Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«SalМуз»: музыка без границ

Фото Сергея ОСЬМАЧКИНА

Еще не остыли впечатления от фестиваля, посвященного Д. Д. Шостаковичу, чье историческое присутствие и творческая деятельность в нашем городе в начале Великой Отечественной войны с каждым годом становятся всё более культурообразующим и даже брендовым явлением, еще не распутан клубок креативных фестивальных идей вокруг «Седьмой симфонии», русской музыки и Большого театра в эвакуации, как случился новый международный фестиваль.

На сей раз пятидневный концертный марафон стал результатом плодотворного сотрудничества музыкантов-исполнителей и композиторов из нескольких городов: Саламанки (Испания), Самары и Сызрани. Так родился уникальный проект «SalМуз». «SalМуз» возник в рамках межвузовского договора о сотрудничестве между Самарским государственным социально-педагогическим университетом и Консерваторией (Conservatorio Profesional de Música) города Саламанка (Испания): «Фестиваль «SalМуз» – многоплановый культурно-просветительский проект, в ходе которого широкая публика имеет возможность познакомиться как с признанными шедеврами, так и с редко звучащими сочинениями европейских и русских композиторов, молодые музыканты могут приобрести новые знания и опыт коллективного музицирования в различных составах камерных ансамблей, все участники без исключения получают возможность творческого общения и профессионального роста».

[Spoiler (click to open)]
И вот на эти благородные просветительские задачи, на мой взгляд, стоит обратить особое внимание музыкантов-профессионалов и любителей. Действительно, в мире и у нас в России проходит огромное количество фестивалей – грандиозных, тематических, оперных, посвященных музыке композиторов-корифеев. Но, может быть, не так много фестивальных проектов, которые представляют собой некую творческую лабораторию, где именитые солисты могут в ситуации музицирования передавать свой уникальный опыт и умения начинающим исполнителям, студентам. Такой фестиваль, возможно, обладает более камерным форматом, но роль его бесценна, поскольку естественным образом стираются границы в общении между артистами, студентами-участниками и разнообразной публикой, пришедшей на концерты.
В центре этого фестивального движения, конечно, его вдохновитель, создатель концепции проекта: пианист международного уровня, лауреат многочисленных конкурсов и профессор ряда европейских консерваторий (Саламанки, Мадрида, Международного университета в Валенсии, Высшей школы музыки и театра в Гамбурге, Университета музыки и исполнительского искусства в Вене) итальянец, уроженец Венеции, Бренно Амброзини. Этот замечательный музыкант является признанным в Европе интерпретатором музыки Л. Бетховена, Ф. Листа, Р. Шумана, композиторов-авангардистов второй половины XX века, например, А. Шнитке. Кстати, два года назад Амброзини был в составе жюри Первого международного конкурса имени А. Г. Шнитке, который состоялся в Москве.
На концерте симфонической музыки в его исполнении прозвучал Первый фортепианный концерт А. Шнитке. Оркестром дирижировал Георгий Клементьев. И впечатление у всех присутствовавших в небольшом зале Самарского музыкального училища, без преувеличения, было единым: интерпретация концерта маэстро Амброзини и маэстро Клементьевым – одна из самых выдающихся на сегодняшний день!
Просветительские фестивали, объединяющие людей искусством музыки, Б. Амброзини проводит регулярно в Европе, и в частности в Саламанке. Вот, наконец, и нам посчастливилось. Об особой миссии проекта весьма точно сказала самарский композитор Илона Дягилева, деятельная участница и один из инициаторов фестиваля в Самаре: «Это не просто фестиваль музыки. Основная идея его создателя – Бренно Амброзини – объединять людей посредством искусства». Что и говорить, в наше время это воистину гуманитарная и нравственная задача, доступная немногим. Но, на мой взгляд, маэстро Амброзини и всем участникам фестиваля «SalМуз» это удалось!
Георгий Клементьев, тепло вспоминая свои впечатления от гастрольной поездки в Саламанку, отметил, что там на аналогичном фестивале вместе музицировали русские, поляки, испанцы, немцы. Профессионалы и студенты. И это единение пробуждало в людях их лучшие начала, потому что «музыка – величайшая ценность жизни», средоточие духовности и нравственных идеалов.
***
Что же было в самарской версии фестиваля? Объединились камерный оркестр Volga Philharmonic (дирижер – Г. Клементьев), сызранский муниципальный камерный оркестр Viva Classica (руководитель – Татьяна Лисичкина), группа солистов Муниципального духового оркестра Сызрани под руководством Николая Лысюка, группа солистов академического симфонического оркестра Самарской филармонии, струнный квартет Capris, а также сводные хоры и хоровые ансамбли СПСГУ и Самарского музыкального училища имени Д. Г. Шаталова. И конечно – солисты, украсившие собой этот фестивальный проект: маэстро Амброзини и его ученики – лауреаты международных конкурсов Хорхе Баланза Мари и Клара Санчес Ринкон; ведущая солистка оперных театров Лас-Па́льмас-де-Гран-Кана́рия и Мадрида (Испания), лауреат международных конкурсов, молодой и очаровательный профессор консерватории в Саламанке Абенауара Граффинья Кабальеро (сопрано); лауреат международных конкурсов профессор Антонио Ромеро Сьенфуэгос (контрабас), известные музыканты Самары – лауреат международных конкурсов солист Самарской филармонии Николай Фефилов, лауреаты международных конкурсов Мариана Новикова и Валентина Яхьяева, а также преподаватели и студенты кафедры музыкального образования СПСГУ.
Какую музыку играли? Конечно, звучала классика: произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Звучала и музыка XX века: сочинения А. Веберна, К. Штокхаузена, В. Гаврилина, С. Лунёва. Кроме того, это был настоящий праздник испанской и аргентинской музыки, практически незнакомой российской публике: были исполнены пьесы Ф. Прото, Э. Гранадоса, Р. Террона, П. Хардонио, Х. Торина, Ф. Кабальеро и, безусловно, А. Пьяццоллы.
При этом можно было услышать очень необычные тембровые сочетания: контрабас, баян и фортепиано в пьесе А. Пьяццоллы «Милонга» или трио аккордеона, контрабаса и фортепиано в сочинении И. Дягилевой «Танец времени».
***
Особым акцентом концертных программ фестиваля было исполнение музыки самарских композиторов – Илоны Дягилевой и Леи Витковской (струнный квартет «Элегия»). Причем несколько сочинений прозвучали впервые, были вдохновлены испанскими образами и заказаны испанцами. Свою Фантазию для фортепиано с оркестром И. Дягилева посвятила маэстро Б. Амброзини, который выступил заказчиком нового произведения и его первым исполнителем (хотя, по признанию композитора, первоначально задумывался концерт). Яркий мелодический стиль сочинения был вдохновлен темами Древней Руси, Востока и Испании.
Пьесу «Однажды вечером» в джазовом стиле для контрабаса, фортепиано и струнного оркестра Илоне заказал Антонио Ромеро Сьенфуэгос. Мировая премьера этого произведения прошла почти одновременно в Самаре и Саламанке в марте 2019 года. Романс Дягилевой «Прелюдия» на стихи Г. Лорки также впервые прозвучал в Самаре в исполнении А. Г. Кабальеро.
Помимо ярких концертов, запомнившихся музыкальным и таким органичным содружеством испанцев и русских, были, конечно, мастер-классы А. Г. Кабальеро и Б. Амброзини. Но что мне особенно легло на память, так это лучистые улыбки гостей, их открытость; очарование настоящей Карменситы – блистательного сопрано Абенауары Граффиньи Кабальеро, чья изысканная пластика голоса так естественно перетекала в пластику танца в сарсуэле или кубане; высокий, пафосный стиль исполнения Первого концерта А. Шнитке, когда маэстро Б. Амброзини словно выдернул всех из привычной обыденности и бросил в мир трагически гибнущей красоты…
Правда, музыканты – счастливые люди. Они живут в своей параллельной реальности и свято верят в то, что музыка – единственно возможный язык в мире духовного общения. Мы верим, что она объединяет.
Так что, перефразируя горинского Мюнхгаузена, скажу: «Объединяйтесь, господа, объединяйтесь!»

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки СГИК.

На фото: Абенауара Граффинья Кабальеро и Николай Фефилов на заключительном концерте фестиваля в областной универсальной научной библиотеке

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 октября 2019 года, № 19 (169)
Tags: Культура Самары, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments