Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Погодные сводки с «Пластилинового дождя»

Ксения ГАРАНИНА
Фото Екатерины ОЛЕНИНОЙ

Международный фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь» – один из самых любимых у самарцев. Его ценят за легкую атмосферу, добрый нрав и шутливое настроение. Артисты на ходулях, сложные акробатические номера, забавные сценки – всё это разбредалось по Струковскому саду и доставляло радость каждому, кто заходил в парк в последние выходные августа.

Но несколько лет назад у фестиваля началась полоса невезения: то Струковский сад закрылся на реставрацию, то конкурс на проведение мероприятия выиграла чужая компания, то просто не хватало денег на полномасштабный проект. Кажется, что в этом году организаторы, вновь не собрав нужной суммы, смирились со своей горемычной судьбой, опубликовав в социальных сетях официальное обращение о том, что этим летом «Пластилинового дождя» не будет. Но самарцы, видимо, любят этот праздник больше, чем сами организаторы. Поэтому они начали активно писать губернатору просьбы не лишать город столь яркого и доброго праздника и найти деньги на его проведение.

[Spoiler (click to open)]
Вместе с деньгами к организаторам вернулся энтузиазм. Чтобы успеть собрать фестиваль и попасть в насыщенную афишу Самары (летом и в начале осени каждые выходные отмечены каким-то масштабным культурным событием), было принято решение назначить даты «Пластилинового дождя» на третьи выходные сентября. Но все оказалось не так просто, и фестиваль «Пластилиновый дождь» в этом году стал испытанием на любовь к уличному искусству как для жителей города, так и для участников.

Аисты и космос

На этот раз «Пластилиновый дождь» получил в свое распоряжение весь Струковский сад. В программе было заявлено сразу две главных театральных площадки – на спуске, рядом с гротом, и на открытой сцене рядом со скейт-площадкой. Плюс была музыкальная палатка, галерея торговцев, беседка с едой, детский загончик и несколько инсталляций. Не обошлось и без десанта артистов на ходулях – на радость детям и их родителям.
За несколько дней до фестиваля по городу прошел небольшой ураган. Попадали деревья, пообрывались провода, небо затянулось свинцовыми тучами и постоянно лил дождь. Мало у кого было настроение идти куда-то в такую погоду. Но в субботу с утра дождя не было, синоптики обещали плюс семнадцать, и еще была жива надежда на бабье лето.
К началу фестиваля, запланированному на два часа, начали робко подтягиваться люди. На самом шествии-открытии зрителей было раз в пять меньше, чем артистов, и раз в десять меньше, чем свадебных процессий в Струковском в этот день. После торжественных слов и благодарностей уличному театру «Пластилиновый дождь» – идеологу и организационному ядру фестиваля – начались первые представления.
На сцене рядом со скейт-парком появились хозяева фестиваля с лирическим перформансом «Из жизни аистов». К этому моменту уже все места на лавочках перед сценой были заняты. Артисты рассказали историю об аистах, которые, как всем известно, приносят детей. Они бегали на ходулях с запеленатыми подарочками, показывали акробатические номера, пытались шутить со зрителями. В конце каждый аист нашел в толпе зрителей свой подарочек, который он якобы когда-то принес счастливым родителям. Это действительно выглядело очень мило. Гостям фестиваля все очень нравилось, но буквально через пять минут после окончания перформанса начался дождь, полетел мелкий град, и все разбежались. Лишь из музыкальной палатки продолжали звучать лирические песни.
После дождя стало совсем холодно. Спектакль «Лунь» петербургского театра Vokrug перебросили в Летний театр, отвоевав его у свадебных процессий. Артисты Vokrug начали представление. Они не лезли на сцену, а создавали ее вокруг себя, вовлекая в действие зрителей.
«Лунь» начался с того, что зрители растянули большое белое полотно по кругу, и в его прорезях периодически появлялись различные персонажи. Вокруг полотна гулял капитан в большой фуражке и забрасывал туда удочку. В конце представления из прорези в середине полотна высунулась девушка, полотно обрезали по краям, оставив каждому из зрителей, кто его держал, по кусочку. В итоге полотно превратилось в длинную белую юбку со шлейфом. Белая девушка с шариком в руках пошла на выход из театра, зазывая с собой зрителей. На улице шарик отпустили, он улетел, зрители похлопали, спектакль завершился. Выяснилось, что спектакль о покорении человеком космоса.
К этому времени дождь на улице прекратился, и выступления продолжились по заявленной программе. На сцене около скейт-парка уже вовсю играли самарские коллективы. Даже маленькие дети восхищались их самоотверженностью: пока все кутались в теплые куртки, натягивали шапки, крутили шарфы, артисты выступали на сцене в майках и босиком.
Следующая большая премьера дня – спектакль «Корабль дураков» театра «Легкие крылья» из нефтяной столицы Татарстана г. Альметьевска. Их выступление запомнилось в первую очередь тем, что во время его наконец-то появилось солнце. А так это было максимально аляповатое и бесфантазийное представление – ну, костюмы поярче, постоянные хлопушки и макет корабля, который возили по кругу на веревочке.
По сравнению с ним спектакль «Охра» московского театра «Альтерум» – глубокая философская притча с тонкими психологическими аллюзиями. «Охра» и правда имела сложный сюжет, свой философский подтекст, но, будем честны, смотреть достаточно медленный и медитативный спектакль в такой холод – тяжело. И когда зрители поняли, что сейчас всех снова окунут в мир стимпанка, как и каждый раз на «Пластилиновом дожде», многие начали перебираться к музыкальной сцене. Ежегодное «ку» из «Кин-дза-дзы» – повод для некоторых зрителей упрекнуть фестиваль в однообразии.
Решение посмотреть максимально все спектакли в субботу и не оставлять на воскресенье итальянские и аргентинские театры было самым верным. Потому что на следующий день их можно было и не увидеть вовсе.
Пока на сцене около скейт-парка театр огня и света «Адреналин» показывал свое очередное шоу, крутя огненные кольца и кидаясь факелами, рядом с гротом уже поставили высокий пилон и ждали аргентинский ManoAmano Circus Company, такой привычный уличный театр с элементами клоунады, пантомимы, акробатическими номерами. Следовавшие за аргентинцами итальянцы – Creme&Brulèв тот же набор добавили еще немного огня.

Экстрим и Пушкин

Во второй день фестиваля дождь начался с самого утра и шел до вечера. Вся программа у организаторов «поплыла», осталась только одна сцена в Летнем театре. Лишь театр «Пластилиновый дождь» осмелился показать свой перформанс «Ловцы снов» на улице. У них не было выбора: для представления требовался подъемный кран и высокие ростовые куклы из железных деталей и шестеренок. Перформанс был героическим: на кране поднимали в небо большое кольцо, в котором показывали акробатические номера артисты, все это проходило под сильный ветер и дождь. Номера в воздухе выглядели экстремальными. Даже просто стоять и смотреть представление в такую погоду было тяжело, каково было артистам – даже представить сложно.
В Летнем театре снова выступал театр Vokrug. В этот раз «белолицые» показывали «Сашины сказки», вдохновившись творчеством Александра Пушкина. В представлении забавные старички превращались в детей, стойки с вешалками кружили хороводы, книжки улетали в зал. Возможно, это было одно из самых ярких и забавных выступлений на фестивале.
Программа «Пластилинового дождя» в этом году была интересна. Кажется, что все на этом фестивале было умножено на два: в два раза больше ярких спектаклей, в два раза больше ходулистов, в два раза экстремальнее, но в два раза холоднее и в два раза меньше зрителей.
Когда-то «Пластилиновый дождь» был самым главным событием лета, его очень ждали и все старались попасть на большинство представлений, но за несколько лет в Самаре появилась еще серия ярких уличных фестивалей. Тот же «ВолгаФест» в этом году привозил крутой петербургский «Упсала цирк» и знаменитый театр AXE. За неделю до «Пластилинового дождя» в Летнем театре выступал московский театр «Эскизы в пространстве» со спектаклем «Белый лес». А весной на фестивале «ПоМост» артисты испанского театра Grupo Piga поднимались в сфере с акробатическими номерами очень высоко и очень эффектно.
То есть можно подтвердить: магией уличного театра самарцев стало удивлять всё труднее. У «Пластилинового дождя» в этом году была отличная программа, но его всегда ценили именно за легкую и добрую атмосферу праздника, а в этом году атмосфера сводилась к мысли о героическом преодолении погодных условий как артистами, так и зрителями. Конечно, погода переменчива – и кто бы мог подумать, что в Самаре в конце сентября может пойти дождь? Даже задуматься и просто организовать пространство в Летнем театре сразу, а не комкав афишу в последний момент, организаторы не решились. Может быть, просто «Пластилиновому дождю» сейчас интереснее заниматься только зимним фестивалем в торговых центрах?

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 10 октября 2019 года, № 18 (168)
Tags: Культура Самары, Театр
Subscribe

  • Творческая вершина «потерянного классика»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Фото Ирины ЦАРЁВСКОЙ В концертном зале Пушкинского народного дома в канун 76-й годовщины Победы состоялось исполнение…

  • Подлинник

    Дмитрий ДЯТЛОВ * – Здравствуйте, месье Равель! Я вам писал… – А, так это вы, молодой человек! Что же вы играете из…

  • И слово в музыку вернись…

    Татьяна КОЛЫШЕВА * 8 мая отметила свой юбилей создатель «ТЕАТРА СЛОВА КЛАРЫ САРКИСЯН», уникального явления в культурной жизни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments