Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Седьмая симфония». Пролог

Дмитрий ДЯТЛОВ *
Фото Павла РЕДИНА (ИА «Красная весна»)

– Я одно время думал: пропала моя борода! Я хотел в балет идти, обрить бороду. У меня друзья в балете – на душе у него высокие мысли, а ноги пляшут. Я оттого и хотел в балет идти.
Из бесед А. Б. Гольденвейзера с Л. Н. Толстым

На главной площади областной столицы состоялся первый концерт музыкального фестиваля «Седьмая симфония». Фестиваль посвящен Дмитрию Шостаковичу, с именем которого связана яркая страница самарской культуры. Здесь, в «запасной столице» Советского Союза, в марте 1942 года состоялась премьера «Ленинградской» симфонии великого композитора.

[Spoiler (click to open)]
Первый концерт фестиваля собрал под открытым небом полный зал слушателей и множество артистов: Академический симфонический оркестр Самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова и молодые солисты Государственного академического Большого театра России – Ольга Селиверстова (сопрано), Мария Лобанова (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Константин Шушаков (баритон), Бехзод Давронов (тенор) и Валерий Макаров (тенор); сводный детский хор учащихся ДМШ № 1 имени Д. Д. Шостаковича, ДМХШ № 1, ДМШ № 4, ДМШ имени П. И. Чайковского (коллектив подготовили хормейстеры Екатерина Попова, Полина Ефимова, Маргарита Гордеева, Елена Герасимова, Алла Токарева, Галина Толстова, Надежда Горюшкина).
Насыщенная программа состояла не только из произведений Шостаковича. Прозвучала музыка П. Чайковского, А. Аренского, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Дж. Россини, Ж. Оффенбаха. Воздействие музыки было усилено видеопроекциями на больших экранах: таким образом, слушатели-зрители могли видеть фильм с воспоминаниями о Шостаковиче, видеопоздравления с Днем города и открытием памятника композитору в сквере у оперного театра (скульптура работы Зураба Церетели была торжественно представлена в этот же вечер). Поздравили самарцев Тамара Синявская, Михаил Лавровский и Ирина Шостакович.
После исполнения «Праздничной увертюры», песен «Родина слышит» (сл. Е. Долматовского) и «О встречном» (сл. Б. Корнилова) детским хором и симфоническим оркестром, с поздравительными речами выступили официальные лица. Глава региона Дмитрий Азаров выразил радость по поводу открытия памятника и возрождения традиции концертов классической музыки под открытым небом, а депутат Александр Хинштейн назвал самарцев творческими людьми, которые «куют будущее, опираясь на свои истоки». Глава города Елена Лапушкина напомнила собравшимся о тесных связях Шостаковича и Самары, а Зураб Церетели предложил изваять всех самарцев в бронзе…
После отбытия высоких гостей ведущие концерта Ирина Цыганова и Михаил Кузнецов приступили к артподготовке, подводящей, наконец, к Седьмой симфонии. В страстном монологе, всё более возвышая голос, они, казалось, превзошли Алексея Толстого, написавшего в 1942 году: «Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке… Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами… За красоту мира льется кровь. Красота – это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота – это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека… Перед слушателями раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться… Вот – вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете... завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения».
Музыкальный фестиваль, названный «Седьмая симфония», готов был сказать свое главное слово. Но вдруг со сцены объявляют: «Седьмая симфония Шостаковича!.. «Ленинградская»!.. Фрагменты первой части и финала»…
Четырехчастный симфонический цикл гениального мастера, который в среднем звучит один час пятнадцать минут, был исполнен за двадцать минут. Такой компромисс связан, вероятно, с мыслью организаторов о том, что мы утратили способность чтения длинных текстов и не в состоянии воспринять полный симфонический цикл.
Фестиваль «Седьмая симфония» оказался без Седьмой симфонии. Это почти сходно с тем, как вместо обеда вам бы предложили прочесть выдержку из кулинарной книги. Беспощадно купированную симфонию сопровождал видеоряд, составленный из кадров кинохроники. Специально подготовленного монтажа, очевидно, не было. Лишь некоторые кадры блокадного Ленинграда ожидаемо резонировали со звучанием симфонии.
Далее симфонический дайджест был бережно укрыт хитами: музыкой из кинофильмов, оперными ариями и песнями. «Заздравная» Дунаевского – Лебедева-Кумача сменялась арией Неморино из оперы «Любовный напиток» Доницетти, вердиевская «Виолетта» предваряла «Онегина» Чайковского. «Страстью и нежностью сердце трепещет», – сладко выводил тенор зажигательную мелодию Аренского, и тут же Фигаро-баритон, подмигивая, тараторил о своих жизненных перипетиях. Разбитная роковая Кармен Бизе соседствовала с игривой юной Джульеттой Гуно. И тут уж никак было не обойтись без Песенки Герцога из «Риголетто» (помните – «Сердце красавицы…»?) и Застольной из «Травиаты» Верди.
Справедливости ради следует упомянуть и музыку Шостаковича, прозвучавшую среди этого разнотравья: «Пробуждение весны» из цикла «Сатиры» на стихи Саши Черного и Ариозо Катерины из оперы «Катерина Измайлова». Как это у поэта? «Смешались кони, люди…», или по-другому: на каждого Баха найдется свой Оффенбах!
Каким же нужно обладать профессионализмом, чтобы связать все это разнообразие! И посвятить Шостаковичу! Со сцены нам рассказывали об артистах Большого театра, квартировавших в тыловой столице, о филармонических концертах той поры, зачитывали афиши и выдержки из газет военного времени, рассказывали истории с громкими фамилиями.
Более всего в сознании закрепились слова, произнесенные многократно и нараспев с почти надрывным пафосом: «Академический!..», раскатистое: «Народный!..» и с подъемом через всю тесситуру: «Великий!..» Говорят, к хорошему быстро привыкаешь. А к плохому? Вряд ли. Два часа концерта не смогли смирить бунтующего слуха. Звучание симфонического оркестра и солистов, пропущенное через электрическое усиление, было почти невыносимо.
А ведь есть профессия – звукорежиссер (audio engineer, sound director). Это «творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука». И дело не только в громкости, невозможной для представленного репертуара. Чистота тембров, ясность красок, полнота гармонических вертикалей, естественность звучания инструментов и голосов – элементарные требования к звучанию, а ничего из этого мы и не услышали. Может, объявить краудфандинг и как во времена петровские отправить за море (ну, или в близлежащую консерваторию) хотя бы одного самарского деятеля звука обучаться искусству работы с художественным материалом?..
Музыканты же совсем не виноваты. Оркестр и солисты, многочисленные юные артисты хора работали самоотверженно и честно. По-осеннему холодный вечер был отнюдь не в помощь исполнителям. Отсюда некоторые огрехи и недочеты, досадные промахи, которые, впрочем, не повлияли на общее впечатление. Для вокалистов же петь на холодном воздухе вообще опасно. Несмотря на экстремальные обстоятельства, и самарские артисты, и гости из Москвы проявили лучшие музыкантские качества, создали череду художественных образов, доставили радость любителям классического музыкального искусства. Если бы не стилевая и жанровая сумятица...
***
Музыкальный фестиваль «Седьмая симфония», посвященный Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, обещает быть крупным событием осени. В его программе концерты «Шостакович-гала» и «Новые имена Самары» в зале филармонии, где будет исполнена Симфония № 5 Шостаковича, а также сцены из опер, вокальные и инструментальные произведения русских композиторов. В институте культуры пройдет концерт «Шостакович и Слонимский: самарские легенды». Музей Модерна даст концерт «Три гения модерна: Метнер, Стравинский, Шостакович». Композитор Алла Виноградова представит юных авторов Поволжья в зале Детской музыкальной школы имени Шостаковича. Публичная библиотека примет у себя известных российских музыковедов в рамках творческого лектория «Говорим о Шостаковиче».
В программах концертов, кроме Пятой симфонии, еще не исполненной, и Седьмой, уже не исполненной, крупных полотен Шостаковича нет. А что же есть? Множество камерной музыки не только великого отечественного композитора XX столетия, но и других значительных авторов прошлого и современности. Но если мы упоминаем имя Шостаковича, то должны отдавать себе отчет в том, что он, прежде всего, крупнейший симфонист. Почему для музыкального фестиваля выбрано название «Седьмая симфония», слишком понятно. Но, друзья, давайте будем внимательнее к тому, что говорим и что делаем. Ведь мы имеем дело с художественными произведениями, где чувство меры и вкуса обязательно, где форма неотделима от содержания. А то получается, что мы ищем любой повод для самовыражения, невзирая ни на что. Перефразируя героя одного отечественного фильма, можно заметить: жажда творчества не должна быть чрезмерной, лучше, если она будет комнатной температуры.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК, член Союза композиторов и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 19 сентября 2019 года, № 17 (167)
Tags: Академическач музыка, Культура Самары, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment