Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

На фоне Крупской: конференция как оксюморон

Анна СИНИЦКАЯ *

24 октября, накануне даты Октябрьской революции по старому стилю, в Самарской центральной городской библиотеке прошла международная научно-практическая конференция «Библиотека: 100 лет тому вперед», приуроченная к 150-летию Надежды Крупской.

Юбилей, что и говорить, неудобный. Организаторы решали сложную задачу: с одной стороны, делать вид, что имени такого (как бы к нему ни относиться) и такого исторического персонажа нет, довольно трудно. С другой стороны, инициаторы научного действа хотели показать, что и биография самой Крупской, и вообще рассуждения о библиотечной работе – темы, совсем не обязательно пахнущие нафталином, а, напротив, актуальные, в чем-то провокационные. И разговор строился в основном не столько вокруг фигуры Крупской (хотя, разумеется, часть докладов была посвящена и ее деятельности), сколько вокруг коммуникации. Собственно, и биография главного советского педагога-библиотекаря в изобилии содержит всяческие образы коммуникации, или, как выразились бы модные культурологи, «трансгрессии письма». Беспрерывная возня с текстами, с корреспонденцией, с конспиративной перепиской.

[Spoiler (click to open)]


В моем детском читательском опыте есть книги о Ленине, и – надо же! – они завораживали рассказами о таинственных шифровках: письмо молоком и лимонным соком, текст проявляется, если подержать над огнем… До сих пор помню, как мы решили поиграть в революционеров-конспираторов и попытались таким образом зашифровать написанные строчки. Без особого, впрочем, успеха: кажется, советское молоко не очень подходило для таких экспериментов…

Все многочисленные ипостаси Крупской воплощает этот мучительно проживаемый почти на телесном уровне двойственный образ текста. И бестужевская курсистка, и учитель в школе рабочей молодежи, и редактор, и секретарь своего мужа, и идеолог, первый доктор педагогических наук, определявший списки «правильного» чтения. Увы, как не вспомнить печально знаменитые «чистки», которые привели, по сути, к ликвидации ценнейших библиотечных фондов, атаку на сказки Корнея Чуковского.
Биография человека, который умудрялся отправлять в день до 300 писем, – идеальный источник метафоры коммуникации, во всей ее опасной двуликости. Даже негативный исторический опыт может и должен служить материалом для научной рефлексии. Как мы этот опыт анализируем, готовы ли мы к ответственному и трезвому взгляду на свое прошлое? Что такое эффективная библиотечная работа в современных условиях, когда нет нужды в ликбезе, а кругом гаджеты? Что такое свободный читательский клуб и возможна ли такая форма сейчас? Что произойдет дальше с механизмом буккроссинга?
И вообще – готова ли библиотека к будущему?
Центральную интригу конференции обозначил Александр Завальный, главный библиограф областной научной библиотеки, который отметил, что Надежда Крупская – фигура более чем противоречивая и в разговоре о ней трудно найти правильную интонацию.
Однако что-то все-таки заставило библиотекарей, историков, филологов и педагогов собраться в зале с колоннами, под советскими барельефами писателей и порассуждать о специфической роли библиотек – и в истории чтения, и в истории цензуры, и в педагогике.
Уникальный краеведческий материал прокомментировал старший научный сотрудник Литературного музея Михаил Перепелкин: история городских самарских библиотек содержит немало забытых имен, которые заслуживают возвращения и увековечивания. В частности, имя Владимира Тейса: во многом именно благодаря ему были открыты публичные библиотеки в Мещанском поселке, на Хлебной площади, в Запанском, в Засамарской слободе, а в 1915 году – Воскресенская городская публичная библиотека, на углу Соборной и Ярмарочной улиц в доме Афанасьева. Нам заново надо учиться такой же степени общественной самоорганизации и свободной инициативы.
«Самарскому следу» в биографии Крупской, неяркому, но любопытному, были посвящены доклады Елены Жидковой (Музей Модерна) – о причудливом переплетении судьбы А. Зеленко с историей советского ликбеза, о народнических идеях, по сути, ставших питательной почвой для многих инициатив, вплоть до изб-читален, и Натальи Фёдорочевой – о работе над мемориальной выставкой «Крупская. Страницы жизни». О попытках в духе петровской насильственной модернизации внедрить зарубежную систему библиотечной работы и о «самарском проекте», вошедшем в историю как доведенная до абсурда идея формального членения на зоны филиального библиотечного обслуживания **, говорили Надежда Опарина и Наталья Туманова (СГИК).
Впрочем, и внутри советских «изб-читален» пробивались ростки антисоветской, живой жизни. В истории неформальных сообществ особую роль играли всевозможные литературные кружки. В Куйбышеве когда-то хорошо была известна «Филологическая школа», которой во Дворце пионеров руководил Василий Финкельштейн. Это имя до сих пор объединяет многих. А ведь такая работа литературного клуба, на взгляд профессора Самарского университета Сергея Голубкова, по нынешним временам нечто невероятное: участники собирались и говорили о книгах, не преследуя никаких прагматических целей. Не потому, что кто-то захотел «организовать мероприятие» или подготовиться к ЕГЭ. Просто так…
Неожиданными и в хорошем смысле хулиганскими оказались видео- и скайп-доклады о книгах и дополненной реальности: о «зинах» – журналах, создаваемых сообществами, – современном сетевом и бумажном самиздате, о том, как сегодня соединяются библиотечная работа и социологические исследования (Наталья Сенаторова, Москва); о новых визуальных, мультимедийных форматах бытования книг, о QR-кодах (Марина Волкова, Челябинск); о практиках чтения и о работе в школьных библиотеках в Японии – оказывается, можно в школе читать современную литературу и любить комиксы, и ничего тебе за это не будет (Ольга Бородина, Токио); о видеоблогинге как форме творчества (Надежда Корчагина, Ульяновск); о том, как современные поэты встраивают читательские стереотипы в свои тексты (Светлана Леонова, Нижний Новгород)…
Профессионалам были интересны и стендовые доклады: из Санкт-Петербурга (Владимир Белоусов, Российская национальная библиотека) и Швейцарии (Андрей Добрицын, Лозаннский университет). В последнем – экспресс-анализ библиотечной работы при швейцарских университетах. Там никто не заботится об асфальтовом катке единообразия. В каждом кантоне свои порядки, и фонды иногда определяются самим библиотекарем, а иногда – интересами кафедр и профессоров. Если профессор медиевист, при входе в библиотеку ваш взгляд упадет на полное собрание русских летописей, а если он специалист по современной литературе, вы увидите цветные обложки модных романов.
Парадокс: в свое время Крупская, как и Ленин, восхищалась швейцарско-американской системой: «Где-нибудь в Швейцарии… в глухой горной деревушке можно получить книгу из любой швейцарской библиотеки». Однако модель, которая в Швейцарии начала прошлого века означала эффективную и бесплатную доставку книг, у нас явилась инструментом идеологического контроля (например, введение единой отчетности в 1919 году, за невыполнение которой библиотекари должны были отвечать по суду…). До сих пор мы не можем переболеть централизацией как главным управленческим миражом. И не только в библиотечной сфере.
Превратить библиотеку из «фронта», где ведется борьба за «читательские массы», в пресловутое третье место с человеческим измерением получается пока плоховато.
Но надежда есть.

* Кандидат филологических наук, ведущий библиограф СМИБС.
** Город должен быть разделен на 8 приблизительно одинаковых по величине районов, в которых образуется 8 приблизительно одинаковых райотделений (филиалов); предлагалось даже установление одинакового книжного состава в райотделениях.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 ноября 2019 года, № 20 (170)

Tags: Культура Самары, Литература
Subscribe

  • Четвертый визит Давида Бурлюка

    Татьяна ПЕТРОВА * Давид Давидович Бурлюк (1882–1967) – «отец русского футуризма», «русский Полифем»,…

  • Заполняя пустоту

    Над Вселенской Пустотой медитировали: Дмитрий КОВАЛЕНИН (ДК), писатель, востоковед, переводчик. Елена ФЕДОСЕЕВА-ПРИМАК (ЕФП),…

  • Энергия Волги

    Светлана ШАТУНОВА * В 2020 году не стало заслуженного художника России Вячеслава Дмитриевича ГЕРАСИМОВА, известного монументалиста,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments