, музыкальных колледжей и консерваторий России.

Истоки этой чудо-реки, вот уже более десяти лет несущей свои волны к волжским берегам, – в Северной столице. Проект, основанный в 2007 году художественным руководителем Санкт-Петербургского Дома музыки, народным артистом России профессором Сергеем Ролдугиным, оказался успешным и востребованным. Основная задача конкурса, связанная с поддержкой молодых российских исполнителей, решается в триединстве конкурсных прослушиваний, мастер-классов и гастрольных туров.
Юные солисты, приезжающие из регионов и еще недавно не имеющие солидного опыта работы с оркестром на филармонической сцене, попадают в настоящую пучину исполнительских страстей. Они обязаны мобилизовать все свои ресурсы, ведь выступать придется в других городах, с незнакомыми для них симфоническими коллективами. Как однажды сказал Сергей Ролдугин, «для того, чтобы они научились себя выражать, выражать замысел композитора и донесли его до публики. Это неангажированная публика. Она с недоверием относится к неизвестным именам».
Интерес юных одаренных исполнителей к проекту не ослабевает. Каждый год примерно от 50 до 70 участников в самом начале сентября съезжаются в Санкт-Петербург на первый этап конкурса. Это традиционно самый сложный этап, поскольку сольную партию концерта с симфоническим оркестром нужно сыграть идеально. И в этот же период проходят мастер-классы, которые являются серией репетиционных занятий с ведущими педагогами – профессорами столичных консерваторий. Каждый год индивидуальные мастер-классы дает команда выдающихся профессионалов.
В этом году среди профессоров, готовящих будущих звезд, – заслуженные артисты России Андрей Диев, Александр Мндоянц, Владимир Мищук, Александр Сандлер (ф-но), Виктор Кулык (кларнет), Кирилл Соколов (фагот), Ольга Чернядьева (флейта), Владимир Стопичев (альт), народные артисты России Михаил Гантварг, Максим Федотов (скрипка), Сергей Ролдугин (виолончель), лауреат международных конкурсов Андрей Большиянов (кларнет, саксофон).
Второй этап, октябрьский и ноябрьский, – это волжские гастроли. И здесь из нескольких десятков претендентов остается примерно 15–20 участников – победителей, которые выступают с симфоническими оркестрами Поволжья. В Самаре, Тольятти, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Астрахани выступления солистов проекта уже давно включены в сезонные абонементы, их ждет и публика, ждут и филармонические оркестры. И есть чего ждать! Ведь даже программы концертов весьма примечательны. Помимо знаменитых хитов, таких как фортепианные концерты Бетховена, Моцарта, Чайковского и Рахманинова, звучат и редкие, раритетные произведения, которые не часто услышишь вживую на филармонических сценах: например, концерт Дж. Россини си-бемоль мажор для фагота с оркестром или концерт № 2 для флейты с оркестром ми минор его же современника С. Меркаданте, кларнетовые концерты К. М. Вебера, а также концерты К. Нильсена, У. Уолтона.
И конечно, лауреаты ежегодно демонстрируют высокий уровень исполнительской техники. Они уже виртуозы. Пусть еще не сложилась в полной мере художественная, артистическая индивидуальность юных солистов, ведь, как говорила Галина Вишневская, «искусство артиста – это его внутреннее содержание». Но чем больше жизненных впечатлений накапливает душа, тем интереснее художественная интерпретация. Сейчас в игре лауреатов, прежде всего, слышна отличная школа, природа таланта и чистая, честная преданность музыке.
В Самарской филармонии играли лауреаты 13-го сезона проекта «Река талантов» кларнетист Алексей Шипунов (Москва), саксофонист Дмитрий Цыпленков (Иркутск) и пианист Глеб-Иосиф Романчукевич (Москва). Три молодых дарования – три разных темперамента: нервно-изысканный, интеллигентно-театральный кларнет, позитивный, уверенный в себе саксофон и чуть флегматичное, философствующее фортепиано – были центром притяжения сотен внимательных глаз.

[Spoiler (click to open)]
Интерес самарской публики к концерту был значительным, практически полный зал впечатлял («Раёк уж полон, ложи блещут»).
***
Первое отделение филармонического вечера открыл лауреат международных конкурсов АЛЕКСЕЙ ШИПУНОВ. Его педагогом в музыкальном училище при МГК имени П. Чайковского был профессор Р. Багдасарян, сейчас Алексей продолжает обучение в Московской консерватории (класс Н. Агеева), а в рамках проекта его педагогом на мастер-классах был солист оркестра Мариинского театра Виктор Кулык.
Помимо солидного опыта конкурсных выступлений, Алексей является постоянным участником программы «Новые имена», фестиваля Alma Mater Дениса Мацуева. Он много гастролирует не только в разных городах России – бывал с концертами в Германии, Китае.
Алексей исполнил с оркестром Самарской филармонии под управлением маэстро Михаила Щербакова Второй кларнетовый концерт ми-бемоль мажор в 3 частях К. М. Вебера (op. 74), который отличается особой масштабностью, героическим пафосом, блестящим виртуозным стилем и посвящен одному из знаменитых кларнетистов – другу Вебера Генриху Бёрману. Бёрмана ценили не только как виртуоза, но и как подлинного музыканта, чей инструмент выразительно пел, звучал нежно и лирично, отчего Бёрмана называли «Рубини кларнета».
Кларнет Алексея Шипунова также певуч, обладает насыщенным мягким красивым тембром не только в среднем регистре («кларино»), но и в нижнем («шалюмо»). Музыкант хорошо чувствует фразу, выразительно пропевая каждую, демонстрирует долгое, поистине вокальное дыхание. Особенно эти качества были заметны во второй, медленной части концерта, которую композитор задумал как развернутую оперную арию lamento в барочном стиле с драматическим речитативом accompagnato в среднем разделе. И пусть не всегда в первой части концерта сложный, капризный инструмент, которым, по сути, является кларнет, отвечал музыканту полной взаимностью, изредка выдавая нежелательный негармонический призвук, однако во 2-й и 3-й частях полная гармония между солистом и его инструментом была установлена, позволив эффектно исполнить все виртуозные пассажи в финале.
***
Следующим солистом, блеснувшим своим исполнительским искусством в первом отделении, стал ДМИТРИЙ ЦЫПЛЕНКОВ – уроженец Иркутска. Он окончил Иркутский областной музыкальный колледж имени Ф. Шопена у Андрея Пухтия, с 2018 года продолжает обучение в Сибирском государственном институте искусств имени Д. Хворостовского (класс профессора А. Михеева). Он лауреат многих конкурсов, обладатель диплома за лучшее исполнение концерта А. Глазунова на XVIII Молодежных Дельфийских играх России, стипендиат мэра Иркутска (2014), обладатель Гранта Президента. У Дмитрия солидный сценический опыт: он выступал в составе «Сибирского квартета саксофонов», с Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской областной филармонии (дирижер Ильмар Лапиньш), неоднократно участвовал в мастер-классах известных саксофонистов: Владислава Вальса, Владимира Устьянцева, Сергея Говорова. На мастер-классах проекта «Река талантов» с Дмитрием занимался лауреат международных конкурсов Андрей Большиянов.
В исполнении Дмитрия и симфонического оркестра прозвучал концерт для саксофона Анри Томази (1901–1971). Стиль этого одночастного концерта, написанного в конце 40-х годов, невероятно оригинальный, сочетающий в себе импрессионистическую звукопись, элементы джаза, додекафонию, эпизоды напористых, брутальных ритмических остинато в духе равелевского «Болеро», составил интересный контраст с предыдущим концертом времен раннего романтизма. В эпизодах с жесткими, несимметричными ритмами угадывался урбанистический дух современного города, дух Парижа.
Дмитрий уверенно не только справился со своей ролью солиста, но и абсолютно органично ощущал особую мелодическую и ритмическую стихию концерта, был лидером, гегемоном всего оркестрового процесса. А его саксофон был голосом главного героя, ищущего в урбанистическом мире свою красоту и смысл бытия.
***
Второе отделение было посвящено одному из самых любимых в России произведений: в исполнении лауреата проекта ГЛЕБА-ИОСИФА РОМАНЧУКЕВИЧА прозвучал Третий концерт ре минор для ф-но с оркестром (op. 30) С. Рахманинова. Глебу только 18 лет, в недавнем прошлом он – выпускник ДМШ имени Г. Ф. Генделя (класс В. Демидова). Сейчас Глеб – студент Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (класс доцента Д. Петровой). Он также лауреат ряда международных конкурсов, стипендиат премий Президента России и правительства Москвы, обладатель Гранта Мэра Москвы. Юный музыкант активно концертирует. Он участвует в знаковых фестивалях классической музыки: Cresсendo на сцене Большого театра, «Звезды на Байкале» (Иркутск). В рамках проекта «Река талантов» с Глебом занимался профессор Андрей Диев.
Возможно, многие согласятся со мной в том, что исполнение Третьего концерта произвело наибольшее впечатление на публику, влюбленную в рахманиновскую музу. Нам в очередной раз посчастливилось окунуться в звуковой зачаровывающий космос этого концерта. В нем еще таятся неразгаданные загадки, например, завораживающий мистикой гармоний предыкт к репризе в 1 части, где Рахманинов, словно Данте, спускается к теням и, кажется, всматривается в Реку времени и забвения. И даже фактурные мелодические линии в партии ф-но зеркально отражают друг друга, символизируя водную гладь. Или волшебство трансформаций основной темы концерта, которая то превращается в залитую солнцем, счастливой негой и ароматами сирени тему побочной, то, словно чье-то знакомое лицо, промелькнет в окне вагона скорого поезда, то напомнит о себе лишь характерным ритмом оркестрового аккомпанемента (первая тема финала).
Да, космос сложился: во взаимодействии солирующих тембров насыщенной подголосками оркестровой фактуры и мощных tutti, в непрекращающемся диалоге оркестра и партии фортепиано. Рояль под руками юного пианиста звучал мягко, лирично, но и звучно, мощно в кульминациях. Как известно, этот концерт является одним из самых трудных в сольном академическом репертуаре. Но исполняя его, виртуозом быть недостаточно.
Рояль должен петь. А. Скрябин как-то заметил, что музыка Рахманинова насыщена «человечнейшей вокальностью, где даже ритм – дыхание». И у Глеба Романчукевича рояль пел – и не только в кантиленных тематических эпизодах. Солист успевал проинтонировать технически сложные пассажи, исполняя их естественно и как будто без видимых усилий. При этом чаще Глеб смотрел на дирижера, нежели на клавиатуру, стремясь постоянно поддерживать взаимодействие с дирижером и оркестром. Это уникальное качество – знак настоящего профессионального мастерства. И пусть в интерпретации юного мастера еще не сформировался тот глубоко индивидуальный художественный почерк, который проявляется по мере развития артистической личности. Может быть, не столь ярко расставлены акценты в интерпретации отдельных тем, динамических волн и кульминаций.
Пианист почти не пользуется rubato. Но свободное дыхание, ощутимое в исполнительской манере Глеба Романчукевича, понимание цельности в интерпретации цикла, благородное качество звука не только в моментах piano, но и в эпизодах forte – ценнейшие качества. И здесь соединились в гармонии и школа, и талант!
***
Как корабль назовете… Река – метафора самой жизни, вечно изменчивой и всегда обновляющейся, щедро дарящей свои богатства. Большая река никогда не обмелеет и не изменит своего русла. «Река талантов» – большая река, да не иссякнет! И продолжит дарить нам «единственную новость, которая всегда нова» – новость таланта.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки СГИК.
** Цитата о том, «как хорошо в стране советской жить», всплыла в памяти на удивление не случайно. Ведь песня звучала в фильме «Концерт Бетховена» (1935), а сюжет его был об истории дружбы двух юных музыкальных дарований – Янка Малевича и Владика Корсака, которые готовятся к Всесоюзному музыкальному конкурсу… Случайности не случайны!

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 ноября 2019 года, № 20 (170)
Tags: Музыкальная жизнь Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments