Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

C'est la vie. «Поволжские сезоны» в кокошнике

Ксения ГАРАНИНА
Фото Антона СЕНЬКО

В Самаре прошел XIX Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева». В первую очередь фестиваль, к сожалению, запомнится тем, что его символ, историк моды Александр Васильев, впервые не смог на него приехать и сказать свои несколько слов на финале. Но, тем не менее, шоу состоялось: дизайнеры представили интересные коллекции, все было хорошо организовано.

Финальное шоу в театре оперы и балета шло около четырех часов – в темпе, динамично и ярко. Организовать модный показ так, чтобы зрители не заскучали, – особый талант, хотя все началось с неловких моментов: музыка прерывалась, ведущий путал очередность выходов дизайнеров и запинался. Но уже через десять минут неподготовленного ведущего отстранили от выступления и микрофон взяла Мария Казак. И все, что ни делается, – к лучшему. Жаль, что Мария не ведет шоу каждый год: у нее это отлично получается, она хорошо знает дизайнеров и действительно всей душой переживает за фестиваль.
«Поволжским сезонам» всегда ведь нужен свой талисман и символ. В этом году им стала Мария Казак в ярком красном халате в азиатском стиле.

[Spoiler (click to open)]
стала Мария Казак в ярком красном халате в азиатском стиле.

Клюква и черепаха самоиронии

Как всегда, на финальном показе «Поволжских сезонов» был аншлаг. Дамы достали из шкафов все лучшее сразу и, дефилируя по театру, иногда выглядели эффектнее, чем модели в абстрактных костюмах на подиуме.
Шоу началось с перформанса по мотивам спектакля «Манкурт» театра-студии «Грань». Пока актеры кружились в танце дервишей, опоздавшие зрители поднимали журналистов и студентов-дизайнеров со свободных мест, и по партеру разносились недовольные перебранки.
Конкурсный показ открыла самарский дизайнер Елена Антонова с коллекцией «Русская душа». Она завоевала Гран-при фестиваля. Возможно, главное достоинство коллекции в особенных тканях. Но для простого зрителя, любящего моду, это клюква: шапки-ушанки, шаляпинское пальто с меховым воротником, юбка клиньями, блузки с рукавами-фонариками – и все это в гжелевской расцветке. После объявления победителей было ощущение, что «Оскара» дали «Красному воробью» или бессоновской «Анне». Когда ищут вдохновение в национальном костюме – это прекрасно, но тут такое ощущение, что просто эксплуатируются стереотипы.
Если абстрагироваться от мира моды и делать выводы об актуальном только по «Поволжским сезонам», можно подумать, что главный тренд кокошник, и чем он больше, тем лучше. Кажется, что это только самарская история, но можно представить, как эта волна русских дизайнеров с кокошниками измором берет мировой Олимп моды. Жаль, что им для этого пока недостает актуальной самоиронии и креатива для обыгрывания темы и пока их усилия больше похожи на клюкву.
Еще один тренд – детские коллекции. Существует легенда, что если дизайнер выпустит на сцену моделей-детей, то жюри тут же умилится и даст приз. Нет. Детским коллекциям, наоборот, дают до обидного мало наград на «Поволжских сезонах».
Поволжские дизайнеры не болеют русофилией, создают оригинальную и носибельную одежду. В этом году им понравилось размещать на одежде надписи, использовать асимметричный крой, многослойность. Кажется, все это мир открыл для себя еще в двухтысячных. Но все повторяется. Главное, вовремя пошутить: ведь ирония сегодня – один из трех слонов, на которых держится современная модная индустрия. На «Поволжских сезонах» все делается с максимально серьезным лицом. Фантазийные костюмы с огромными меховыми шапками, разлетающиеся плащи, кофта с бюстом под золотую голую грудь всё на полном серьезе. А что может быть вульгарней, чем длинный несмешной анекдот.


Против трендов

Второй слон, на котором держится модная индустрия, – естественность, натуральность и экологичность. Можно долго спорить, что это лишь иллюзия и маркетинговые уловки, но мировые модные дома хотя бы делают вид. На «Поволжских сезонах» не стесняются. Пока где-то с трибун вещает Грета Тунберг, на подиум в Самаре вереницей выбегают модели в искусственных и синтетических тканях с пластмассовыми сумочками и аксессуарами всё это под светом рампы блестит, переливается и разве что не тает. Пока в Калифорнии подписывают полный запрет на изготовление изделий из натурального меха, пока серьезные модные дома каждый день публично заявляют об отказе от него, пока селебрити призывают отказаться от убийства животных на «Поволжских сезонах» устраивают отдельный показ меховых изделий.
Меховые салоны выживают как могут и становятся спонсорами престижных модных фестивалей, но, извините, вынимать на сцене шкурки с освежеванных животных и вручать их как приз – в 2019 году святотатство. На этом фоне хочется прописать имена дизайнеров Татьяны Грищенко и Юлии Мистрюковой с коллекцией «Льняная партия», Екатерины Беловой с серией «Танец Шамана» и, особенно, Анны Аверьяновой и Алины Гумаровой с проектом «Обереги судьбы» и сказать им большое спасибо за использование натуральных тканей и переработанных материалов.
Третий слон моды разнообразие типажей и толерантность. По подиуму весь вечер гарцевали одинаково худые, высокие и томные модели весом 45 кг и ростом выше 1,8 м. Соответственно, никакого хулиганства, никаких реальных персонажей, никакой моды: все театральный костюм. Лишь в двух показах мелькнули дамы старше пятидесяти. Надо отметить, что держались они увереннее и эффектнее молодых моделей и, самое главное, позволили взглянуть на дизайнерские решения иначе. Они «оживили» коллекции, вернули их в реальный мир. А как их приветствовала публика!..
Отдельно – о зрителях в этом году. За 19 лет «Поволжские сезоны» создали себе идеальную публику, которая терпеливо сидит четыре часа, активно поддерживает дизайнеров, но при этом не боится продемонстрировать свое мнение. Фаворитом зрительного зала стал сочинский дизайнер Роман Пестов с коллекцией «Сказочная рапсодия». Он представил серию костюмов по сказкам от Деда Мороза до Царевны Лебедь. Зал устроил овации, а жюри позволило ему представлять «Поволжские сезоны» в Москве на показах «Русского силуэта».
Режиссером шоу выступил Денис Бокурадзе, и это лучшее, что могло случиться с фестивалем. Каждый выход отдельный перформанс. В погоне за трендами он придумал идею, где в представлении коллекции «Матрешки» (да, там были кокошники) модели выезжают на гироскутерах. Всё бы ничего, и в полуфинале выглядело отлично, но на финальный показ на сцене постелили специальный материал, который затруднял передвижение гироскутеров. И это тоже можно было бы воспринять спокойно, но на гироскутерах стояли маленькие девочки, и каждый выход выглядел действительно экстремально. Публика очень поддерживала моделей, и неловкую ситуацию удалось заглушить аплодисментами.


Барокко в латексе

Выбор жюри для большинства остался загадкой. Как можно было приз в номинации «Костюм – художественная идея» дать дизайнеру, выпустившему модель в кокошнике, который необходимо было придерживать, чтобы он не слетел? Это же конструкторский просчет!
Лучшим «Театральным костюмом» признана коллекция оренбуржца Михаила Воробьева. Который год он эксплуатирует тему военной шинели с элементами вязаных узоров: соединяет кардинальную мрачную строгость с легким изяществом. Его манера в этом году оформилась в небольшое театральное представление. Трудно сосчитать, какая это для него попытка взять приз. Несомненно, он интересный дизайнер: столько лет подряд доходить до финала и всегда удивлять зал.
За перформанс никто приз не получил, что иронично, учитывая, что «Сезоны» были посвящены Году театра.
Номинацию «Костюм-реальность» захватили китайские дизайнеры Шеняо Ху и Фей Шен с коллекцией Regression. На показе это была, наверное, единственная коллекция, которая соответствовала по дизайну актуальной моде и была сделана с помощью необычной блестящей ткани.
Китайская тема особая нота в песне «Поволжских сезонов – 2019». Во внеконкурсном показе на шоу представили коллекцию китайского традиционного костюма дизайнера Фей Шен из Jilin Cheongsam Hall. В лучших традициях: шелк, халаты, сложная вышивка. В заключительный день фестиваля посмотреть на это поближе можно было в Историческом парке «Россия – моя история».
В конкурсном показе было несколько дизайнеров, которые хотели поработать с азиатской темой, но у них получилась скорее эксплуатация стереотипов. Традиционный костюм всегда тонкая сложная работа, где каждый узор, каждый разрез – символ. В одном платье может рассказываться целая история, поэтому брать элементы оттуда нужно аккуратно и даже трепетно.
Перед объявлением победителей на сцене представили шоу-перформанс Cyber Princess от Саши Фролова. Танцовщики, затянутые в объемные латексные костюмы с шарами вокруг, пытались делать балетные па под барочную музыку. Шоу было эффектным, хоть и бестолковым, наподобие забавных экспериментов Андрея Бертнева. Зрителям вначале это очень понравилось, но потом зал явно заскучал от однообразия.

***
«Поволжские сезоны» вновь получились достаточно динамичными и интересными со спорными победителями, явными трендами поволжских дизайнеров. «Сезоны» идут вразрез с трендами мировой моды, но тем они уникальны и интересны. В них есть своя поволжская душа: в кокошнике, со шкуркой освежеванной бурой лисы через плечо и в пластиковых прозрачных сапогах.
И важно отметить, что отсутствие Александра Васильева не сказалось на качестве шоу, лишний раз подчеркнув ответственность и профессионализм самарской команды проекта. Единственное, что хочется попросить, чтобы меха было поменьше и чтобы «Поволжские сезоны» уже сменили свою локацию: мировые модные показы уже давно проходят то под Эйфелевой башней, то на заброшенных заводах, то на железнодорожных перронах. Театр оперы и балета чудесное место, но там даже с первого ряда внимательно коллекцию не разглядеть.
Остальное, как сказал Александр Васильев в видеообращении на открытии, c'est la vie.
P.S. Александр Васильев не смог лично приехать на «Поволжские сезоны» и вместо себя отправил возглавлять жюри Кристофа Дюбуа-Рюбио. Зато на третьем этаже художественного музея открылась выставка «Художники Васильевы. Вдохновленные театром», где представлены фотографии из архива семьи Васильевых, костюмы Александра Васильева к балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Павильон Армиды» в постановках самарского театра, эскизы костюмов его отца к спектаклям и картины и четыре костюма совместная работа отца с сыном над спектаклем «Волки и овцы» по пьесе А. Островского.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 октября 2019 года, № 19 (169)

Tags: Александр Васильев, Культура Самары, Мода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments