Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Самара в лунном свете

Зоя КОБОЗЕВА *

Плюх подошел к глубокой луже, нагнулся над ней и увидел в воде желтый круг.
– Это луна, – ответил он.
– Ну, какой же ты глупый! – рассмеялась лиса. – Луна на небе одна, а круги – в каждой луже. Неужели ты не понял, что это головки сыра?!
– А почему сыр лежит в воде? – удивился Плюх.
– Чтобы он не засох, – нашлась лиса. – Не теряй времени, Плюх! Бери сачок и вылавливай столько головок сыра, сколько сумеешь унести! Желаю тебе удачи!
Баллод И., Румянцева И. Г. Про маленького поросенка Плюха

Те, кто еще не забыл, как родители возили их на санках из пункта А в пункт Б на одеялках и плюшевых подушках, укутанных поверх цигейковых шубеек пуховыми платками, да с заткнутыми дедушкиным клетчатым носовым платком ртом и носом, да еще с кушачками из старых галстуков, помнят: луна, как голландский сыр, катится по морозному небу за санками весь путь, из пункта А в пункт Б, не отстает.

[Spoiler (click to open)]
Снег скрипит. Наступает Новый год! А вместе с Новым годом – Рождество. И тогда того и жди, что вслед за чертом из трубы какой-нибудь уютной «хрущевки» на Революционной вылетит Солоха в разноцветном платке и душегрее.
С нечистой силой в Самаре много связано. Даже такие экскурсии есть в городе, которые повествуют, где, в каком историко-культурном объекте старого города, притаилась нечисть. Только-только забредаешь к старообрядческой церкви, чтобы рассказать студентам об указе о веротерпимости и «Деле бузулукского мещанина Вакха Пименовича Копанкина», который сдавал хлыстов жандармам, а тут, в темноте двора, стоит народ и слушает городские страшилки и легенды.
Ух, боязно-боязно в ночи, особенно когда горит одинокое окошечко в реставрируемом памятнике архитектуры. А из-под ног в разные стороны так и шныряют дивные рыжие и черные коты – считай, «Майская ночь, или Утопленница». Сразу видно: не коты это, а злая мельничиха – мачеха, обернувшаяся кошкой! Они же, эти коты, безмолвные, замрут в окне старого дома, среди герани притаятся и глазищами своими соединяют миры: старожильский-старосамарский и новый, который так себе, из понаехавших…
Вся прелесть нашего города в том, что он старым местом не исчерпывается. Змеищей вытянулся город вдоль реки. Голова – в Самарке, хвост – в Соку. Так и лежит она, змейка, с Сокольих гор свесившись. И вот где-то на середине ее изумрудного тельца был раньше поселок Яблонька. Плакали дачники, когда эти места захватывал разраставшийся каменный город. Раньше ведь как: после поляны Фрунзе заканчивался обжитой мир города и начинался лесной, дачный мир. Кружевели в звездном небе яблоньки. Летали над ними летучие мыши. Горели керосинки в домиках, увитых виноградом. Особый мир, в дубовых лесах сокрытый, но над рекой древней, вдоль ее берега, вдоль гор, мир полный тайн лесных.
И в этой Яблоньке жило-было озеро Шишига. Ох, сколько же девочек мамы расчесывали, непослушные колтуны раздирали и приговаривали: «Сиди смирно, а то будешь как Шишига!» Потом девочки становились взрослыми и бежали в парикмахерские стричь челки, делать «химии». А мамы в ужасе ахали: «Как Шишига ведь стала!» Вот так все у нас в Самаре: если тащишь много сумок – старательная хозяюшка; муж на печи, а ты тащишь в двух руках – то «как Пиня»! А если от усталости этой бабьей, от забот этих многотрудных разлохматишься – то «как Шишига»!
В мифологии русских крестьян Шишига, или Шишок, – нечистая сила, шишимора-кикимора. Тех, кто знается с нечистой силой, тоже так называли: «шишиги». А в некоторых местностях шишигами называли русалок, которые сидят на берегах и расчесывают свои косы. И у нас также.
Рассказывали, что пошел один рыбак порыбачить на озеро, которое за улицей Ташкентской. Глядь – а там на кочке Шишига сидит и заплетает волосы в косичку. Заметила Шишига мужичка с Ташкентской, испугалась, нырнула в воду, а гребень, которым волосы расчесывала, оставила на кочке. Рыбаку гребень приглянулся. Он забрал его с кочки и принес домой, в новенькую 16-этажку, которая как раз вдоль трамвайной линии расположена.
Вечером, как только всё семейство рыбака улеглось спать, зажужжал лифт. Зажужжал и остановился. Кто-то босыми пяточками прошлепал к двери мужика. И позвонил. «Кто там?» – спросила жена рыбака. И в тишине Шишига жалобно стала умолять рыбака вернуть ей гребень. Рыбак – весь в холодном поту от страха. Жена грозно смотрит. Что за такая Шишига? Разве она поверит в Шишигу? Замирая, выбросил рыбак гребень в окно. Шишига бросилась за ним, схватила проворно и убежала в озеро. Так и бежала она через трамвайную линию: задорная, с косами распущенными, в мокрой рубашке, босая. Добежала и нырнула в озеро.
С Демократической не видно ни озеро это, ни Шишигу. Но если повернуть в сторону Московского шоссе, то можно забрести на его бережок. Там все самарские шишиги собираются, непослушные девочки, которые капризничали, когда их мамы расчесывали. Сидят самарские шишиги на кочках и гребешками сами свои косы расчесывают…
Вот куда нас завел «голландский сыр» – луна! А вообще-то, в древнерусской изобразительной традиции конусообразная, заостренная голова являлась отличительной особенностью бесов. С волосами шишом, то есть зачесанными кверху, изображались бесы в древнерусских иконах. И чёрта в русских говорах называли иногда «шиш», «шишко». А у нас такая голова – сразу за озером Шишигой, внизу у Волги, Лысая гора.
А как же там, в окрестных лесах, леший ближе к утру распевает! Носится леший по тем лесам как угорелый, в ладоши хлопает, хохочет, аукает, свистит, плачет, особенно к петухам неистовствует, сидишь у окна и никак не поймешь: то ли птицы такие диковинные раскричались, то ли сороки, то ли сойки? А это леший наш сорокинский. Стада белок погоняет. Иногда они, ошалев от своего лесного хозяина, при свете луны забегают даже до улицы Советской Армии, забыв всякий страх перед человеком, скачут по крышам, прыгают по балконам, часть их в Загородном парке остаются. Там белки-бельчата засыпают, умаявшись. А как утро наступит – мирные горожане идут их хлебушком и семечками кормить. Кормят и не подозревают, что это ночные подчиненные самарской лесной нечисти.
Как луна катится по городу, в каком направлении, спросите вы? Да как ей заблагорассудится! Лично я думаю, что луна самарская живет в озере Шишига. Лишь только наступает ночь, она выкатывается на крышу нового стадиона. Перепрыгивает с нее на вышку «Орион». Потом перешагивает на разноцветную мигалку телецентра на Советской Армии. С нее кубарем катится на шпили костела. С них сваливается на кирху. С кирхи, задев боком земной шар на Главпочтамте, с плеском рушится в Волгу, чтобы рассыпаться блестящими рыбьими искрами по всему подлунному миру…
***
А еще луна освещает дома, в которых не спят, потому что переживают за своих родных и близких. Не только ведь всё как в сказке в нашей самарской жизни. И в исторической науке тоже не бывает всё как в сказке. А история создается не только в кабинетах великих людей.
Если вслед за луной последовать от площади Революции по улице Куйбышева к Самарке, то в одном старинном доме можно найти дверь, ведущую в мещанскую управу города, вернее, в то место, где раньше была мещанская управа. Все события в жизни горожан оказывались рано или поздно в делопроизводстве этой управы. Мещанские служащие их подклеивали в толстые тетради или переписывали. А после революции все эти документы о жизни горожан попали в архив. В том числе и одно письмо, которое писал какой-то непутевый сын своей матери в Самару.
«Дрожайшая родительница и милостивая государыня маминька Анна Михайловна!
Свидетельствую Вам своё глубочайшее почтение
прошу я вас любезная маминька чтобы вы не отреклись наградить меня своим заочным родительским благословением которое может существовать по гроб моей жизни
Любезной моей сестрице Александре Констиновне свидетельствую я Вам глубочайшее почтение и низко склоняюсь любящим моим единоутробным братцем Якову Константиновичу и Павлу Константиновичу
Любящая маминька
Я верно знаю что вы не имея обо мне через несколько лет никакого известия и находитесь в отчаянии о моей жизни правда что я во время моего странствия претерпевая великие нещастии но при том лишившись дрожайшего своего родителя и придавши его земле 1836 го года января 2 дня… был приведен в худое состояние даже доходил до бешенства потому что больше думать мне другого ничего как только что я опять должен препроводить нищанскую жизнь свою в каземате если бы родитель мой был теперь в живее то может быть и я освобождён был бы … А что теперь касается до освобождения того я не знаю потому дело моё состоит за сенатом. Ав продолжении сего времени как я сижу в каземате с 1853 года марта месяца выступил из Астрахани под строжайшим караулом в ножных и ручных оковах. А на упродовольствие наказанным выдаётся в сутки 5 коп. серебром на хлеб и на привару. Аодежды казённой не дают ни нитки. А хлеб здесь 12 коп. ассигнац. за фунт. И так… голодаем. И при сём случае прошу Вас Дражайшая родительница имею я крайнюю нужду в деньгах и прошу Вас покорно пришлите мне сколечко нибудь денег ещё прошу я вас любезная маминька уведомите меня насчёт моих братьев при какой должности они находятся А ещё насчёт сестрицы за кого она отдана замуж и в какое место и как ея зовут супруга и пропишите мне все обстоятельства подробно а ещё получили от моего хозяина контракт шкатулка с инструментом золотарным… ещё прошу уведомить нащёт дедушки Петра Иванова и бабушки Федосьи Степановны что они живы или нет попрошу уведомить меня но при том ещё надеюсь что буду освобождён по манифесту только затем ещё содерживаюсь под арестом пока из сената придёт моё дело При конце сего письма писать… более непредвижу Остаюсь жив и здоров навсегдашний покорнейше сын Ваш/Иван Константинов Уланов если будете писать письмо пошлите в Ставропольскую губернию в г. Кизляр Его благородию Алексею Павловичу смортителю тюремного замка с передачею Ивану Константинову Уланову… 1857 го января 27 Любезный сын Иван Уланов» **.
Какое дело равнодушной Луне и холодной Истории до этого Ивана Уланова, писавшего в Самару маменьке своей письмо более ста лет назад? Но город – это не только официальная история, официальные даты и официальные памятники. Город – это еще луна, освещающая своим волшебным светом легенды, мифы, забытые озера, исчезнувшие поселки, районы и забытых маленьких героев большой истории, горожан, с их подлунными горестями и радостями, которые что сто лет назад, что сейчас – одни и те же…

* Доктор исторических наук, профессор Самарского университета.
** Сохранены орфография и пунктуация оригинала.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 октября 2019 года, № 19 (169)
Tags: Культура Самары
Subscribe

  • Как в Самару приезжала КГБ и что из этого вышло

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Фото из архива Сергея ОСЬМАЧКИНА «Докатилась Наталья Анатольевна! –…

  • След кровавый

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * Чувствовать себя внутри художественного произведения прикольно и весело. Даже если оно, это произведение, обогнало тебя…

  • Всё и сразу

    Ксения ГАРАНИНА * Фото Алёны АБРОСЬКИНОЙ С 7 по 20 июня на 2-й очереди самарской набережной прошел самый масштабный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments